Проблемы преемственности в математическом начальном общем и основном общем образовании

Разделы: Математика


(слайд 1) Программа по математике для 5-6-х классов ставит задачу обобщения и развития на новом материале полученных в начальной школе математических знаний, умений и навыков и проведение пропедевтики для изучения курсов алгебры и геометрии.

(слайд 2) Школьный курс математики нацелен на решение следующих задач:

  1. способствовать продвижению школьников в общем развитии, то есть развивать их мышление;
  2. дать представление о математике как науке, обобщающей реально существующие и происходящие явления и способствующей познанию окружающей действительности;
  3. сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в жизни.

(слайд 3) Проблемы, на которых необходимо остановиться особо:

  • вычислительные навыки учащихся;
  • решение уравнений;
  • решение текстовых задач;
  • речевая культура учащихся;
  • обще учебные умения и навыки.

(слайд 4) Вычислительные навыки.

Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно, – таблица умножения. Без нее все наши усилия сводятся к нулю.

(слайд 5) Решение уравнений

При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ). Приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять.

(слайд 6) Решение текстовых задач.

Важно:

  • краткая запись условия;
  • единицы измерения;
  • способы записи решения задачи.

Прочитать условие задачи минимум 2 раза, после этого выполнить краткую запись условия:

  1. словесная (что она дает? осмысление условия)
  2. табличная (осмысление условия, экономия времени.)
  3. схематическая (осмысление условия, экономия времени, наглядность.)

Предпочтение – схематической форме, правильно выполненная схема – это на половину решенная задача.

Единицы измерения. С единицами времени, длины, массы, как правило, проблем у школьников не возникает. А вот единицы измерения площадей и объемов требуют дополнительной отработки. Выполнять перевод единиц – лучше отдельным действием, а не в стороне от решения задачи.

Различные формы записи решения задачи.

Универсальный способ – по действиям. В этом случае нет необходимости указывать единицы измерения в ходе действия, достаточно записать их в скобках в конце действия.

Обязательным является пояснение каждого действия. Ответ при этом записывается кратко с указанием только единиц измерения. При полном ответе последнее действие не поясняется.

В начальной школе широко используется запись решения выражением это приемлемо для учеников с хорошей математической подготовкой, чье понимание хода решения не вызывает сомнений.

(слайд 7) Речевая культура учащихся.

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов.

Учителям чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах. В учебниках математики для 5-6 классов для этой работы есть рубрика «Грамматика».

(слайд 8) Общеучебные умения и навыки.

  1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его (системная работа с текстом)
  2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.
  3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти)
  4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти (практиковать письменный опрос правил)
  5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе (иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения по материалам дополнительной литературы).

(слайд 9) Работая с учащимися пятых классов, учителя выделяют следующие проблемы в специальных математических знаниях, умениях и навыках.

1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).

Возможности разрешения: с помощью тренажёров постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, счёт в том числе и обратный десятками, сотнями и т.д., тренировка памяти на удержание в уме промежуточных результатов вычислений .

2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.

Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).

Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.

4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно – два действия).

Возможности разрешения: предлагать сначала пересказать своими словами условие задачи и представить себе ситуацию, о которой идет речь, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

5. Недостаточное развитие графических умений.

Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге.

6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.

Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (об этом говорилось выше).

(слайд 10) Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учёбе.

(слайд 11) Одним из путей решения проблем преемственности видим в смене роли учителя.

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Учитель-модератор. Модерирование : деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

Презентация