Внеклассное мероприятие на тему "Символы России"

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Методическая характеристика темы: Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Российской Федерации. Открытый урок «Государственная символика России» призван для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Использование современных педагогических технологий:

  • технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности»;
  • технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств;
  • методика коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества и свободного воспитания, личностно-ориентированные технологии.

Цели:

  • знакомство с государственной символикой России;
  • понимание значения государственной символики;
  • понимание роли Конституции как основного закона, регламентирующего отношения между людьми;
  • формирование норм позитивного межличностного общения.

Задачи:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Оборудование:

  • карточки с заданиями; лист ватмана, разделенный на фрагменты;
  • видеофильмы;
  • компьютер и интерактивная доска; фломастеры, клей.

План классного часа:

  1. Вводная дискуссия (введение в тему занятия).
  2. Просмотр видеофильмов «Герб. Гимн. Флаг».
  3. Обсуждение (фокусировка роли и значении государственной символики).
  4. «Ценности – это то, что важно» (актуализация личных ценностей каждого участника).
  5. Закон класса (формулирование прав и обязанностей, принятых в классе. Совместное создание единого закона класса).
  6. Герб класса (обобщение полученного на занятии опыта в единый рисунок герба. Содействие сплочению класса).

Ход занятия

I. Вводное слово.

Восптатель: «Сегодня мы поговорим с вами о символах нашего государства и о том, для чего они нужны. Но для начала, хочу спросить: какие, вы знаете государственные символы?»

Девочки отвечают на вопрос (флаг, герб, гимн).

II. Просмотр видеофильмов «Герб», «Гимн», «Флаг» (10 мин., у автора)

Видеоролики рассказывают об истории государственных символов; об изменениях, которым они подвергались от эпохи к эпохе; об их символическом, политическом и культурном значении; об их роли сегодня.

III. Обсуждение видеофильмов (10 мин.)

Воспитатель узнает, что больше всего запомнилось воспитанницам из фильмов. По необходимости дополняет рассказ и задает вопросы:

  • Какая птица изображена на гербе РФ?

На гербе Росси изображен двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возник одновременно с первыми на земле государствами. Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Двуглавый орел был и остается символом власти, силы, мудрости. На гербе России также изображены короны. Они символизируют три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета (независимости) нашей страны.

  • Какой документ является главным законом РФ?

Главным законом РФ является Конституция. Президент нашей страны является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. День принятия Конституции – это государственный праздник. Граждане России отмечают день Конституции 12 декабря.

IV. Ценности – это то, что важно (10 мин.)

Воспитатель объясняет участникам, что в основе любой государственной символики и законов лежит то, что важно для всех – ценности.

Воспитатель: «Ценности – важнейшая часть нашей с вами культуры, нашей жизни, наряду с нормами и идеалами. Ценности можно разделить на общечеловеческие, которые существовали всегда и будут существовать. Это, например, запрет на воровство, на обман, мошенничество. Это способность к состраданию, справедливость, вежливость, доброта, гуманизм и многое другое.

А еще существует так называемое «золотое правило нравственности», которое, я думаю, знает каждый из вас – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом правиле содержится основной принцип сохранения мира между людьми, без которого невозможно жить в обществе.

Кроме того, существуют гражданские ценности, которые связаны с благополучием людей, объединенных общей страной. Это, например, чувство надежности, безопасности, стремление сотрудничать с другими, активное отношение к жизни, толерантность, патриотизм, защита прав и другие.

Также у каждого из нас есть какие-то свои, индивидуальные ценности, например, здоровье, дружба, творчество и т.д. сейчас я прошу вас подумать над тем, какая ценность является для вас наиболее важной. Это может быть одна из тех ценностей, которые мы уже называли, или своя. На задание дается 3 минуты».

После выполнения задания, участники выклеивают стикеры на доску. Так формируется список ценностей, актуальных для участников.

V. Закон класса (35 мин.)

1. Воспитатель: «Ну вот, у нас получился список ценностей, которые важны для нас. Но для того, чтобы ценности начали работать и стали основой нашей совместной жизнедеятельности, их необходимо превратить в закон. Именно так происходит и в истории человечества. Ценности начинают регулировать жизнь людей тогда, когда превращаются в нормы и правила. Или – законы.

2. Давайте сейчас на основе нашего списка ценностей попробуем написать закон класса. Участников делят на четверки, каждая группа получает фломастеры и часть листа формата Ф4, на котором написано незаконченное предложение. Каждая четверка дописывает одно из них, заполняя четырьмя пунктами:

  • Каждая ученица нашего класса имеет право…;
  • Каждая ученица нашего класса должна…;
  • Мы в нашем классе всегда…;
  • Мы в нашем классе никогда…

Предложения в классе могут повторяться. На это задание дается 7 минут.

3. После того, как задание выполнено, четверки делают презентацию. Таким образом, формируется Закон класса.

4. При обсуждении результата воспитатель делает упор на свзь законодательных норм и правил с общечеловеческими ценностями и правами.

VI. Герб класса (20 мин.)

1. Воспитатель рассказывает участникам о том, что такое геральдика, и об основных геральдических символах, которые используются чаще всего. Об орле, как символе солнца, участники уже узнали. Девочкам предлагается совместно нарисовать герб класса, в котором отображались бы основные ценности и принципы. Участникам предлагается объединиться в 4 малые группы – по количеству предложений в Законе класса.

2. Каждая группа получает фрагмент будущего герба, фломастеры, маркеры. Задача участников – символически изобразить пункты закона класса. Один фрагмент герба – для блока «Каждая ученица нашего класса имеет право», второй фрагмент – для блока «Каждая ученица нашего класса должна», третий фрагмент – для блока «Мы в нашем классе всегда», четвертый – «Мы в нашем классе никогда».

3. После того, как фрагмент герба нарисован, участники рассказывают о том, что означают символы. В заключение из фрагментов собирается единый герб, над ним пишется название класса. Также все листочки с пунктами Закона класса, выклеиваются на один лист формата Ф3, чтобы получился «документ».

4. Герб и Закон класса участники могут повесить в своем классном кабинете.

Приложение