Коррекция знаний на уроках географии после различного рода тестирования. Проблемы методики преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ООО

Разделы: География

Классы: 6, 7, 8, 9


В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.

Но если результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то в новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи. В педагогической теории и практике различают входной, текущий, тематический и итоговый контроль.

В практической деятельности в преподавании географии наиболее часто используются следующие виды контроля:

  • теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);
  • практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);
  • комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).

Тестирование, широко используемое в практике современной школы, является одной из технологичных форм проведения контроля. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся учет успеваемости; корректируются учебные достижения.

Тестирование (от слова test — испытание, проверка). Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям. Традиционный тест по географии представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить уровень знаний, полученных на уроках географии. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.

Понятие "длина теста" введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.

В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.

Тест — это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура, после которой обязательно должна проводиться коррекция знаний или работа над ошибками.

Работа над ошибками – это работа учащихся, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью работы над ошибками является разбор и отработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Данный процесс обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках учащихся, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке географии:

  • Консультация
  • Коррекция ЗУН
  • Диагностика результатов
  • Оценочная деятельность

Фронтальная работа над ошибками выполняется после проведения контрольного тестирования. Целью этой работы является восполнение самых серьезных и частых пробелов, обнаруженных в знаниях учащихся. Учитель должен придерживаться следующих правил:

Из числа допущенных ошибок надо выделить 3-4 их типа для анализа в классе. Следует помнить, что нельзя переходить от одной закономерности к другой и ограничиваться лишь их поверхностным перечислением, бессистемным и малоэффективным повторением.

При определении того, какие типы ошибок следует взять для разбора на данном уроке, надо руководствоваться:

а) степенью значительности ошибки;

б) ее распространенностью;

в) степенью трудности соответствующего правила или закономерности для понимания и усвоения его учащимися.

Для успешного проведения работы над ошибками нужно:

а) подобрать материал (примеры) для повторения на соответствующую закономерность;

б) продумать дифференцированное домашнее задание.

Индивидуальная работа – это обязательно учёт индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальная работа над ошибками имеет основную цель: развитие у учащихся умения анализировать собственную деятельность, научиться исправлять и предупреждать ошибки. Учащийся, самостоятельно выписывая и классифицируя собственные ошибки, готовит устный ответ. Защита работы над ошибками, если она готовится учеником в домашних условиях, может проходить и в нетрадиционной форме ( в виде игры, викторины, кроссворда). Отрабатывается определенная группа ошибок, вызывавшая затруднение у нескольких учащихся в тесте.

Групповая работа является на мой взгляд наиболее интересной. Цель данной работы: развитие умения составлять сообщения на тему, классифицировать допущенные ошибки, воспитывать чувство коллективизма. Формируются группы по 5-6 человек, в группе обязательно должен быть сильный ученик. Существуют ролевые алгоритмы деятельности каждого ученика этой группы.

Роли Главный Исполнители Контролер
Задачи Объясняет суть ошибок Подбирают практический материал из учебника для проверки знаний Анализирует и оценивает работу всей группы

Вся группа составляет алгоритм для более быстрого запоминания данного правила или какой-либо закономерности. Групповая работа над ошибками отличается от фронтальной тем, что она позволяет учащимся работать более самостоятельно и восполнять именно пробелы в знаниях каждого ученика, а не разбирать всем классом (что особенно неприемлемо для “сильных” ребят) несложные ошибки.

Эффективная, грамотно выстроенная система контрольных мероприятий позволяет осуществить обратную связь для корректировки образовательного процесса, а в конечном итоге, высокого качества результативности обучения.