Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока: познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, что как занимались самообразованием в прошлом; объяснить значений понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственные умения учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоят алгоритм процесса получения знаний;
получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения;

Метапредметные УУД:

познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,  в том числе творческого и исследовательского характера.

коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

регулятивные: осуществлять  сравнение и классификацию по заданным критериям; планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Методы урока: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: самообразование и самоорганизация

Обеспечение урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2016.
  2. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2014.
  3. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016.-208 с.

Интернет-ресурсы: https://urok.1sept.ru/articles/576984/

Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор; пакет с рабочими материалами для работы в группах; компьютеры с доступом к Интернету, выставка книг и дисков; раздаточный материал для учащихся (памятки, задания группам). 

Тип урока: открытия нового знания

Этапы урока:

Первый этап – вызова (подготовительный);
Второй этап –  осмысления (изучение нового материала);
Третий этап – рефлексия  (итоги урока).

На доске: тема, план, эпиграф, ПВ.

Эпиграф: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А.Рубакин)

План урока:
1. Формы самообразования.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Самообразование – путь к успеху.
4. Новые возможности.
5. Самообразование и самоорганизация

Ход урока
2 урок (Приложение 2)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
А для меня, уже награда
Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.
Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправиться в новое путешествие в  мир знаний.

Организовать и психологически настроить учащихся на работу
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили тему «Образование и самообразование».
Я не сомневаюсь, что вы много узнали нового и выполнили домашнее задание.

1 задание (работа у доски)

Восстановите рассыпавшуюся схему и ответьте на вопрос:

– подписать пропущенную ступень образования.
– В каких классах  можно получить образование?
– В каких учебных заведениях человек может получить образование?

2 задание

Написать схему формы образования

3 задание

Как получить нужную книгу?
Фронтальная работа класса

Тест-оценка (Приложение 1)

Прошу вас приступить к работе над заданиями.
После завершения работы над заданиями взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев
– Ребята, прошу поднять руку у кого оценка, которую он поставил себе, совпала с оценкой за задание, у кого ниже, у кого выше той, которую он сам себе ставил.

Выполняют тесты

 

 

 

 

Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.

III. Мотивационно-целевой этап
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 

«Коммуникативная атака»

«Перепутанные пословицы»

Задание
: «собрать» пословицы, соединив первую и вторую части; объяснить смысл одной из пословиц. 
1. Азбука – а знания из книг. 
2. Знание не водица – а неучение из книг. 
3. Золото добывают из земли – а мысли. 
4. Не стыдно не знать – к мудрости ступенька. 
5. Ученье – свет – в рот само не станет литься. 
6. В книге ищут не буквы – стыдно не учиться. 

Проверка (эталон) 

  • Азбука – к мудрости ступенька. 
  • Знание не водица – в рот само не станет литься. 
  • Золото добывают из земли, а знания из книг. 
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 
  • Ученье – свет, а неученье – тьма. 
  • В книге ищут не буквы, а знания.

– Вы изучали эти пословицы на каких-либо школьных предметах?
– А откуда вы их знаете? 

Постановка темы урока. Эпиграф

ПВ «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Н.А.Рубакин 

2. Постановка проблемы. 

– Предположите, что мы будем изучать на уроке? 
– На какие вопросы нам предстоит ответить? 

Тема нашего урока: «Образование и самообразование».
– А какие цели вы ставите перед собой, приступая к изучению темы.
Цели нашего урока
Самообразование – это путь к успеху.
Узнаем новые возможности  современного общества.
Разработаем алгоритм самоорганизации.

Учащиеся определяют цели и задачи урока

IV. Актуализация знаний

Как гласит знаменитая пословица, «Человек – кузнец своего счастья».
– Что же стоит за этими простыми и хорошо известными словами

Отвечают на проблемный вопрос

V. Первичное усвоения новых знаний

4. Самообразование – путь к успеху

Слово учителя.
Самостоятельная работа с текстом «Самообразование – путь к успеху» на стр. 62 учебника.
– Докажите на конкретных примерах судеб знаменитых людей, что приведённая фраза соответствует истине.

Композитор – А. П. Бородин по образованию медик и химик.
Психолог – Л.С.Выготский по образованию юрист.
Американский государственный деятель, ученый – Б. Франклин не имел профессионального образования.

Физкультминутка (после окончания работы  в группе)

 

Обсуждение пословицы

 

Работа с текстом учебника.

 

Приводят доказательства на примерах знаменитых судеб.

4. Новые возможности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самообразование и самоорганизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного

 

 

 

 

V. Подведение итогов урока
Рефлексия.

 

 

 

Домашнее задание

В информационном обществе огромные возможности представляет для самообразования и Интернет не исключение.
разделиться на группы
Групповые задания + оценочные листы работы групп. 5-7 мин. (Приложение 3)
Первая группа знакомится с познавательным порталом
www.clow.ru (материалы о народах России и её столице, об истории человечества)
www.webdeti.net (материалы о космосе, организме человека, спорте, технике, истории и науке).
www.potomu.ru (детская энциклопедия онлайн.
www.what-this.ru (материалы о человеке, науке, выдающихся учёных).
Сегодня для вас выпускают  и различные диски DVD-диски, например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия » это особая мультимедийная энциклопедия: на диске собраны не только статьи, но и множество красочных иллюстраций, видео, музыка и др.

Вторая группа Работа с текстом «Самообразование и самоорганизация» на с. 63. Вы должны письменно составить алгоритм работы над самообразованием и определить её результаты. Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что поможет в этом деле?

I этап

1. Оценка ситуации.
2. Постановка цели.
3. Пути достижения поставленной цели.
4. Выбор средств достижения цели.

II этап

Сами действия по достижению цели.

На этом важно:

  • Периодическая оценка результатов деятельности;
  • Сравнение результатов с поставленной целью;
  • Замена средств достижения цели, определение новых путей и подбор более подходящих способов.

Третья группа В чём преимущества и
недостатки электронных книг?

Четвёртая группа Опиши иллюстрацию на с. 53. Составь рассказ на тему «Как учились в земской школе». Воспользуйся планом.

Пятая группа рассказать о Никитинской библиотеке

Работа в паре В приведенном тексте найди лишние буквы.

  • Зачеркни лишние буквы.
  • Прочитай, что получилось.
  • Напиши полученную фразу.

Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна!

Результаты работы

Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности.

Подведя итог работе в группах сформулируйте вопросы о самообразовании человека (кубик Блума)
– Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что поможет в этом деле?
– Как вы думаете, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии «Библиотека для самообразования»?
– Максим пришёл в читальный зал и обратился к библиотекарю: «Мы сейчас проходим тему о том, как человек изучает природу. Что вы мне посоветуете?»
– Можно ли сказать, что Максим занялся самообразованием? Поясните свой ответ.
Выразите своё отношение к проведённому уроку, используя следующие фразы:

– я понял(а)…
– я узнал(а) о..
– я не согласен (на) с…

– Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
– Что запомнилось больше всего?

Самое время прослушать астрологический прогноз. Для этого вам нужно открыть дневники. 
Представителей всех знаков зодиака ждет благоприятная ситуация в области обществознания в среду 16 января. Пригодится ранее приобретенный опыт подготовки домашнего задания: прочесть. пересказать параграф 7 и ответить на вопросы. 
Стрельцам, Козерогам и Водолеям следует обратить особое внимание на задание № 1-2 «в классе и дома» стр. 64
Девам, Рыбам и Близнецам будет полезно пообщаться с людьми старшего возраста и составить рассказ на тему «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь?» 
Ракам, Скорпионам и Львам стоит задуматься над вопросом «Чем в самообразовании может помочь Интернет?» 
У Тельцов, Весов и Овнов возможно появление интересных идей в ходе выполнения творческого задания составить рекламу библиотеки.

На счет «три» поднимите вверх руку с количеством пальцев, соответствующим вашей оценке урока.

Спасибо за работу!

 

 

 

 

Идёт работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель демонстрирует фрагмент энциклопедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация работ

 

 

 

 

 

 

 

Проверка алгоритма и корректировка его

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

  Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил., карт.– (Академический школьный учебник)
  2. Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение  5 класс». – М.: Просвещение, 2012;
  3. А.С.Митькин  Рабочая тетрадь по обществоведению.. – М.: «Экзамен», 2012

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6