Развитие профессиональных компетентностей специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

Разделы: Инклюзивное образование


Реалии конца XX века, времени такого близкого, с одной стороны, и такого далёкого, с другой, сложились так, что неблагополучия экономического, демографического, социально-бытового и экологического характера напрямую отражались на подрастающем поколении. Дети с проблемами в развитии, в силу ряда причин, оказывались интегрированными в среду сверстников. Именно в это время, по инициативе педагогов и психологов массовых школ, дошкольных учреждений стали появляться психолого-медико-педагогические консилиумы, основной целью которых стало обеспечение оптимальных условий обучения детей, учёт их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей. Именно они были призваны стать проводниками идей интегрированного и инклюзивного образования в России. В Волгограде, время массового создания консилиумов относится к осени 2003 года. Тогда же был создан и консилиум нашего учреждения. Проблемы не одного десятка детей были рассмотрены и деликатно решены на его совещаниях. А родители воспитанников получили квалифицированные советы и стали компетентными помощниками своим детям.

Психолого-медико-педагогический консилиум детского сада и школы как форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения воспитанников, учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании методических рекомендаций Министерства образования РФ “О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения” от 27.03.2000 г. № 127/901-6. В инклюзивном образовательном учреждении сегодня ПМПк – это объединение специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ и разрабатывающих конкретные тактики его сопровождения.

Считая главным предназначением консилиума психолого-медико-педагогическое сопровождение, мы рассматриваем деятельность в составе консилиума как ресурс и средство постоянного развития профессиональной компетентности его участников – специалистов сопровождения. Основные направления деятельности ПМПк при этом заключаются:

  • в методической поддержке, осуществляемой в ходе анализа результатов диагностико-консультационной и коррекционно-развивающей работы;
  • в обеспечении внутренней координации деятельности специалистов в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении детей;
  • в организации работы групп детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении, а именно выявление детей, разработка программного обеспечения, организация мониторинга, обсуждение результатов.

В современной командной работе специалистов психолого-медико-педагогического консилиума реализуются два основных принципа – мультидисциплинарный и междисциплинарный. Мультидисциплинарный принцип заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов ПМПК – от врачей до учителей и воспитателей. Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки и согласования коллегиальных подходов и преломления, а в некоторых случаях серьезной коррекции, мнения каждого из специалистов в зависимости от точки зрения других членов ПМПк. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на председателя консилиума. Важной задачей становится последовательность обсуждения проблем ребенка отдельными специалистами, согласование их позиций.      

Данная деятельность содержит широкий пласт профессионализации специалистов сопровождения. Специалисты разного профиля, освоившие командное взаимодействие, как способ профессиональной деятельности, значительно расширяют спектр своей профессиональной компетентности. Рефлексия специалистов в процессе сопровождения: личностная, интеллектуальная, кооперативная, коммуникативная, спонтанная, индуцированная и регламентированная выводит их на новый уровень понимания сущности инклюзивного образования для ребёнка с ОВЗ и его сверстников. Создание методической копилки консилиума, состоящей из типичных и неординарных случаев, способствует оптимизации работы ПМПк.

Особую компетентность специалиста консилиума составляет проектирование образовательного маршрута ребёнка. Специалист, владеющий основами педагогического проектирования, постепенно овладевает компетентностью оформления индивидуальных кейсов для дальнейшего обмена опытом с коллегами.

Внутренняя координация деятельности специалистов консилиума включается на этапе предварительного анализа ситуации обращения за помощью, конкретизации запроса родителей, совместном обсуждении результатов диагностики. А также в изучении социального статуса семьи, предъявлении конкретных запросов к коллегам, выдвижении рабочих гипотез, определении необходимых специалистов для проведения дополнительных диагностических обследований с целью подтверждения, либо опровержения рабочих гипотез, разработке рекомендаций и плана индивидуального сопровождения ребёнка.

Регламент первичных действий консилиума представляется нам следующим. Специалист выявляет проблему и отслеживает её динамику. Ведёт наблюдение в течение первого года. Особую важность приобретают технологичность и прогностичность диагностических процедур. Именно такой является технология “Обследование речевого развития ребёнка с помощью компьютерных технологий и средств”, имеющая рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО “ВГСПУ” Е,А, Лапп. Авторский опыт работы учителя-логопеда О.В. Епифановой был выдвинут коллективом нашего учреждения на соискание премии города-героя Волгограда в области образования – 2013 и отмечен дипломом.

Консилиум направляет ребёнка на ПМПК (комиссию), специалисты которой определяют статус ребёнка, прописывают специальные образовательные условия (перечень специалистов сопровождения, форму обучения, режим занятий, дополнительные дни отдыха, где сидит, приносит ли еду в своём контейнере, пишет, если не хочет отвечать устно, форму сдачи государственной итоговой аттестации). Это стратегический ресурс на 1 год – именно столько действуют заключение и рекомендации ПМПК. На сегодняшний день рекомендуется проходить обследование в условиях ПМПК по мере смены ступеней образования. В детском саду, по окончании обучения в дошкольном учреждении, при переходе из начальной в среднюю школу и т.д.. Государственная гарантия по обеспечению специальных образовательных условий для ребёнка с ОВЗ по “Закону об образовании” зависит от руководителя ОО. Необходимо учитывать, что средства на обучение ребёнка с особыми возможностями здоровья выделяются под “гербовую” печать психолого-медико-педагогической комиссии или ППМС-центра. Вместе с родителями психолого-медико-педагогический консилиум получает заключение и рекомендации, “включает” ребёнка и организует его постоянное сопровождение. Дальнейшая деятельность консилиума образовательной организации заключается в обсуждении специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, сложившейся вокруг него образовательной ситуации. В разработке и реализации общей стратегии, заданной ПМПК и конкретных тактик “включения” ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику данной образовательной организации.

Задачами психолого-медико-педагогического консилиума являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его “включения” в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, класса, в которые “включён” ребенок с ОВЗ.

Таким образом, ПМПк (консилиум) – это тактический ресурс сопровождения ребёнка с ОВЗ, определяющий тактику сопровождения. Инклюзия заключается в том, что адаптированная основная образовательная программа может быть реализована в любом учреждении. Основные адаптированные образовательные программы размещены на сайте: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.

Что могут и должны организовать специалисты ПМПк и ПМПК в связке?

  • Работу с родителями по формированию мотивации к обследованию на ПМПК (видеозапись, динамическое наблюдение, протоколы педсовета).
  • Инициацию дополнительного обследования, с целью внесения изменений.
  • Выездные заседания ПМПК для совместного наблюдения со специалистами консилиума на месте.
  • Мониторинговую деятельность специалистов ПМПК: выход для контроля, помощь в составлении индивидуальных образовательных маршрутов.

На сегодняшний день известно, что министерского положения о ПМПк не будет. Каждая организация должна будет создать своё положение, свой локальный акт. Специалисты консилиума в содружестве с руководителем образовательной организации должны овладеть компетентностью написания подобных документов. Приказом по ОО необходимо предусмотреть “плавающий” состав консилиума. По договору, к его работе могут привлекаться любые специалисты: логопед, дефектолог, сурдолог, ассистент (помощник), в отличие от тьютора, сурдопереводчик из социальной службы. Появляется особый документ о соблюдении конфиденциальности информации, как в ПМПК, так и в ПМПк.

О реализации государственной программы “Доступная среда 2011-20015” в образовательных учреждениях Советского района Волгограда наша статья “Доступная среда: учимся жить вместе” в Волгоградском научно-популярном журнале “Здоровье и экология” № 12 (154) декабрь 2015. Посвящена публикация Международному дню инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря. В статье рассказывается о нашем ученике Гром Кирилле. У мальчика редкий диагноз: “нейродегенеративное заболевание центральной нервной системы – церебеллит”. Московские доктора наук разводят руками и говорят, что заболевание неизлечимо. Максимально что можно сделать – это купировать болезнь на той стадии, на которой она сейчас находится. И только при условии применения дорогостоящих препаратов.

Все вместе – родители, ученики, учителя – мы желаем Кириллу выздоровления и очень хотим видеть его счастливым, смеющимся и жизнерадостным.

Кирилл, в переводе с древнегреческого, – господин, владыка; в переводе с персидского, – солнце. Здоровья и успехов тебе, мальчик – повелитель судьбы, с солнечно-громоподобным именем и фамилией – Кирилл Гром! Пусть после грозовых раскатов грома на твоём жизненном небосклоне засияет яркое солнце! И всё у тебя станет хорошо! Здоровья и успехов тебе и твоим близким! <Рисунок 1> и <Рисунок 2>

Провожая Кирилла в Москву на лечение, одноклассники записали для него свои пожелания и сделали фильмы AVI. Приложение 1, Приложение 2.

Предлагаем вашему вниманию синквейн, составленный в ходе проведения мастер-класса “ПМПк, как ресурс повышения профессиональной компетентности специалистов сопровождения” в рамках IV Международного семинара “Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технология” в МОУ Детский сад № 21 6 ноября 2014:

“Психолого-медико-педагогический консилиум –

сегодня – мультидисциплинарный, завтра – междисциплинарный.

Выявляет, наблюдает, проектирует.

Постепенно становится важнейшим компонентом повышения компетентности педагога.

Тактический ресурс оптимистического сопровождения

ребёнка с ограниченными возможностями здоровья”