Урок 19-го курса «Основы православной культуры». Тема: «Подвиг»

Разделы: ОРКСЭ


Основные термины и понятия: подвиг, жертва Богу, человеческая жертвенность, подвижник

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, тесты, презентация

Целевые установки урока:

  • Предметные результаты: учащийся познакомится со понятиями “подвиг”, “подвижник”, “жертвенность”; научится понимать жертвенное отношение христиан к Богу, человеку, миру; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. “Основы православной культуры”.
  • Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, ученик овладевает логическими УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; использует знаково-символические средства представления информации (тест), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
  • Личностные результаты: осмысление поступков героев с нравственными нормами; эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоций; понимать эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Оборудование.

  • у учителя: Используемое оборудование: компьютер, проектор, тесты, презентация;
  • у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев — М: Просвещение, 2012; тетрадь, тесты, листы самоанализа, компьютеры с выходом в Интернет.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Что вы узнали о Крещении Руси?

- Какое значение для Руси имело Крещение?

- Какую роль в Крещении Руси сыграл князь Владимир?

- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?

3. Актуализация знаний.

У.

  • Вы спросите: “О чём пойдёт речь на уроке”. Я отвечу: “О человеческой жертвенности”.
  • Вы спросите: “Что нам даст знание об этом объекте”. Я отвечу: “Как двигаться вперёд”.
  • Вы спросите: “Зачем мне это нужно?”. Я отвечу: “Чтобы стремиться стать лучше”

Что это?

- подвиг

Какие слова лежат в основе слова “подвиг”?

- подвигать, движение

Учитель:

- Начинаем урок чтения. Прочитайте высказывания к нашему уроку.

“Нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердие ... не сделали весьма легким”. (Свт. Иоанн Златоуст)

- О чем эти высказывание?

У. Сегодня мы поговорим, что значит двигаться совершая подвиг.

4. Мотивация: (учебный интерес).

Учитель:

- Как часто человек нуждается в “подвиге”? Как часто человек совершает подвиг? Как вы думаете какой подвиг совершает человек, чтобы быть в движени?

Учитель:

- Давайте начнём наше исследование.

- А вот и первый документ.

Задавая вопросы (не называя объекты, написанные на доске) исключите три слова и определите, какие понятия нам расскажут о подвиге.

  • крещение,
  • жертва,
  • подвижник,
  • христианин,
  • учитель,
  • полицейский

Игра “Да-нет”

Учитель:

- Сегодня мы узнаем о том, как жертва, подвижник могут рассказать нам о подвиге.

Учитель:

- Какая цель возникает перед вами?

Дети:

- Узнать, что такое жертва, подвижник.

5. Целеполагание:

Работа в группах

- Построение проекта реализации цели:

План.

- Где можно узнать об этих названиях?

- О чём могут быть эти объекты?

- Что они могут нам рассказать?

- Как они нам могут рассказать о подвиге?

- Как можно пользоваться знаниями этих объектов?

Учитель:

- Что мы составили?

Дети: Алгоритм достижения цели.

6. Ознакомительное чтение понятий. (поиск в интернете или раздаточный материал)

 Подвиг это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

7.  Работа с текстом с. 62-63 Увидеть ключевые слова.

Соберите копилку слов о подвиге: подвиг, жертва ради себя, жертва ради другого человека, жертва Богу, подвижник

Копилка “Подвиг”

Подвиг Значение
подвиг  
жертва ради себя  
жертва ради другого человека  
жертва Богу  
подвижник  
подвижничество  

Проверка по эталону.

Подвиг Значение
подвиг это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. Чувством
жертва ради себя это укрепление силы воли, стать более сильным и благородным
жертва ради другого человека отказ от зависти и от привычки иметь самое лучшее, пожертвовать своей гордостью, искренне принять свою неправду, отказаться от эгоистичной закрытости
жертва Богу это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним.
подвижник реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.
подвижничество духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование; активная позиция противостояния злу

8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

-З начит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

- Я предлагаю схему с основными вопросами:

- Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,

зачем это движение?

- И всякое ли движение является подвигом?

- Попробуем найти ответы и на эти вопросы.

9. Цепочка событий.

У. Давайте представим культуру и религию в виде цепочки событий. Если бы..., то...

Д. Если бы люди не совершали подвиг ради себя, то....

Д. Если бы люди не совершали подвиг ради других, то....

10. Противоречие.

У. Какая проблема возникает перед людьми?

Д. Понять как развивалось подвижничество.

У. Как решается эта проблема?

У. С каким противоречием сталкиваются люди?

У. Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

Д. Нужно стремиться совершать подвиг над собой, ради других людей, ради Бога

У. Как научить совершать подвиг над собой?

У. Как вы относитесь к людям, которые стремятся стать лучше?

Д. С уважением.

11. Включение в систему знаний.

Учитель:

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

Дети:

- Какое значение занимает подвиг в жизни человека?

Учитель:

- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? (Да.)

- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить свои знания?

Дети:

- Можно познакомиться с подвигами людей и собрать копилку подвигов.

Учитель:

М.Горький в своей книге говорил:

“...когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”.

Копилка подвигов.

Профессия Подвиг
спортсмен Достичь высоких результатов не возможно без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, не “темной стороне Луны”, обязательно присутствует пот и даже кровь.
учёный Сделать открытие не возможно без механизма кропотливого и плодотворного труда, без самоотдачи и сознательного насилия над собой.
апостолы Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки.
ученик Чтобы достигнуть высоких знаний по предмету, необходимо каждый день выполнять домашнее задание, слушать учителя, участвовать в уроке, красиво писать, повторять, если пропустил занятия
Христос Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель:

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия подвиг?

- Какая была цель?

- Какие были трудности?

- Справились мы с затруднением?

- Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

Заполните лист самооценки

_________________________(Ф.И.)

  отлично хорошо удовлет. пока плохо
Я умею правильно объяснить, что такое подвиг        
Я знаю, как совершить подвиг        
Я имею представление о подвигах в жизни людей        

Вывод: ___________________________________________

__________________________________________________

Учитель.

Домашнее задание:

У. Напишите небольшое сочинение: “В жизни всегда есть место подвигу!

- Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Приложение.