Организация социального и финансового образования в школе

Разделы: Администрирование школы


В сентябре 2013г. состоялся саммит лидеров стран «Группы двадцати» в г.Санкт-Петербург. Министр финансов Российской федерации Антон Силуанов: «Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию».

Целью усилий по повышению финансовой грамотности российских граждан является содействие формированию у них разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, а также улучшение защиты прав потребителей финансовых услуг.
Международные исследования показывают, что лучшим этапом жизни человека для приобретения навыков финансовой грамотности является этап получения образования.

Актуальность формирования финансовой грамотности российской молодежи усиливают следующие тенденции:

  • растущие «потребительские» настроения среди молодежи;
  • преобладание интереса к тому, как заработать деньги и как их потратить, над интересом, как заработанными деньгами управлять и где найти об этом информацию;
  • «показное» расточительство над стремлением к сбережениям;
  • возрастание доли покупок под влиянием рекламы и др.
Национальный Фонд исследований в сфере образования (The National Foundation for Educational Research, UK) определяет финансовую грамотность как «способность выносить информированные суждения и принимать эффективные решения по поводу использования и управления деньгами».
Национальный эндаумент по финансовому образованию (NEFE, U.S.) характеризует финансовую грамотность как способность читать и анализировать информацию, а также управлять собственными финансовыми обстоятельствами, которые могут воздействовать на материальное благополучие, что предполагает способность делать выбор в финансовой сфере, планировать основные жизненные этапы и сопоставлять их с ежедневными финансовыми решениями.
Введение финансовой грамотности в школьное образование важно по двум основным причинам:
Во-первых, большинство россиян плохо подготовлено для принятия обоснованных финансовых решений.
Во-вторых, школьные финансовое образование позволит изменить нынешнюю тенденцию плохой финансовой подготовки применительно к будущим поколениям российских потребителей.
Современный спектр программ, направленных на улучшение финансовых знаний и возможностей молодежи, включает в себя несколько направлений:
  • Преподавание финансовой грамотности в школе, как учебной дисциплины.
  • Внедрение обучающих программ типа «Банк в школе».
  • Создание внешкольных возможностей для обучения финансовой грамотности.
  • Обучение с помощью электронных образовательных ресурсов.
Основные тенденции в области развития финансового образования и финансовой грамотности:
  • Наличие заинтересованности в школах к внедрению финансового образования.
  • Обсуждаются и реализуются возможности интеграции знаний о личных финансах в уже имеющиеся дисциплины: математика, основы экономики, основы потребительской культуры и др.
  • Обсуждаются и реализуются возможности создания новых элективных курсов по тематике личных финансов.
  • Проводятся разовые мероприятия, привлекающие интерес молодежи к необходимости повышения уровня финансовых знаний.
  • Осуществляются проекты образовательных учреждений в партнерстве с заинтересованными сторонами (структурами финансового бизнеса, некоммерческими организациями, средствами массовой информации).

7 сентября 2013г. стартовала Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях». Мероприятие проводится по инициативе Российского финансового сообщества, которое понимает всю важность системного воспитания грамотного частного инвестора и успешного гражданина своей страны и стремится внести свой вклад.

С 8 сентября 2014г. МОУ лицей №42 г.Люберцы ежегодно принимает участие во Всероссийской акции. Проводятся тематические классные часы, деловые игры, викторины и конкурсы.
На сегодня существуют разные модели финансового образования:

  • Предметная, где основу составляют специальные курсы.
  • Межпредметная, где основное содержание  финансового образования включается в ряд предметов общего образования.
  • Воспитательная (урочная и внеурочная деятельность, внеклассная и внешкольная деятельность, система дополнительного образования)
  • Институциональная (создание различных структур).
  • Проектная и другие.

Обучение основам социальной ответственности и финансовой грамотности перенесено как в сферу формального, так и неформального образования. Социальное и Финансовое Образование Детей (СФОД) включает в себя два ключевых направления обучения:

понимание прав и обязанностей, позволяющее людям сознательно развивать свое общество финансовые знания и навыки, позволяющие людям наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.

Проектная модель финансового образования «АФЛАТУН» – это программа сбалансированного социального и финансового образования детей. Проект реализуется при финансовой поддержке фонда Eureko Achmea Foundaion (Нидерланды) с 2007г. Цель проекта – дать детям возможность получить знания и развить навыки посредством сбалансированной системы решения вопросов социального и финансового образования, состоящей из пяти ключевых элементов: личное понимание и исследование, права и обязанности, сбережения и траты, планирование и бюджет, детская социальная и финансовая инициатива. МОУ лицей №42 реализует проект «АФЛАТУН» во внеурочной деятельности с ноября 2013г. Учителя начальной и средней школы прошли обучение на тренингах, выступали на научно-практических конференциях по теме финансовой грамотности и социальной адаптации детей и молодежи ГБОУ ВО МО «Академии социального управления». В марте 2014г. МОУ лицей №42 стал пилотной площадкой отдела стратегических разработок ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» в рамках реализации международного проекта «АФЛАТУН». Достижение реализации проекта «АФЛАТУН» – повышение мотивации детей к обучению, воспитание уважения друг к другу, положительные навыки общения, разрешение конфликтов, развитие навыков работы в команде, умение анализировать.