Конкурс по русскому языку "Почемучки"

Разделы: Начальная школа


Цель конкурса: расширять и углублять знания учащихся начальных классов о русском языке, воспитывать любовь к родному языку.

Задачи конкурса:

  • Формировать языковую культуру речи.
  • Развивать умение творчески применять знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения, математики.

Участники конкурса: Можно проводить конкурс между учащимися одного класса, учащимися разных параллелей начальных классов

Конкурс проводится в 3 этапа.

Конкурсные задания:

1 этап

1 задание «Лесенка-чудесенка».

Составьте предложение, в котором каждое следующее слово увеличивается на одну букву.

Например:

Примечание: предложение может начинаться со слова, имеющего любое количество букв, а в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше.

Критерии оценки: по одному баллу за каждое слово в предложении. Максимальное количество– 3 балла.

2 задание «Музыкальная шкатулка».

Напишите слова (существительные в единственном числе, Именительном падеже), внутри которых спрятаны названия нот. Выделите ноты в словах как показано в примере.

Например: сЛЯкоть, пеРЕход.

Примечание: не учитываются слова, в которых «нота» находится в начале или конце слова.

Критерии оценки:

до 3 слов – 1 балл,
до 5 слов – 2 балла,
до 7 слов – 3 балла,
до 9 слов – 4 балла.

Максимальное количество – 4 балла.

3 задание «Конкурс анаграмм».

а) переставляя буквы в предложенных словах, образуйте новые слова (по одному слову от каждого предложенного):

ВОЛНА, АТЛАС, КАПРИЗ, ВОДОПАД, КУКЛА, КОМАР, АВТОР, РАКЕТА.

Критерии оценки: за каждое слово по 0,5  балла. Максимальное количество баллов – 4.

4 задание «Наборщики»

Из букв, входящих в слово КОПИЛКА, составьте новые слова (имена существительные в единственном числе, Именительном падеже).

Примечание: в придуманных словах буква К может встречаться два раза, остальные буквы – не более одного.

Критерии оценки:

до 3 слов – 1 балл.
до 5 слов – 2 балла.
до 7 слов – 3 балла.
до 9  слов – 4 балла.

Максимальное количество – 4 балла.
Максимальное количество за 1 этап – 15  баллов.

2 этап

1 задание «Угадай-ка!»

В предложенном файндворде найдите слова, связанные с замечательным детским писателем Корнеем Ивановичем Чуковским и героями его произведений: Мойдодыр, Кокоша, Цокотуха, Корней, Африка, Тотоша, Лимпопо, таракан.
Выделите их в тексте цветом. Одно слово для Вас уже отмечено.

Как мы ловили налима. (Автор Олег Тихомиров).

Собаку моего соседа по даче Гоши Котуханского зовут Дода. Пошли мы как-то на речку, и собака за нами следом. Собираемся идти домой, Доды рядом нет. Вдруг видим среди кустов совсем недалеко кошачий рыжий хвост мелькнул. И Дода рядом! Но кошка залезла на березу, а Дода, покрутившись рядом, прибежала к нам, прыгала, норовила лизнуть хозяина в лицо. Котуханский приговаривал:
– Ладно, ладно, успокойся. Идем домой. Дам тебе из бульона фрикадельку. То-то, шалунья!
Мы двинулись домой, но Гоша вдруг сказал:
– Вернемся. Покажу корягу, под которой живет налим. Точно налим. Попомни мои слова.
– Давай поймаем, – загорелся я.
– Давай. В твою майку ловить будем. Она в сеточку.
Мы залезли в воду. Я снял майку, и Гоша стал подводить ее под корягу. Но сколько ни старались, ничего не вышло. Зато поймали рака. Поместили в мой ботинок и вновь принялись искать налима. Теперь кроме корней ничего не попадалось.
– Ладно, – сказал Гоша.– Половили и хватит. А рака надо отпустить.
Выбрались на берег, начали вытряхивать рака из ботинка, а того и след простыл.

Примечание: слова могут быть спрятаны как внутри одного слова, так и между соседними словами.

Критерии оценки: по одному баллу за каждое найденное слово. Максимальное количество баллов – 7.

2 задание «Прятки»

Составьте свои предложения по принципу файндворда, спрячьте в них следующие слова: КАМЫШИ, ДЕДУШКА, ЛАПТИ, ЛЕСОК, БАРАНКИ, ВЕНИК, КОЛЕСО.

Примечание: в одном предложении может быть спрятано не более одного слова.

Критерии оценки:

1 балл за каждое спрятанное слово.
1 дополнительный балл за использование всех слов.

Максимальное количество за 2 этап – 15 баллов.

3 этап

1 задание «Шифровка»

Разгадайте рисунок, зашифрованный в клетках прямоугольника, по координатам, закрашивая каждую клетку нужным цветом (по принципу игры «Морской бой»). Под рисунком в пустые клетки впишите, что у Вас получилось.

ТЕКСТ РАДИОГРАММЫ:

А-1;Б-1;В-1;Г-1;Д-1;Е-1;Ж-1;З-1;И-1;К-1;
Л-1;Б-2;В-2;Л-2;М-2;В-3;Л-3;М-3;Н-3;В-4;
Г-4;К-4;Л-4;Н-4;Г-5;М-5;В-6;Г-6;К-6;М-6;
Н-6;А-7;Б-7;В-7;Г-7;К-7;Л-7;Н-7;А-8;Б-8;
В-8;Г-8;Д-8;И-8;К-8;Л-8;М-8;А-9;Б-9;М-9;
Н-9;А-10;Б-10;М-10;Н-10;А-11;Б-11;М-11;
Н-11;

Д-4;Е-4;Ж-4;З-4;И-4;М-4;К-5;Л-5;Н-5;Л-6;
М-7;Н-8;Г-20;Д-20;Е-20;З-20;И-20;К-20;

Д-5;Е-5;Ж-5;З-5;И-5;Д-6;Е-6;Ж-6;З-6;И-6;
Д-7;Е-7;Ж-7;З-7;И-7;Ж-8;Е-8;З-8;Г-15;К-15;

Г-9;Д-9;И-9;К-9;Д-15;Е-15;Ж-15;З-15;
И-15;Д-16;Е-16;З-16;И-16;Д-17;Е-17;З-17;
И-17;Д-18;Е-18;З-18;И-18;Д-19;Е-19;З-19;
И-19;

А-12;Б-12;М-12;Н-12;А-13;Б-13;М-13;
Н-13;А-14;Б-14;М-14;Н-14;А-15;Б-15;В-15;
Л-15;М-15;Н-15;А-16;Б-16;В-16;Г-16;
Ж-16;К-16;Л-16;М-16;Н-16;А-17;Б-17;
В-17;Г-17;Ж-17;К-17;Л-17;М-17;Н-17;
А-18;Б-18;В-18;Г-18;Ж-18;К-18;Л-18;
М-18;Н-18;А-19;Б-19;В-19;Г-19;Ж-19;
К-19;Л-19;М-19;Н-19;А-20;Б-20;В-20;
Ж-20;Л-20;М-20;Н-20;А-21;Б-21;В-21;
Г-21;Д-21;Е-21;Ж-21;З-21;И-21;К-21;Л-21;
М-21;Н-21.

Пример:

1) Чтобы разгадать рисунок на клетчатом поле, воспользуемся шифром

2) закрасим каждую клетку, соответствующую координатам тем цветом, каким она указана в шифре.

3) получим рисунок

4) впишем название того, что изображено на рисунке в пустые клетки.

Подведение итогов и награждение.

Диплом, грамота и сертификат (Приложение 1)

Используемая литература:

  1. Е. Н. Арсенина,  Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе, М,: Глобус, 2007 год
  2. Н. М. Бетенькова, Д. С.Фонин, Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы, М,: Просвещение, 1995 год
  3. В. В. Волина 1000 игр с буквами и словами, Учебное издание, 1996 год.