Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс

Разделы: Литература


Цель урока: Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися

Тип урока – обобщение.

Вид урока – урок повторения, развития речи

Прогнозируемый результат:

  • Знать содержание пьесы.
  • Уметь творчески подходить к поставленной задаче.

Методы:

  • практические (исследовательская работа, комментированное чтение, учебные и письменные работы);
  • частично-поисковые.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Технологии:

  • Компьютерные технологии(презентация PowerPoint)
  • Технология дифференцированного обучения
  • Игровые технологии (Урок построен в виде "Своей игры". Выбирается категория, виртуальная "цена вопроса".Двойным "нажатием" на выбранную клетку можно открыть вопрос. Если ученик допускает ошибку, то заработанные баллы отнимаются)

Ход урока

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы...” (Н.В. Гоголь)

Эпиграф:

Смеха боится даже тот, кто уж ничего не боится. (Н.В. Гоголь.)

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”.

Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня. (попробуем это доказать)

Не случайно, комедия “Недоросль” до сих пор не сходит с афиш многих театров мира.(сейчас идет в Москве в Малом театре)

2. Повторение изученного.

1. Теория литературы: говорящие фамилии, юмор, сатира, комическое, художественная деталь.

2. Проверка домашнего задания(пропедевтика)

Вы должны были подготовить характеристики некоторых героев комедии:

Поделили мы их на 3 типа (положительные, отрицательные и нейтральные)

Назовите, пожалуйста, представителей каждой группы. Вопросы об отрицательных персонажах (Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев? Какие черты в каждом из них высмеивает автор? Каково назначение отрицательных героев?)

(дополнительные вопросы)

  1. Почему Скотинин так любит свиней?Чем отличались все Скотинины?
  2. Почему Скотинин хочет жениться на Софье?
  3. Какие арифметические задачи и как решает Простакова?
  4. Когда на первый случай могла бы пригодиться география?
  5. Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?
  6. Как относится к учителям Митрофан?
  7. Как обернулось “злонравие” Простаковой против неё самой в последнем действии?

3. Если будет время, составим кластеры:

1) Митрофан:“Вот злонравия достойные плоды”

Эгоист, маменькин сынок, обжора, льстец, умеющий приспосабливаться, грубиян, невежда.“... Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” - страшен —> бессердечен. “Единственное дитя растет”

2) Простакова: властная хозяйка, властная, грубая , невежественная

3) Простаков: забитый, робкий, безвольный,

4) Скотинин “скот”, глупый, грубый, жадный “Люди передо мною умничают, а между свиньями я всех умнее”.

4. Домашнее задание (С героями мы знакомы, теорию повторили, вы молодцы.)

Завершая изучение комедии, мы проведем подготовку к написанию творческой работы.

Темы письменных работ я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Если вы будете внимательно слушать, вам буде нетрудно справиться с заданием.

  1. С какой целью Д.И. Фонвизин включил в текс пьесы “Недоросль” некомедийные сцены?
  2. Каковы взгляды Стародума?
  3. Чем Митрофан отличается от родни?
  4. Почему комедия названа “Недоросль”?
  5. За что и как, по вашему мнению, наказана г-жа Простакова?
  6. Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина “другом свободы”, а комедию – народной?
  7. Есть ли Митрофанушки среди нас?

5. Ну а теперь, ребята, я предлагаю послушать замечательную музыку 18 века, посмотреть, как выглядел . Обратите внимание на портрет замечательного мастера слова, мастера комедии Дениса Ивановича Фонвизина.

6) Ну а теперь ребята поиграем! “Своя игра”

Правила вы знаете, счетовод у нас есть, начинаем игру.

Выбираем категории и цену вопроса: играем

Категории: Цифры - Детали - А как говорит - Кто же это?

Оценки получат те ребята, которые наберут больше баллов (от 30 можно ставить оценку)

6. Тестирование:

Каждый из вас самостоятельно отвечает на вопросы теста по комедии (оценки получает весь класс).

Итоги урока: Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина? Митрофан: что сделало его таким? спрогнозируйте его будущее; при каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?

Ответ на главный вопрос.

7. Рефлексия:

1. Актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня? Митрофан – это невежа или невежда?

2. Чему вас научила комедия?

3. “Есть ли Митрофанушки среди нас?” (главный вопрос)

Презентация

6.04.2016