Программа патриотического воспитания учащихся "Подвиг бессмертен" к 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


“Беспримерный героизм был проявлен и в крупных сражениях, и в боях на безымянных высотах.
Стояли насмерть и боролись за каждый дом, каждую улицу, за каждый населенный пункт. Сотни российских городов стали полем ожесточенных битв. Они были настоящей крепостью, остановившей врага. Это поистине города-герои, города воинской славы.
Величайшие трагические события выпали на долю наших ветеранов. И с высоты прошедших десятилетий мы еще лучше, еще глубже осознаем, что им пришлось пережить и с чем пришлось столкнуться. Ведь по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений этой войне тоже нет равных в истории. В этот день мы преклоняем головы перед всеми, кто не дожил до Дня Победы.
Мы благодарим вас, наши дорогие ветераны. Мы гордимся величием ваших судеб. И рады, что сегодня вы рядом с нами, что мы вместе встречаем Великую Победу. Ваш подвиг бессмертен...”

В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня одной из актуальных задач государства и общества является проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения и школа является важным элементом в этом звене. В президентской инициативе Наша новая школа говорится: “Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”. Задача современной школы является воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.  Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по вооруженной защите нашей Родины.

Стержнем деятельности педагогического коллектива школы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний навыков и умений, необходимых патриоту своей страны.

Школьная программа "Подвиг бессмертен” рассчитана на 2013-2015гг. Данная программа разработана с целью совершенствования системы мероприятий с детьми и молодёжью по патриотическому воспитанию, увековечению памяти павших и заботы о живых победителях, преемственности поколений. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской  Федерации в рамках Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.”, утверждённой постановлением Правительства   Российской Федерации от 05.10.2010 г.  №  795, а также на основе программы патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях Буйнакского района РД, посвящается 70-летию Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг., руководствуется нормативно-правовыми документами:

  • Законом “Об образовании”;
  • Конвенцией ООН “О правах ребенка”;
  • Конституцией и законами Российской Федерации;

Программа  представляет  собой объединённый замыслом и целью комплекс досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с учащимися, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания учащихся образовательного учреждения.

Основным элементом данной Программы по патриотическому воспитанию учащихся является взаимодействие педагогического коллектива и родителей, школьной общественной организаций “Наследники”, Буйнакского районного центра развития одарённости, музея Боевой Славы г.Буйнакска под руководством Магомедова А.А.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у учащихся высокой социальной   активности,    гражданственности  и патриотизма,   чувства гордости и верности своему Отечеству, увековечение памяти павших и заботы о живых победителях, преемственности поколений. Формирование у учащихся,  готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Основные задачи:

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
  • активно участвовать в районных мероприятиях по патриотическому воспитанию;
  • реализовать  механизмы,  направленных на координацию   действий   по    вопросам  патриотического,   гражданского воспитания учащихся школы;
  • активно участвовать во Всероссийских акциях к 70 - летию победы;
  • обновить  содержание патриотического   воспитания, совершенствовать его формы и методы;
  • усилить роль семьи в патриотическом воспитании детей;
  • формировать у школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России и Дагестана, к традициям народов;
  • формировать у учащихся активную жизненную позицию, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;
  • формировать у школьников потребности в здоровом образе жизни и повышение престижа государственной службы;
  • развивать и совершенствовать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательном учреждении.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для учащихся 7–11 классов (13 – 17 лет) МКОУ “Дурангинская СОШ”.

Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.

Механизм реализации Программы опирается на новую основу взаимосвязей сотрудничества общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, пропаганды патриотизма в образовательном учреждении МКОУ “Дурангинская СОШ” через СМИ и органы самоуправления.

Основополагающие принципы и направления реализации.

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Программа может быть реализована при помощи следующих форм:

  • Участие в общешкольных и районных мероприятиях.
  • Чтение и обсуждение книг, периодической печати.
  • Посещение ветеранов на дому.
  • Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
  • Встречи с интересными людьми (вдовами ветеранов, участниками локальных войн)
  • Посещение музея Боевой славы г Буйнакска.
  • Беседы, классные часы, диспуты.
  • Организация внеклассных мероприятий (викторина, ток-шоу, музыкальный вечер, круглый стол, конкурс песни и чтение стихов и т.д.).
  • Различные Всероссийские акции к 70-летию Победы.

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: проектный – сентябрь – ноябрь 2013 год

Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.

Задачи:

  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  • Создать и утвердить Программу.

II этап: практический - 2013-2015 годы.

Цель: реализация программы “Подвиг бессмертен” в школе.

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  • Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
  • Развивать классное ученическое самоуправление.
  • Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
  • Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический – апрель – май 2015 год

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.

Основное содержание деятельности:

  • отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
  • обогатить содержание гражданско-патриотического воспитания через участие в международных, всероссийских, региональных проектах;
  • расширять и укреплять связи школы с образовательными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта района, города;
  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • проводить мониторинг реализации программы.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В школе как в образовательной системе:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • снижение уровня правонарушений и преступлений с участием учащихся;
  • пропаганда здорового образа жизни; снижение уровня социальной напряженности и уровня тревожности в подростковой и молодежной среде;
  • повышение ответственности за выполнение конституционных обязанностей перед обществом и государством (служба в армии).

В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.

Качественные параметры

  • Сформированность гражданских навыков.
  • Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям.
  • Сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям.

Количественные параметры:

  • Включённость учащихся в воспитательные дела.
  • Активность деятельности всех субъектов ОУ в реализации программы патриотического воспитания.
  • Массовость и активность участия в конкурсах по гражданско–патриотической тематике.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ:

1. Литература для учителей:

  1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: “ВАКО”, 2006
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: “Айрис-пресс”, 2005.
  3. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2005. - №6. – С. 59.
  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  5. Ерёменко Н.И. Классные часы. Волгоград: “Корифей”, 2005.6. Савкина И.Ю. Воспитание патриотизма, дружбы народа и веротерпимости. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции “Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности”, Москва, 14-15 ноября 2001 –М.: “Межвузовского центра воспитания межнационального общения Министерства образования России”, 2003.

2. Литература для обучающихся:

  1. Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М.: “Правда”,1990.
  2. Была война...: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет. М.: “Детская литература”, 1987
  3. Великая Отечественная: стихотворения и поэмы в 2-х томах. М.: “Художественная литература, 1995.
  4. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т.- М.: “Дрофа”, 2002.
  5. Высоцкий В.С. Черное золото. 1990.
  6. Друнина Ю.В. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения (1942-1969).- М.: “Художественная литература”, 1991.
  7. Друнина Ю.В. Светлокосый солдат: Избранное.- Калининградское кн. изд-во, 1973.
  8. Джалиль Мусса Избранное. Казань, 1968.
  9. Лицом к Победе: Сборник стихотворений. М.: “Современник”, 1995.
  10. Курганова В.М. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет . М.: “Советская Россия”, 1990.
  11. Фатьянов А.И. Соловьи, соловьи. Песни и стихи.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1977
  12. Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М.: просвещение, 1990г

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы “Подвиг бессмертен” школа имеет необходимую материально – техническую базу: компьютеры, интерактивную доску, учебно-методический комплекс на электронных носителях, сиди – диски (художественные фильмы Николая Лебедева “Звезда” и Андрея Малюкова “Грозовые ворота”), научно – методическую литературу, стенды для выставок, тематические баннеры и буклеты, спортивный зал спорт инвентарь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература:

  1. Вяземский Е.Е. Следзевский И. В. Концепция гражданского образования в образовательных учреждениях // журнал “История и обществознание в школе. 2002. № 4.
  2. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: “Педагогическое общество России”, 2001.
  3. Дежникова Н.С. Пути демократизации школы // Советская педагогика. 1991.
  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М.: “Сентябрь”, 2002.
  6. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя / под редакцией А.С. Прутченкова. М. “АПКиПРО”, 2003.
  7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание – будущее России. Пособие для педагогов. М.: “Фонд Адрея Первозданного”, 1999.
  8. Омарова А.Г. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5.
  9. От нетерпимости к согласию. Проблемы перехода от гражданского и религиозного противостояния к общественному согласию. М.: “Весь мир”, 1999.
  10. Пчёлов Е.В.государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: “Русское слово”, 2007.
  11. Тисленкова. И.А. Нравственное воспитание в средней школе. М.: “Учитель”, 2007.
  12. Сгибнева.Е.П. Классные часы в средней школе. М.: “ Айрис-Пресс”, 2007.
  13. Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебно – методическое пособие. М.: “Мирос”, 2002.
  14. Пчёлов Е.В.государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: “Русское слово”, 2007.

Документы и правовые акты

  1. Законом “Об образовании”, п. 2 ст. 32;
  2. Конвенцией ООН “О правах ребенка”;

Проект Федерального закона “О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации” от 5 марта 2012 года.

Нормативная и информационно – инструктивная литература

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы”;

О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 // журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”. 200№ 6.

Интернет-ресурсы

  1. Порталы Минобразования России – http:/www.informika.ru; htt://www.gov.edu.ru (методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания);
  2. Портал Минобороны России htt://www.mil/ru (нормативно – правовые основы воинской службы)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Организационно-методическая работа
1. Разработка нормативных документов по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 70 – летию Победы ВОВ 1941 - 1945 Сентябрь – ноябрь 2013 Зам директора по УР Магомедов Б.Н.,

зам директора по ВР Сулейманова А.А.

2. Оформление стендов: “Помним, скорбим, гордимся”; “Участники, локальных войн”; “Герои Дагестанцы”; “Патриотическое воспитание” Январь – май 2014 – 2015гг. Зам директора по ВР Сулейманова А.А., учитель истории Хайбулаева А.М.
3. Конкурс рисунков, плакатов, буклетов. Январь – май 2013 – 2015 Зам директора по ВР Сулейманова А.А., классные руководители, библиотекарь Салахбекова А.М.
4. Конкурс Патриотической песни Апрель – май

2013 – 2015

Зам директора по ВР Сулейманова А.А., вожатая

Рабаданова Г.А.

5. Конкурс на лучшее чтение стихотворения Февраль

2014, 2015

Учитель истории Хайбулаева А.М.
6. “Гражданские инициативы” сбор предложений от населения о подготовке к празднованию 70-летия Победы в ВОВ. В теч. 2015г Зам директора по ВР Сулейманова А.А.
2. Гражданско-патриотическая работа
1. Уроки истории Мужества, посвящённые Всероссийской общественно – государственной инициативе “Горячее сердце” Ежеквартально Учителя истории
2. Всероссийский урок мужества, приуроченный 100 – летию Первой мировой войны Сентябрь

2014г

Классные руководители

8 – 11 классов

3. Уроки истории на популяризацию среди молодёжи знаний о Сталинградской битве Февраль 2015 Уч.истории Хайбулаева А.М.
4. Уроки мужества “России славные сыны” В течение учебного года Кл.руководители

1-11 классов

5. Республиканский урок к 70 - летию победы в ВОВ Март 2015 Учитель истории Хайбулаева А.М., библиотекарь Салахбекова А.М.
6. Общешкольные уроки истории “Блокада Ленинграда” Январь – февраль 2014 - 2015 Уч.истории Хайбулаева А.М., библиотекарь Салахбекова А.М.
7. Районное мероприятие “Брейн – ринг” к 70 – летию Победы в ВОВ Февраль 2015 Зам директора по ВР Сулейманова А.А.
8. Районное мероприятие “Брейн – ринг” “Блокада Ленинграда” Февраль 2014 Зам директора по ВР Сулейманова А.А., уч.истории Хайбулаева А.М.
9. Экскурсии для учащихся: в музеи Боевой Славы г. Буйнакска Ноябрь

2013 - 2014

Вожатая Рабаданова Г.А., уч.истории

Хайулаева А.М.

10. Районный конкурс “Растим патриотов России” Апрель 2013 - 2014 Зам директора по ВР Сулейманова А.А.
11. Круглый стол ко Дню единства народов Дагестана Сентябрь

2013- 2015

Кл.руководители 6 – 11 классов, библиотекарь Салахбекова А.М.
12. Встреча с выпускниками, отслужившими в рядах ВС РФ “Мой армейский альбом” Февраль

2015

Вожатая Рабаданова А.А.
13. Конкурс юных фотолюбителей к 70 –летию Победы в ВОВ Январь 2015 Зам директора по ВР Сулейманова А.А.
14. Конкурс педагогов и школьников “В зеркале истории” к 70 –летию Победы в ВОВ Январь 2015 Уч.истории Хайбулаева А.М.
15. Конкурс “Юный краевед” к 70 – летию Победы в ВОВ Февраль, 2015 Уч.истории Хайбулаева А.М.
16. Круглый стол членов детской общественной организации “Наследники” “Этих дней не смолкнет слава” Апрель

2013 - 2015

Вожатая Рабаданова Г.А.
17. Мероприятия “Галерея памяти” Февраль

2013 - 2015

Зам директора по УР Магомедов Б.Н., уч.истории Хайбулаева А.М.
18. Мероприятия (круглые столы, диспуты) в связи с памятными датами военной истории отечества Февраль 2015 Зам директора по ВР Сулейманова А.А., вожатая

Рабаданова Г.А., библиотекарь Салахбекова А.М.

19. Тимуровское движение. Шефская помощь вдовам ветеранов. Весь период Вожатая

Рабаданова Г.А.,

кл.руководители

1-11 классов

3. Культурно-массовые мероприятия
1. Районный конкурс неделя добра Апрель

2013 - 2015

Вожатая Рабаданова Г.А.
2. Конкурс военно-патриотической песни к 70-летию Победы в ВОВ Май

2015

Вожатая Рабаданова Г.А.
3. Музыкальный вечер-встреча с ветеранами педагогического труда, ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Октябрь

2014, 2015

Профком Хаджимурадов Х.М.
4. Конкурс сочинений, рефератов, альбомов. Январь – май 2014, 2015 Уч.русского языка
5. Конкурс исследовательских, творческих работ “Война в истории моей семьи”, “Дети войны” Февраль

2014, 2015

Уч.русского языка
6. Школьный конкурс “А ну-ка, парни!” Февраль

2013 - 2015

Кл.руководители, вожатая

Рабаданова Г.А.

7. Акция “70 саженцев к 70 – летию победы” Март – май 2015 Руководитель экологического кружка

Сулейманова А.А.

8. Всероссийская акция “Сирень победы” Март-Май

2014-2015

Сулейманов М.Г.
9. Военно- патриотическая акция “Георгиевская ленточка” Май

2014, 2015

Вожатая Рабаданова Г.А.
10. Концерт, посвященный Дню Победы Май

2014, 2015

Зам.директора по ВР Сулейманова А.А., вожатая

Рабаданова Г.А.

11. 70 пятерок – это моя Победа! Апрель, 2015 Кл.руководители

1-11 классов

12. Общешкольная игра “По праву памяти” Ноябрь-февраль

2013-2014

Психолог Азизова М.М.
4. Военно-спортивные мероприятия
1. Военно-спортивная игра “Зарница” Апрель,

2015

Уч.физкультуры Абдулаев М.М.
2. Спортивные состязания “Весёлые старты” Октябрь, апрель

2013 - 2015

Уч.физкультуры
3. Конкурс “А ну-ка, парни!” Февраль

2014, 2015

Вожатая Рабаданова Г.А.
4. Спартакиада школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта Март

2014, 2015

Уч.физкультуры
5. Весенняя легкоатлетическая эстафета “Эстафета памяти” Апрель

2014, 2015

Уч.физкультуры
6. Школьный смотр строя и песни Апрель

2014, 2015

Уч.ОБЖ

Абдулаев М.М.