Коррекционно-развивающая программа для младших школьников «Мастерская развития»

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Описание

Программа коррекционно-развивающая психолого-педагогическая, авторская, апробированная. Программа работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении. Направлена на преодоление проблем и компенсацию недостатков, а именно коррекцию и развитие познавательных способностей и когнитивной сферы в целом. Программа создана в связи с необходимостью выравнивания уровня актуального развития у дошкольников и младших школьников. Проводится по запросу родителей.
Предназначена для индивидуального или группового проведения (не более 5-6 человек).
Рассчитана на детей 6-8 лет, имеющих недостаточный уровень актуального развития познавательных способностей.

Цель: коррекция познавательных способностей.

Задачи: диагностика памяти, внимания, мышления, воображения; развитие памяти, внимания, мышления, воображения; развитие коммуникативного навыка, повышение мотивации обучения.

Научное обоснование программы

В серии статей Л.С. Выготского, помещенных в сборнике «Умственное развитие детей в процессе обучения», излагаются основы  теории, согласно которой обучение ребенка является внутренне необходимым и всеобщим моментом его умственного (психического) развития. При этом Л.С. Выготский подчеркивал не тождественность развития и обучения. Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие функции, которые без него вообще в развитии возникнуть не могут. Так, ребенок научился производить какую-либо операцию, но при этом он усвоил и какой-то структурный принцип, чья сфера приложения шире, чем только операции того типа, на которых этот принцип был усвоен. Этот пример, заимствованный Л.С. Выготским из исследований сторонников так называемой структурной психологии, выражает суть отношений между процессом обучения и развитием человека.

На основе углубленного анализа обширных фактических материалов, связанных с этими отношениями, Л.С. Выготский формулирует положение о том, что умственное развитие имеет два уровня:
1) уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам, и
2) уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам. Первый уровень можно определить, используя задачи, которые дети определенного возраста решают вполне самостоятельно, второй — используя задачи, которые дети того же возраста решают с помощью взрослых и товарищей, в сотрудничестве с ними. Однако эти же задачи дети через некоторое время (но для разных детей неодинаковое) начинают решать самостоятельно.
“Зона ближайшего развития ребенка, — писал Л.С. Выготский, — это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами” Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это “завтра” внутренне связано с тем, что происходит с ним “сегодня” в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, программа учитывая актуальный уровень развития проводит коррекционно-развивающие мероприятия в зоне ближайшего развития с целью выравнивания.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование способностей, изучение продуктов деятельности, оценивание.

Структура

Программа состоит из 12 занятий, первое и последнее из них диагностическое.
Структура занятий. Каждое занятие, включая диагностические, содержит в себе авторскую психокоррекционную сказку для повышения мотивации, психогимнастика для активации деятельности мозга.
Первое и заключительное занятие – диагностические, включают в себя тесты, изучающие актуальный уровень развитие памяти, внимания, мышления.
Каждое занятие (2-11) кроме мотивационной сказки и психогимнастики содержит задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображение, мелкой моторики.

Используемые методики

Психогимнастика, психокоррекционные сказки.
Для развития внимания: «Найди заплатку», «Найди пары», «Лабиринты», «Перепутанные линии».
Для развития мышления: «Найди девятый», «Аналогии», «Найди четвёртый»,
Для развития памяти: запомни картинку, цифры, 10 слов.
Для развития моторики: прописи.

Ограничение на участие в программа: если обучающийся имеет заключение ПМПК или иной документ, указывающий на диагноз или отклонение в развитии, то занятия проводятся индивидуально.

Литература:

Бураков Н.Б. «Дошкольная папка», Технологии Буракова, 2011 год. («Найди заплатку», «Найди пары», «Лабиринты», «Перепутанные линии», «Найди девятый», «Аналогии», «Найди четвёртый»).
Соколова Е.И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать и запоминать.
http://coollib.net/b/243874/read
http://games-for-kids.ru/
http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_1/v1_davidov_problemi.htm
http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0031.htm

Для всех занятий. Психогимнастика.

Цель: оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.

Мотивационные сказки

Сказка первая. Про сказку

Представьте себе, пожалуйста, что в Сказочной стране есть Сказочная Школа. В ней учатся сказочные герои. В одном таком классе учитель – волшебник Оле Лукое. В нём учатся Колобок и Красная Шапочка, Вини Пух и Золушка, Буратино и Мальвина, и многие другие известные сказочные герои.
Как вы думаете, чему учат в школе сказочных героев? Посмотрите внимательно на фотографию класса, назовите, кого вы видите? Расскажите, как выдумаете, как учится тот или иной ученик? Как себя ведёт в школе?
Все они разные и учатся по-разному. С ними случаются всякие истории и приключения. У них бывают сложности и затруднения. Но они живут в сказки и со всеми проблемами справляются сообща. Помогают друг другу. А ещё у их замечательный Учитель – Оле Лукое –  всегда поможет. Вот об этом будут и сказки.

Сказка вторая. Про Колобка

Пожалуй, более небрежного и ленивого ученика, чем Колобок сложно было найти. Так думали учителя. Они даже сумели убедить в этом дедушку и бабушку. Но сам Колобок думал иначе. Он считал себя достаточно умным и талантливым. Поэтому часто прогуливал школу.
Однажды утром, увидев, что погода замечательная, Колобок решил прогуляться по парку. Первый, кого он встретил, был спешащий к больному доктор Заяц. На его вопрос, почему Колобок не в школе, он сказал, что уже достаточно умен и талантлив. И нечего ему там делать. Потом был полицейский Медведь и спортивный тренер Волк.И все спрашивали о том, почему он не в школе. Всем Колобок отвечал одинаково.
Очень проголодался Колобок во время прогулки и зашёл в кафе, где хозяйничала Лиса.
Лиса его конечно же обманула. Но как по-вашему?  Предложите свои версии.
Лиса сразу же поняла, что за ученик перед ней.  Притворилась, что поверила всем его словам. Стала угощать. А потом пришло время рассчитаться, а Колобок и сосчитать не может. Лиса посчитала – денег не хватает – кругом должен. И заставила хитрая отрабатывать долг –убираться да мыть посуду.
Через несколько дней учитель Оле Лукое спросил в классе: «Где Колобок?». Ему сказали: «В парке Лисе долг отрабатывает». Возмутился учитель. Взял полицейского Медведя, пошёл к Лисе  и забрал Колобка, расстроенного и перепуганного. С тех пор Колобок учился хорошо и школу не прогуливал.
В чём был неправ Колобок? Какие из его поступков самые неправильные?

Сказка третья. Про Красную Шапочку

Красная Шапочка, как все девочки её возраста, ходила в школу. Но, в отличие от многих, учиться не любила. Ленилась. Мама и бабушка вздыхали по поводу плохих оценок, но ничего сделать не могли. Надо сказать, что и в школе тогда учили девочек другому: шить,  готовить, разбираться в растениях, грибах. Вот как раз уроки про грибы: Грибоведение  – Красная Шапочка не любила больше всего. Тем более, что учитель был зануда. А учить надо было много. Зато кулинария ей очень хорошо давалась.
Был август, конец лета. У бабушки должен был быть день рождения. Красная Шапочка была растеряна: что подарить?
Промучившись несколько, дней позвонила и спросила:
– Бабуль, чего бы ты хотела на день рождения?
Ответ бабушки порадовал её:
– Напеки мне пирогов с грибами.
 Уж в чём – в  чём, а в пирогах Красная Шапочка была сильна. Только грибы…
Красная Шапочка пошла в лес и набрала грибов, которые ей понравились. И напекла пирогов…
А чем, по вашему, закончилась сказка? Какие грибы могли попасть Красной Шапочке в корзинку? Что стоило учить Красной Шапочке?

Сказка четвёртая. Про Золушку

Золушка жила с Мачехой. Все об этом знали. Мачеха была жадная – прежадная. А ещё ленивая – преленивая. Она не держала служанок. И сама ничего не хотела делать. Поэтому всю домашнюю работу поручала Золушке. И поэтому Золушке, по мнению Мачехи, учиться было совсем никогда. Да и не стоило.
Но Золушке очень хотелось учиться. Она рано утром, пока Мачеха ещё спала, готовила ей завтрак и убегала в школу. А надо сказать, что училась она очень хорошо, на одни пятёрки.
Не то что её сводные сёстры, которые учились классом старше.
Когда девочка возвращалась со школы, её уже ждал скандал. И терпела ругань и брань.
После чего принималась варить обед, убираться и стирать. Чинить или шить одежду. Весной и летом – шла в огород.  А по ночам, выполнив всю домашнюю работу, учила уроки. Вот такая нелёгкая была жизнь у Золушки!
А иначе как? Если бы она была капризной и ленивой девочкой смог бы полюбить её Принц?  Была бы она ему интересна? Смогла ли стать Принцессой и королевой?

Сказка пятая. Про Буратино

Когда у Буратино и Папы Карло появился свой театр, жизнь пошла по-другому. Появилось много новых дел и обязанностей. Надо было готовить постановку нового спектакля. Чтобы дети захотели прийти в театр надо было написать новую хорошую пьесу – сказку. Все друзья: Мальвина, Пьеро, Артемон – и сам Буратино долго думали, но ничего интересного и по-настоящему стоящего не получалось. Однажды ночью Буратино проснулся и понял, что ему пришла великолепная идея. Но в школе он не учился, как мы знаем, поэтому не смог записать. К утру он забыл и расстроился.
– Что бы вы сделали на месте Буратино?
Как вы думаете, что надо было сделать после этого Буратино?
Позже, когда Буратино освоил письмо в совершенстве, он с друзьями написал пьесу о школе.
– Если бы вы писали пьесу о школе сегодня, то о чём бы вы стали писать?

Сказка шестая. Про Винни Пуха

Винни был  парень дружелюбный. Достаточно неглупый. Но бесконечно ленивый. День его проходил так, как ему нравилось. Спал он столько, сколько хотел. Завтракал и обедал сразу вместе. А потом шёл гулять. Пока гулял, заходил в гости. Там он пил чай, ел мёд. Но было одно неудобство: все его друзья: Кролик, Пяточок, Ослик Иа и , конечно же, Сова – в сентябре пошли в школу. Появлялись они дома лишь после обеда. И весь оставшийся день, даже во время игры говорили о школе, обсуждали школьные дела. При этом на Винни никто не обращал внимания. О чём же с ним говорить, ведь он в школу не ходит? И ему было скучно.
Однажды утром к Пуху в дом пришёл Учитель – Оле Лукое.  Он спросил о том, почему Вини не ходит в школу?
– Как вы думаете, что ответил Пух? Придумайте варианты ответов.
Но слова Винин не убедили Учителя. И тот велел, чтобы завтра же Пух был в школе.  Утром прозвенел будильник. С трудом встав с кровати, Вини вышел из дома. И очень удивился. Все его друзья спешили в школу. Они встречали его и улыбались ему, и
здоровались с ним. А ведь вчера не обращали на него внимания.
 И у Пуха изменилось настроение.  И он с радостью пошёл в школу.

Сказка седьмая. Про Золотую Рыбку

Золотая Рыбка была прилежная и талантливая ученица. Она всегда готовилась к урокам, без ошибок выполняя все работы. Давала безукоризненные ответы на уроках. Одним словом, была отличница. Таких девочек очень любят учителя.
А как вы думаете, как к ней относились одноклассники?
Золотая Рыбка очень стеснялась того, что она хорошо учиться и у неё всё получается. Поэтому по первому  требованию и даже намёку она давала списать всем лентяям в классе. Учитель Оле Лукое ругал Золотую Рыбку. Но не ему же жить среди других ребят?
Однажды Оле Лукое, Учитель, пришёл и предложил ей новое поручение: она должна будет каждое утро проверять наличие домашней работы у своих одноклассников. Утром Золотая Рыбка робко обошла своих одноклассников. Все молча и с улыбкой показывали свои    работы. А самый задиристый из учеников – Колобок – не показал. Потому что у него не была сделана домашняя работа.
Учитель в начале урока спросил: «Золотая Рыбка, все сделали домашнюю работу?» «Да», –  робко ответила она и опустила глаза.
«Точно, ты не врешь? Мне не надо проверить?» – можно было бы пожать плечами и сказать: «Проверяйте», но она подняла голову и твёрдо сказала: «Нет. Все сделали». «Хорошо», – сказал Оле Лукое и начал урок.
На перемене Колобок подошёл к Золотой Рыбке и пожал ей руку. С тех пор отношение в классе к ней изменилось в лучшую сторону.

Сказка восьмая. Про Снежную Королеву

Ещё когда Снежная Королева не была Королевой, а была лишь Принцессой, она училась в школе с другими детьми. Но она знала, что когда-то обязательно станет Королевой. Поэтому общалась со всеми свысока. Она полагала, что все должны её слушаться и подчиняться. Но никто из ребят не хотел. Вернее, даже не собирался. Лишь посмеивались над ней. Но Снежная ещё Принцесса сердилась, топала ножкой, покрикивала, сверкая глазами. Уже к концу первого класса, никто не хотел с ней дружить. Последним человеком, который жалел и сочувствовал Снежной Принцессе, была Золушка, привычная ко всему. Но Снежная Принцесса не хотела даже разговаривать с плохо одетой замарашкой. И в один прекрасный день никто не поздоровался со Снежной Принцессой. Никто не сел с ней рядом. И все оставшиеся годы учёбы с ней никто не дружил больше. Она не расстраивалась: считала, что окружающие недостойны её внимания.
Хорошо, если ты хорошо учишься.  Но только ли это нужно уметь?
Чего не умела делать будущая Снежная Королева? Как, по-вашему, сложилась её жизнь?

Сказка девятая. Про Курочку Рябу

Жила – была девочка – цыплёнок. И звали её Курочка Ряба. Росла она в хорошей семье. Была девочкой старательной и прилежной. Хорошо училась в школе.  Но не всё и не всегда у неё получалось. Иногда выполнять домашнее задание было так трудно, что она обращалась за помощью к маме Курице – Пеструшке. Но и она не всегда могла помочь.
Труднее всего Курочке Рябее было с математикой.  Она неплохо научилась решать примеры. Но было трудно с задачами. Однажды в домашнем задании попалась одна очень трудная. Курочка Ряба сидела над ней, ломала голову. Но ничего не выходило.
Тогда она вышла на улицу и пошла бродить по городу. Такую грустную Курочку Рябу и встретила Мальвина. Она спросила о том, что случилось? Курочка Ряба рассказала о своей беде. Мальвина позвала её к себе домой. Там она объяснила Курочке, как решить эту задачу. И предложила обращаться за помощью. Ряба была очень рада.
Вот так всегда в жизни: ты хочешь добиться успеха, но не всё получается. Не стоит опускать руки. Можно всегда обратиться за помощью.

Сказка десятая. Про Каролсона

Каролсон был очень весёлый и дружелюбный парень. Учился он легко и играючи. Ему хорошо давалась математика: он с лёгкостью решал задачи. Считал в уме сложные примеры. Но не любил читать. А самым сложным было написать сочинение.
Однажды Каролсона как лучшего математика в классе отправили на олимпиаду. Учитель Оле Лукое возлагал на него большие надежды. Каролсон был уверен, что у него всё получится. Но, когда пришли результаты, выяснилось, что две задачи решены неверно. Каролсон и его учитель Оле Лукое не могли поверить в это. Но оказалось, что неверно решено две задачи, потому что Каролсон невнимательно прочёл условие задачи. А, вернее, лишь пробежал глазами. Он сильно расстроился. А ещё и за спиной посмеивались.
Каролсон обратился за помощью к учителю и спросил: что делать? (Вечный вопрос, как выяснилось). Оле Лукое посоветовал читать побольше книг. А чтобы Каролсон не расслаблялся – учитель обещал спрашивать его о прочитанном каждый день. Он стал читать, а вскоре ему даже понравилось. А задачи он решал теперь всегда верно.
Любите ли вы читать книги? Есть ли у вас любимые?  Какие?

Сказка одиннадцатая. Про Маленькую Бабу Ягу

Маленькая Баба Яга на самом деле вовсе не была плохой или вредной девочкой. Совсем нет. Она была весёлой, заводной. Любила играть и веселиться. Но часто забывала делать уроки. Часто просыпала в школу. А, собираясь в школу, наспех могла надеть разные носки, застегнуть криво пуговицы. Причёсывалась Маленькая Баба Яга и вовсе редко. Ребята в классе, конечно же, любили её, но от учителя ей часто попадало. Маленькая Баба Яга старалась честно исправиться, но через некоторое время всё начиналось вновь.
Однажды учитель Оле Лукое после очередного опоздания непричёсанной Маленькой Бабы Яги оставил её после уроков. Он предложил ей обратиться  к кому-нибудь из своих одноклассников и попросить о помощи: будить по утрам, написать режим дня и помочь соблюдать его.
Маленькая Баба Яга долго думала, кого попросить, кто не отказал бы ей? И остановила свой выбор на Мальвине. Она не отказала. А через некоторое время Маленькая Баба
Яга перестала опаздывать, стала делать уроки. Старалась аккуратнее одеваться. И сначала с помощью Мальвины, а потом и самостоятельно стало получаться быть
организованной.

Сказка двенадцатая. Заключительная

Вот и подошла к концу наша Сказка по Сказочную школу. Про учителя Оле Лукое, хвастливого Колобка, про грибы и Красную Шапочку, про трудолюбивую и прилежную Золушку. А ещё про весёлого Буратино и его театр и друзей. Можно вспомнить ленивого Винни Пуха и талантливую Золотую Рыбку, которая давала всем списать. Познакомились мы в сказочной стране и с детством Снежной Королевы, и Бабы Яги. Встретились с Курочкой Рябой и весёлым Каролсоном. Много новых друзей появилось у нас за это время.

Приложение 1

Приложение 2