Классный час "Не делай другому того, чего не пожелаешь себе"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


“Никогда не забывай, что рядом с тобой
мысли и чувства других людей”
В.А. Сухомлинский.

Результаты деятельности:

Личностный результат – развитие у обучающихся осознания своей уникальности и необходимости.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные – планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные – осуществлять анализ собственных положительных качеств, устанавливать наличие положительных качеств во всех людях, использовать знаково-символические средства для создания плаката “Рецепт построения доброго общения”;
  • коммуникативные – участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметный результат – называть положительные качества у себя и окружающих.

Цель: развитие у обучающихся осознания своей уникальности и необходимости через анализ собственных положительных качеств, установление наличия положительных качеств во всех людях и создание плаката “Рецепт построения доброго общения” в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Материалы для занятия: маркеры, ручки, листочки, ватман.

Ход занятия

Организационный момент. Объединение по группам.

Упражнение “Фруктовый салат”. Дети становятся в круг, взявшись за руки, и по очереди называют фрукты, количество, которых совпадают с количеством групп. Затем садятся за столы в соответствии с рисунками. Учитель напоминает детям правила совместной работы.

Вводная беседа. Актуализация темы.

(Музыка, шум моря)

- Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров.

- Что в этой ситуации хорошего и плохого?

(+) (-)
Делаю что хочу (свобода, независимость) Скучно
Никто не обижает Нет общения

- Но если будет общение, рядом будет другой человек, сможете ли вы продолжить делать только то, что хотите?

- Какое общение вам необходимо? С кем?

Волшебник дает вам возможность выбрать одного друга для общения на всю жизнь: Успех, Радость, Удачу, Красоту, Доброту, Богатство.

- Кого вы выбираете? Почему?

- Достаточно ли нам доброты в повседневной жизни?

- Можем ли мы сказать, что живем в добром обществе?

- Можем ли мы рассчитывать на доброе отношение к себе, если сами обижаем других?

Вывод. Если хочешь добра, никому не делай зла.

- Сегодня во время беседы мы обсудили рецепт построения доброго общения: “Не делай другому того, чего не пожелаешь себе”.

Метод “Микрофон”

- Мы живем в обществе. Мы его частички. Какими будем мы, таким будет наше общество. Порой даже двое не могут прийти к согласию.

Ситуация 1. Два человека живут в одном доме. Один любит классическую музыку, другой современную. Один любит читать книги в тишине, а другой – смотреть телевизор… .

- Постоянно сталкиваются их интересы, возникают ссоры.

- Что вы им посоветуете?

(в микрофон высказывают предложения)

Вывод. Им нужно договориться (принять правила поведения)

- Что придумали люди, чтобы жить рядом с другими в мире и согласии? (правила)

- Правильно. Люди придумали правила поведения. Некоторые правила написаны, некоторые произносятся устно.

- Какие правила поведения вы знаете?

1. Правила поведения в школе.

2. Правила поведения в общественном месте (Этикет)

3. Правила поведения, обязательные для всех людей в государстве (Закон)

- Как называется человек, который выполняет правила поведения в обществе? (Воспитанный человек)

Работа в группах. На столах лежат листочки, на которых нарисованы солнце с лучиками и тучка с капельками дождя.

- На лучиках напишите качества воспитанного человека, а на капельках – качества невоспитанного человека. (Представители групп по очереди называют написанные качества. Учитель записывает на приготовленный рисунок на доске.)

Познай себя. Учитель предлагает всем задуматься, какие качества присущи ему, какие необходимо развивать? От каких качеств хотелось бы избавиться? (По желанию можно огласить.)

Как бывает? Ситуация 2. (Инсценировка)

Девочка пришла в школу после болезни краснухой. На ее лице остались следы от зеленки и ранки. Ее встретили одноклассники:

- Ой, какая ты смешная?

- Ты долго будешь ходить такая некрасивая?

- Даже зеленка на носу.

- А мы ездили на экскурсию, ты такое пропустила.

- Мы столько новых тем изучили. Ты теперь ничего не поймешь. Да ты и раньше не понимала.

- Что чувствует девочка?

- Хотели бы вы быть на ее месте?

- Если мы так поступаем, значит, считаем такое поведение нормальным, таким образом, даем разрешение другим так же поступать по отношению к себе.

Вывод. Если мы не хотим, чтобы с нами так поступали, то и мы так делать будем.

- Как можно поднять настроение этой девочке?

Вывод. Самая большая ошибка – не исправить своих ошибок.

Мозговой штурм.

- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие? (На доске или на ватмане рисунок, в центре которого “Я”. Напротив стрелочек, идущих к “Я” записываем желаемое.)

- Зависит ли отношение к вам от вашего отношения к другим? Как?

- В таком случае стрелочку необходимо сделать двусторонней.

- С кого начнем изменение общества к лучшему? (С себя)

Итог занятия.

- Согласны ли вы с рецептом построения доброго общения?

- Согласны ли вы принять правило: “Начни с себя”?

Рефлексия.

Упражнение “Рюкзак впечатлений”

Детям предлагается положить в рюкзак карточку того цвета, который отвечает их впечатлениям и эмоциям:

  • желтая, если было поучительно, интересно;
  • зеленая, если будете стараться поступать хорошо, принимаете правило “Начни с себя”;
  • синяя, если считаете, что зря потратили время.

- Спасибо всем за помощь и активную работу.