Семинар-практикум для родителей: «Знание родителями аспектов нормального полового развития – гарант безопасного воспитания ребенка»

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель семинара-практикума: знакомство родителей с аспектами нормального полового развития ребенка и способах его защиты от сексуального насилия.

Задачи семинара-практикума:

  • Познакомить родителей с возрастными закономерностями и особенностями психосексуального развития ребенка.
  • Показать родителям разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
  • Рассказать родителям о формировании половой идентичности у ребенка, полоролевой ориентации и осознания половой принадлежности.
  • Познакомить родителей со способами защиты ребенка от сексуального насилия.

План семинара-практикума:

  1. Приветствие. Правила в группе.
  2. Шеринг.
  3. Упражнение на разогрев “Я женщина, потому что ...; я мужчина, потому что ...”.
  4. Ключевые понятия по теме.
  5. Исследовательское упражнение “Допустимое и недопустимое сексуальное поведение”.
  6. Дискуссия “Приемлемое и неприемлемое поведение”.
  7. Мини-лекция “Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка”.
  8. Подведение итогов лекции “Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере”.
  9. Формирующее упражнение “5 родительских вопросов себе”.
  10. Мини-лекция “Ошибки родителей”.
  11. Дискуссия “Как защитить ребенка от сексуального насилия”.
  12. Рефлексия.

1. Приветствие. Правила работы в группе

Здравствуйте, уважаемые взрослые (ведущий представляется, коротко рассказывает о себе).

Чтобы нам было комфортно работать, предлагаю внести следующие правила:

Правило “безопасность группы” (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).

Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от семинара-практикума).

Правило “здесь и теперь” (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).

Правила обратной связи:

  • говорить по-существу,
  • каждый говорит за себя и от своего имени,
  • один говорит, другие – слушают,
  • без оценок.

Правило “уважение к другим”:

  • отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок.

Все согласны? Может быть, вы хотите что-то дополнить? Хорошо.

Мы сегодня вместе с вами разберем одну из очень важных тем. Она не простая, деликатная, тема, которая проходит красной нитью через всю нашу жизнь и от грамотного, адекватного ее понимания зависит очень многое. Зависит то, как мы себя и других воспринимаем, как мы к себе и к другим относимся, чем руководствуемся, когда выбираем себе профессию, друзей, спутника жизни и многое другое, жизнь в целом тоже от этого зависит. Тема сегодняшней нашей встречи “Знание родителями аспектов нормального полового развития – гарант безопасного воспитания ребенка”.

2. Шеринг

Тема очень большая, хочется, чтобы она для вас была полезной, поэтому прошу вас сейчас каждого назвать свое имя и сказать о личных ожиданиях от этой темы.

Группе предлагаются две пары вопросов:

Первая пара:

1) “Почему вы пришли на этот семинар-практикум?”.

2) “Что вы хотите получить от этого семинара-практикума?”.

При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй – к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее.

Вторая пара:

1) “Чего вы ожидаете от семинара-практикума? Каким он, по-вашему, должен быть?”.

2) “Что для вас будет лучшим результатом семинара-практикума?”.

Эта пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на процесс (первый вопрос) либо на результат (второй вопрос).

Каждый участник, называет свое имя и отвечает на предложенные вопросы.

3. Упражнение на разогрев

“Я женщина, потому что ...; я мужчина, потому что ...”

Спасибо что поделись ожиданиями. Предлагаю вам упражнение, которое подготовит нас к серьезной работе и станет подсказкой вам, когда начнем глубоко разбирать тему полового воспитания.

Я прошу поменяться местами всех мужчин. Спасибо. А теперь поменяйтесь местами все женщины. Спасибо. А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами все: и женщины и мужчины. Спасибо.

Теперь вам нужно назвать свою половую принадлежность и подтвердить, почему вы так думаете. Например: “я мужчина, потому что ... (и дальше ваше виденье)” или “я женщина, потому что ... (и дальше ваше виденье)”. Прошу это сделать быстро.

4. Ключевые понятия по теме

Замечательно все справились.

То, что мы с вами сейчас продемонстрировали сводится к двум понятиям: половая идентификация и гендерное поведение. Мы в процессе занятия будем их использовать.

Половая идентификация – принятие мальчиками и девочками мужской или женской роли.

Гендерное поведение – это поведение в соответствии с принятой половой ролью.

И еще одно определение к нему мы будем так же обращаться сегодня.

Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение.

5. Исследовательское упражнение

“Допустимое и недопустимое сексуальное поведение”

Прошу рассчитаться на 1, 2, 3. Разделитесь на группы: первая группа здесь, вторая здесь, третья здесь. Каждая группа сможет побывать в роли ребенка (задающего вопрос), родителя (отвечающего на этот вопрос) и стороннего наблюдателя. Когда две группы (родитель и ребенок) будут взаимодействовать, роль наблюдателей очень важная: они должны будут записывать, то важное, что они увидят в этой ситуации.

Сейчас каждая группа получит по две карточки с заданиями (Приложение 1). На подготовку у вас будет 5 минут. Внутри вашей мини-группы вы готовите свой вариант реагирования на предложенную ситуацию, записываете его. Когда прозвонит колокольчик, мы начнем обсуждение ситуаций.

Сейчас одна группа будет родителем, другая ребенком. Группа наблюдателей внимательно следит за ситуацией и фиксирует то, что считает важным, эмоции родителей, их ответы, реакцию ребенка на ответ, был ли ребенок удовлетворен ответом. Позже мы будем подробно разбирать эти ситуации.

Итак, группа номер один – ребенок, группа номер два – родитель. Ситуация реальная. Ребенок обращается с вопросом к родителю. Кто в команде родителей готов быть мамой и папой? Хорошо. Близкие родственники участвуют и всячески поддерживают маму и папу.

Итак, ребенок это может быть самый любознательный из группы, проигрывает или озвучивает ситуацию. Вы родители должны сразу отреагировать на неё.

Спасибо. Сейчас все кто участвовал в этом упражнение, снимите с себя роль. Скажите: “Я не ребенок, я ... (назовите свое имя)”. Это очень важно сделать.

Шеринг после исследовательского упражнения:

Сложно было отвечать на вопросы ребенка?

Какой необходимо владеть информацией, чтобы адекватно отреагировать на такие ситуации?

6. Дискуссия “Приемлемое и неприемлемое поведение”

Исходя из нашего опыта, давайте заполним таблицу приемлемое и неприемлемое поведение ребенка. Я прошу высказаться каждому. Другими словами нормальное, допустимое поведение или чрезмерно сексуализированное поведение.

(Высказывания записываются в таблицу).

Как видно из списка любое, в том числе и сексуализированное поведение ребенка определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом.

Дети естественным образом проявляют любопытство в отношении собственного тела и тел других людей, они могут исследовать сексуальные особенности собственного тела и принимать участие в соответствующих играх с другими детьми. Такое поведение является неотъемлемым этапом развития, поэтому следует проводить границу между нормальными проявлениями сексуальности и черезмерно сексуализированным поведением

Какие именно проявления можно считать нормальными, а какие излишне сексуализированными для его возраста мы обсудит после 15 минутного перерыва. Дальше мы с вами определимся с понятием нормальное исследовательское поведение в половой сфере. Разберем возможные ошибки родителей и придем к пониманию как уберечь ребенка от сексуального насилия).

7. Мини-лекция “Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка” (по материалам Г.С. Васильченко)

(Приложение 2)

8. Подведение итогов лекции “Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере” (по материалам тренинга В.Н. Ослон)

Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере:

  • Ограниченно во времени.
  • Происходит при участии ровесников (а не старших детей или взрослых).
  • Заключается в разглядывании и ощупывании соответствующих частей тела.
  • Движущей силой является любопытство, а не принуждение.
  • Все дети участвуют в игре добровольно.
  • Своеобразная реакция детей (хихиканье, словечки для обозначения частей тела).
  • Дети смущаются, если их заставляют за этим занятием взрослые.
  • Поведение прекращается по просьбе взрослого.
  • В случаях, выходящих за описанные рамки, нужна консультация сексолога.

Итак, если это сексуальная игра, так называемая норма, она характеризуется спонтанностью, добродушием, взаимностью, включает веселье, смех, смущение.

Если это проблемное сексуальное поведение оно характеризуется доминированием, силой, угрозами, насилием, принуждением и компульсивностью (навязчивое состояние, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, хотя и осознаются как неправильные. Это реакция на внутреннюю тревогу, когда индивид чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение).

Дети часто демонстрируют тревожность, враждебность, напряжение и более высокий уровень возбуждения. Такое их сексуальное поведение должно привлечь внимание родителей и взрослых, которым стоит попытаться отвлечь детей.

Дети могут имитировать взрослую сексуальность. Например, попытки имитации полового акта с другим ребенком или куклой, мягкой игрушкой, попытки поместить какой-либо предмет в собственный анус или влагалище или анус, влагалище другого ребенка, орально – генитальный контакт, потребность в том, чтобы другие принимали участие в специфических сексуальных действиях вместе с ребенком.

9. Формирующее упражнение “5 родительских вопросов себе” (по материалам тренинга В.Н. Ослон)

Чтобы адекватно оценить ситуацию родитель должен задать себе 5 вопросов:

  1. Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного развития?
  2. Соответствует ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим параметрам?
  3. Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят принудительный характер (например, имеют место запугивание, использование силы, хитрость или уговоры)?
  4. Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное ребенку чувство смущения?
  5. Может ли ребенок контролировать свое поведение?

Уважаемые родители, вернемся к нашим ситуациям, уже имея знания возрастных особенностей психосексуального развития и, держа перед собой шпаргалку с вопросами, пересмотрим им.

10. Мини-лекция “Ошибки родителей”

(Приложение 3)

11. Дискуссия “Как защитить ребенка от сексуального насилия”

Информация для ведущего. Дети, страдающие расстройства привязанности, а также пережившие сексуальное насилие, часто демонстрируют нарушения полового поведения: они мастурбируют, пытаются провоцировать взрослых на эротические прикосновения и др., используют секс как инструмент, например, как способ приобретения друзей. Для этих детей сексуальное поведение может стать механизмом психологической адаптации. Это помогает им преодолевать чувства утраты, отверженности, страха и одиночества. Они ищут других детей с подобными конфликтами, которые, предположительно могут захотеть принять участие во взаимной сексуальной игре.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере и что бы помочь ребенку необходима забота родителей, врачей и психологов.

Информация к размышлению (по материалам тренинга Л.Петрановской):

72,4 % девочек и 54,6% мальчиков в возрасте 11-12 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 46,8% девочек и 31% мальчиков получили эту информацию от своих родителей. 54,6 % девочек и 43,1 % мальчиков в возрасте 15 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 22,4% девочек и 15% мальчиков получили эту информацию о своих родителях. Взрослые отвечают за то, как будет проходить психосексуальное развитие ребенка.

Участники делятся на три группы и в мини-группах отвечают на вопрос “Как защитить ребенка от сексуального насилия?”.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25 % находятся в возрасте от 0 до 5 лет, 35 % – от 6 до 11 лет и 40 % – от 12 до 17 лет.

Одним из лучших способов по защите ребенка от сексуального насилия – профилактика возможного появления таких ситуаций. Для этого родители должны рассказать ребенку, что такое насилие и научить, как нужно действовать в случае возникновения угрозы.

Для этого нужно навсегда усвоить “Правила четырех НЕ”:

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно вечером.

Раздатка для родителей “Защищаем ребенка от сексуального насилия” (Приложение 4).

12. Рефлексия

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы услышать от вас: “Полезна или неполезна была наша сегодняшняя встреча?” и “Что вы сейчас чувствуете?”.

Список литературы

  1. Возрастная психология: учебник / под редакцией А.К. Белоусовой. Ростов н/Д: Феникс. 2012. 591 c. (Высшее образование).
  2. Ильин Е.П. психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 576 с.: ил. (Серия “Мастера психологии”).
  3. Капилина (Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. М.: Никея. 2015. 432 с.
  4. Кроу Г., Эрл Р. Вечное одиночество/пер. с англ. СПб.: Виссон. 2014. 448 с.
  5. Николоси Дж., Николоси Л.Э. Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей / Перевод с английского Я.А. Михневич под редакцией В.С. Стрелова. М.: Независимая фирма “Класс”. 2008. 312 с. (Библиотека психологии и психотерапии).
  6. Сексопатология: справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е. Агарков С.Т. и др., Под ред. Г.С. Васильченко. М. Медицина. 1990. 576 с.: ил.
  7. Синягина Н.Ю. психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. 96 с. (Библиотека школьного психолога).
  8. Степанова М.А. Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2005. 288 с. (Библиотека практического психолога).
  9. Фролова С.В. Психология преодоления ситуации насилия в семье (Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи). СПб.: Речь. 2012. 112 с.