Занятие по программе "Практикум рациональной умственной деятельности" как средство развития когнитивной культуры старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Новая стратегия образования – «образование на протяжении всей жизни человека» – меняет многие ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения человека, что делает актуальным развитие культуры учения школьников. Обучающимся необходимо уметь организовывать свою учебную деятельность, добиваясь максимальной ее эффективности, научиться предупреждать умственное перенапряжение. А для этого нужно знать рациональные приемы организации умственной работы, способы оперативной саморегуляции. В то же время в старших классах школы значительно возрастает количество учебного материала, в том числе для самостоятельного изучения, поэтому обучающиеся работают с большим объемом информации, а для этого важно умение эффективно организовывать работу с текстом, владеть приемами рационального чтения. Поэтому в 10-х классах нашей школы ведется курс по программе автора статьи «Практикум рациональной организации умственной деятельности», цель которой – помочь обучающимся овладеть приемами рациональной организации учебной деятельности. Основные задачи курса: ознакомить обучающихся с приемами рациональной умственной работы и способами рациональной организации времени, с основами саморегуляции в процессе умственной деятельности; помочь старшеклассникам овладеть приемами эффективной работы с информацией; способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.

Учебный материал курса включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает рассказ учителя, беседы, самостоятельную работу обучающихся с учебными текстами с последующим обсуждением. Практическая часть предполагает диагностику и самодиагностику организации учебной деятельности, рационального распределения времени, скорости чтения, уровня понимания прочитанного, игры и упражнения по работе с текстом и развитию навыков смыслового чтения, задания по развитию коммуникативных умений, практикум по саморегуляции.

Ниже представлены конспекты уроков по блоку «Самоорганизация как условие успешности обучающихся в учебной деятельности».

Занятие 1. Что такое «Культура мышления»?

Цель: актуализировать и обобщить понимание культуры учения обучающимися.

Ход занятия

1. Индивидуальная письменная работа.

Вопрос: «Объясните, как Вы понимаете, что такое культура мышления, что включает в себя это понятие».

2. Групповая работа.

Обучающимся предлагается объединиться в группы по 4 человека и обсудить тот же вопрос в группе. Результаты групповой работы в виде схемы, таблицы, рисунка, текста представляются классу всеми группами.

3. Обсуждение полученных результатов.

Выводы, полученные во время обсуждения, фиксируются обучающимися в тетради.

Обычно десятиклассники выходят на понимание культуры учения как на умение учиться, которое включает в себя приемы рациональной умственной работы, общеучебные умения и навыки, владение приемами саморегуляции, развитыми памятью и вниманием, развитие интеллектуальных способностей человека. В ходе беседы учитель выводит собеседников на понимание того, что культура мышления включает также умение сотрудничать и конструктивно общаться, ценностные установки учения (когнитивную мотивацию).

4. Самодиагностика учащихся.

Диагностируется уровень владения обучающимися общеучебными умениями и навыками, трудности в учении, мотивация учения. Десятиклассники также отмечают, что хотели бы узнать на занятиях, чему научиться.

5. Рисунок настроения.

В конце занятия обучающимся предлагается изобразить в виде символа или рисунка свое эмоциональное состояние.

Занятие 2. Продуктивность умственного труда.

Цель: осмысление обучающимися собственной организации учебного труда.

Ход занятия

1. Индивидуальная работа.

Вопросы:

  • Что такое продуктивность умственного труда?
  • Какие условия необходимы Вам для продуктивности учебного труда?

2. Коллективная работа.

Работа с таблицей «Условия продуктивности умственного труда» [4].

3. Самостоятельная работа.

Задание: Соотнесите условия продуктивности, выделенные Вами, и данные таблицы.

  • На какие условия Вы обратили больше внимания в своей работе?
  • Почему, как Вы считаете?

4. Обобщение по теме урока.

Как могут помочь полученные на занятии знания в Вашей учебе?

Занятие 3. Самоорганизация – важное условие успешной учебы.

Цель: помочь обучающимся осознать необходимость самоорганизации для достижения высоких результатов в учебе.

Ход занятия.

1. Индивидуальная работа.

Задание: оцените по пятибалльной системе наличие у себя следующих качеств:

  • целеустремленность (иметь ясную и определенную цель),
  • дисциплинированность (привычка к дисциплине),
  • организованность (умение действовать точно и планомерно),
  • настойчивость (умение добиваться поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия),
  • трудолюбие (умение и желание трудиться).

2. Групповая работа.

Обучающиеся объединяются в группы по 4-5 человек (по желанию).

Вопросы для обсуждения в группе:

а) почему для самооценки были выбраны именно эти качества?
б) какие Вы ещё хотели бы добавить для оценки и почему?

3. Представление результатов работы каждой группы.

Если класс согласен, то для оценивания добавляются предложенные группами качества, и каждый ученик их оценивает индивидуально.

Далее предлагается всем участникам группы оценить данные качества у всех остальных (также по пятибалльной системе).

4. Индивидуальная работа.

Задания:

а) сравните результаты самооценки и оценок, которые Вам поставили другие люди. Сделайте выводы.
б) ответьте на вопросы теста «Умение организовать свой труд». Подсчитайте количество баллов за все ответы [4].
в) сделайте выводы:

  • подтвердилось ли Ваше мнение о себе?
  • узнали ли Вы что-то новое о себе?
  • как Вы прореагировали на результаты?

5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Занятие 4. Планирование как одно из условий продуктивности умственного труда.

Цель: определение роли планирования в организации умственной деятельности

Ход занятия

1. Групповая работа.

Вопросы для обсуждения:

а) можно ли планировать жизнь?
б) нужно ли планирование для успешной учебы?
в) планирование – это роскошь, пустая трата времени или необходимость?

2. Коллективная работа.

Выступление от каждой группы, обсуждение выступлений, обмен мнениями.

3. Сообщение нового материала «Виды планирования».

Вопросы для обсуждения:

  • где, когда, при каких условиях могут пригодиться данные виды планирования?
  • В чем помочь?

4. Самостоятельная работа.

Задание: Вам предстоит учиться в школе ещё два года. Представьте, что Вам необходимо наметить двухлетний план Вашей жизни (по годам учебы).

  • Каковы Ваши самые главные цели на этот период?
  • Что Вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из них?
  • Что ещё можно сделать для их достижения?

Занесите результаты Ваших рассуждений в таблицу.

5. Обсуждения результатов самостоятельной работы обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества Вам понадобятся, чтобы достичь поставленных целей?
  • Кто Вам может помочь в их достижении?
  • Насколько соответствуют целям избранные Вами средства?
  • Каким образом можно повысить их эффективность?

Занятие 5. Приёмы рационального выполнения домашнего задания.

Цель: помочь обучающимся проанализировать собственные приёмы выполнения домашнего задания с точки зрения их рациональности.

Ход занятия

1. Индивидуальная работа.

Задания.

Определите объём домашнего задания на завтра (что, сколько сделать по каждому предмету). Напишите свой план подготовки домашнего задания: как Вы его обычно выполняете, что в каком порядке делаете, сколько уходит времени на каждый предмет, когда планируете отдых?

2. Новый материал.

Приёмы рационального выполнения домашнего задания.

  1. Чередовать выполнение заданий по гуманитарным и точным наукам, устные и письменные задания.
  2. Делать паузы между устной и письменной частями задания по одному предмету (5–7 минут).
  3. Сложные задания лучше выполнять вначале, через 20–30 минут от начала.
  4. Наизусть лучше учить перед самым сном, а утром повторить выученное.
  5. После 1,5 часов работы необходимо сделать перерыв на 15–30 минут.
  6. Лучше выполнять домашнее задание в тот же день, когда его задали, а накануне следующего урока только повторить пройденное.
  7. В течение дня самый сильный спад работоспособности в период с 14 до 17 часов, поэтому лучше в это время хорошо отдохнуть или делать задания по любимому предмету и не очень сложное.

3. Индивидуальная работа.

Задание.

Проанализируйте Ваш план выполнения домашнего задания с точки зрения рациональности и эффективности, используя полученные знания.

Сделайте выводы, внесите, где это необходимо, коррективы.

Ответьте на вопросы: «Нужна ли такая работа? Почему? Чем она может Вам помочь в учебе?»

4. Домашнее задание.

Выполните домашние задания, заданные вам сегодня на других уроках, по составленному на занятии плану.

Проанализируйте, эффективнее ли такой порядок для Вас (легче ли работалось, с меньшими ли усилиями и затратами времени, лучше ли результат?).

Список литературы:

  1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М.: 5 за знания, 2006. – 96с.
  2. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов. М.: Просвещение, 1995. – 239с.
  3. Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992. – 245с.
  4. Уметь учиться. Рабочая тетрадь первокурсника // автор-составитель Шишигина Т.Р. Тверь, 1995. – 29с.