Логопедическое занятие по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде". 3-й класс

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 3


Цель: восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

  • устранять аграмматизмы при согласовании прилагательных с существительными в роде;
  • обогащать словарный запас, через работу со словами-антонимами, фразеологическими оборотами на материале разных сказок;
  • развивать мышление, связную речь через операции сравнения и анализа;
  • развивать интерес к учёбе и творческое воображение школьников.

Оборудование: доска (или электронная презентация), перфокарты с ключами, карточки с заданиями, картинки со сказочными героями, иллюстрации к сказкам, тетради, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

Ожидаемый результат

Организационный  момент

Собрать предметы, сходные по определённым качествам -
«Знаток сказок»

Логопед приглашает всех детей подойти к столу учителя и выбрать:
Маша – два предмета, одинаковых по форме;
Вася – два предмета, одинаковых по цвету;
Ира – два предмета, одинаковых по вкусу;
Коля – два предмета, изготовленных из одного и того же материала.

Овальный пирожок, овальная корзинка (сказка «Красная шапочка»)
Чёрная борода и чёрный пудель (сказка «Приключения Буратино»).
Сладкое яблоко и сладкий мёд («Сказка о царе Салтане»)
Деревянный стол и деревянный стул (сказка «Три медведя»)

Активизация внимания

Ввод в тему занятия

Вводная беседа, сообщение темы занятия

Ребята, а вы догадались, откуда к вам попали эти предметы? (из какой сказки?)
Найдите иллюстрацию к своей сказке на парте и садитесь на это место. Сегодня мы с вами. Путешествуя по сказкам, будем учиться правильно согласовывать слова- признаки и слова-предметы.

Дети называют свою сказку и отправляются на своё место.

Повышение мотивации

Основная часть

 

 

Парная работа с перфокартами

На каждой парте своя перфокарта и ключ к ней (Приложение 1 [3]).
Задание: определите род слова-предмета и закрасьте прямоугольник под ним в нужный цвет. Чтобы не сделать ошибку, пользуйся словами: мой, моя, моё.

Определяют род имени существительного. Закрашивают прямоугольники под картинками в нужный цвет (соответствующий определённому роду) и сверяют задание  с ключом.

Умеют определить род имён существительных.

Повторение правила

На слайдах (на доске) правила написания окончаний прилагательных при согласовании их с существительными в роде[1].
Запомни!  Если вопрос «какой?»,
Пишем мы  -ий, -ый, -ой:
                   Синий, зелёный, большой
Запомни!   Если вопрос «какая?»,
Пишем мы -ая, -яя:
                 Светлая, весенняя
Запомни!   Если вопрос «какое?»,
Пишем мы -ее, -ое:
                 Синее, белое
Запомни!  Если вопрос «какие?»,
Пишем мы -ые, -ие:
                  Синие, розовые.
Обращает внимание на алгоритм написания окончаний прилагательных:
1) Определи род имени существительного.
2) Выбери вопрос к прилагательному (какой? какая? какое? какие?).
3) Назови прилагательное с нужным окончанием.

Читают правила, определяют род имён существительных, задают вопросы, называют свои примеры  имён прилагательных, выделяют окончания.

Умеют правильно писать окончания имён прилагательных при согласовании их с именами существительными.

Игра «Мой герой»

– Ребята, любите ли вы загадки? Я тоже очень люблю их, как загадывать, так и отгадывать. Предлагаю вам сейчас сыграть в игру «Мой герой». В этой игре вам нужно будет охарактеризовать своего сказочного героя так, чтобы ребята смогли угадать, о ком идёт речь. Чем точнее вы опишите своего героя, тем быстрее ребята угадают его.

Дети получают изображение какого-либо сказочного героя, не показывая его одноклассникам, подбирают характеристики (слова-признаки), соответствующие характеру сказочного героя. Записывают имя героя и его характеристики в тетрадь.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

– А теперь давайте проверим, что у вас получилось.
На слайде (на доске) изображения разных сказочных героев.

Обращает внимание на окончания слов-признаков.

Дети по очереди дают характеристику своему герою, называют окончания слов-признаков. А остальные пытаются угадать его.
Мальвина - аккуратная, красивая, заботливая.
Буратино - доверчивый, добрый, весёлый.
Незнайка - глупый, весёлый, нетерпеливый.
Дюймовочка - маленькая, красивая, добрая.

Физминутка

Игра с мячом «Скажи наоборот».
Движения под музыку «Маленькая страна»

– Предлагаю вам, ребята, сыграть в игру с мячом «Скажи наоборот». Я буду называть слово, и бросать мяч. Ваша задача: поймать мяч и назвать слово с противоположным значением.
Трусливый (заяц) –
Вежливая (девочка) –
Грязное (окно) –
Аккуратный (почерк) –
Сытый (волк) –
Щедрая (хозяйка) –
Грустное (настроение) –
Умный (котёнок) –

Ловят мяч и называют слова–антонимы:
– Храбрый
– Грубая
– Чистое
– Неряшливый
– Голодный
– Жадная
– Весёлое
– Глупый
Произвольные танцевальные движения.

Релаксация.
Активизация словарного запаса.

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Вспомни сказку»

– Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и добавьте слова, признаки которых я назову.

Золотая…         Разбитое….
Синее…            Сварливая….
Высокий…       Усердные….
Морская…        Грозная….

На слайде (на доске) иллюстрация к сказке.

Добавляют имена существительные, подходящие по смыслу к именам прилагательным, соответственно сюжету сказки:
Золотая рыбка      Разбитое корыто
Синее море            Сварливая старуха
Морская владычица  Грозная боярыня
Высокий терем         Усердные слуги

Правильно согласовывают имена существительные и имена прилагательные в роде.

Работа на карточках
«Золотая лихорадка»

Вставьте в слова недостающие окончания и объясните смысл получившегося сочетания:

Золот___      осень
Золот___      кольцо
Золот___      голос
Золот___      руки

Объясните смысловое значение словосочетаний. Назовите словосочетание, где слово золотой использовано в прямом значении.

Дописывают окончания и объясняют смысл фразеологических оборотов.

Словосочетание золотое кольцо имеет прямое значение.

Развитие лексико-грамматического строя речи. Правильно пишут окончания прилагательных и умеют объяснять смысл фразеологизмов.

Работа с текстом
«Сказочник»

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает ученикам прослушать (или прочитать самостоятельно) два текста про берёзу:
Берёза

Из древесины берёзы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе берёзы растёт гриб. Из этого гриба делают лекарство.
Берёза
Красивое и полезное дерево берёза. Из её древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, лёгкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе берёзы растёт берёзовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.
Какой из текстов вам больше понравился и почему?
– Благодаря чему второй рассказ стал более понятный и интересный?

– Больше понравился второй рассказ, потому что, он был более понятный, подробный и интересный. Таким он стал благодаря словам-признакам.

Развитие мышления и связной речи через операции сравнения и анализа.

Вставьте в предложения нужные по смыслу слова-признаки. Обозначьте в них окончания.
Однажды___________Маша заблудилась в лесу. ___________тропинка привела её к избушке. ___________избушка стояла на опушке__________леса.___________женщина вышла ей на встречу. Она пригласила Машу в избушку. В избушке стоял________стол, _________стулья, ___________кровать. На стенах висели__________травы.
Хозяйка дала Маше __________суп и _____________кашу, заварила _________чай. Потом женщина показала Маше ________дорогу домой.

Вставляют свои слова-признаки в предложения. По окончании работы, некоторые ребята читают  тексты.

Умеют распространять предложения именами прилагательными.

Итог

Беседа.

Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам сегодня путешествовать по сказкам? Что особенно запомнилось? Благодаря каким словам наша речь становиться более яркой, интересной, понятной?
Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания слов-признаков?

Наша речь становиться более яркой, интересной, понятной благодаря словам-признакам. Чтобы правильно написать окончание в слове-признаке, нужно определить род слова-предмета, которое с ним согласуется, правильно задать вопрос от слова-предмета к слову -признаку.

Рефлексия.

Список использованной литературы.

1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 класс. Учитель, 2008г.
2. Козырева А.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Академия развития. 2006г.
3. Козырева А.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006г.