Зима в творчестве К.А.Коровина, И.Э.Грабаря

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить с произведениями искусства художников К.А. Коровина, И.Э. Грабаря;
  • формировать эстетическое восприятие зимнего пейзажа в действительности и в искусстве;
  • развивать наблюдательность, зрительную память, чувство композиции;
  • развивать графические навыки и умения в передаче красоты реальной формы и цвета зимнего дерева;
  • воспитать бережное отношение к родной природе, к родному краю.

Оборудование:

  • для учащихся – альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисть, палитра, салфетка для вытирания кисти, баночка с водой;
  • портреты художников Коровина К.А., Грабаря И.Э., картины «Зимой» Коровин К.А., «Февральская лазурь» Грабарь И.Э.;
  • компьютер с проектором, магнитофон с аудиозаписью П. Чайковский «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великих художников Константина Алексеевича Коровина и Игоря Эммануиловича Грабаря. Увидим, какое место отводили зимней теме эти художники в своих произведениях. Проанализируем некоторые из них и постараемся нарисовать свой зимний пейзаж.

Проверка рабочего места: на столе должны лежать лист бумаги, резинка, краски, кисть; слева от бумаги – салфетка для вытирания кисти; справа от красок – баночка с водой, а палитру кладут справа от рисунка.

II. Беседа по теме «Зима»

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
А.С. Пушкин

– Какое сейчас время года? (зима)

– Что с собой принесла зима? (снег, холод)

– Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать зимний день? (зависит от дня, если пасмурный – холодные; если солнечный, то добавляются еще и теплые)

Если посмотреть на цвет снега, то в каждом пейзаже он будет свой: в одном он золотисто-розовый, в другом – оранжевый, в третьем – серый, в четвертом – голубоватый, в пятом – густо-синий. Это зависит от силы света в зимний день.

Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – лучшие белила        
Зорям – алые чернила
Всем деревьям – чистые
Блестки серебристые
В. Фетисов

– Вы любите зиму? И за что вы ее любите?

А я люблю ее за то, что

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин

– А теперь, давайте послушаем небольшое сообщение о том, какая бывает зима на Дону. (сообщение ученика, подготовленное заранее)

– Что мы с вами можем сделать для наших пернатых друзей зимой? (ответы ребят)

Прекрасна наша русская природа зимой. Ее воспевают не только художники, но и музыканты и поэты. Все люди по-разному воспринимают и переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все сразу же преображается, становится чистым, светлым, праздничным.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. Есенин

III. Работа над темой урока.

Знакомство с творчеством художника Коровина Константина Алексеевича. (сообщение ученика)

– Рассмотрите репродукцию К.А. Коровина «Зимой». Эта картина была написана художником в 33 года.

– Что изображено на картине? (лошадь, запряженная в сани; русская изба, во дворе деревья)

– Что мы видим на втором плане? (лес, несколько изб, делаем вывод: художник изобразил русскую деревню)

– Какие краски использовал художник? (холодные)

– Откуда мы начинаем рассматривать картину? (с центра, лошадь –это темное пятно картины)

– Какое настроение возникает от просмотра этой картины? (грустное, жалость к продрогшей лошади)

Художник пишет природу так, как никому другому не написать, потому что именно он увидел ее такой. И делится с нами без слов цветом, линиями, мазками. Надо научиться понимать его особый язык. У всех есть глаза, но взглянуть – еще не значит увидеть. Художник в своей картине «Зимой» создал образ зимней русской деревни. Около старой избы стоит продрогшая, с уныло опущенной головой лошадь, запряженная в сани. Еще далеко до весны… напоминает нам художник.

– Давайте, еще раз вспомним, как называется картина? («Зимой»)

– Кто ее написал? (К.А. Коровин)

Знакомство с творчеством еще одного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. (сообщение ученика)

– Рассмотрите репродукцию И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

– Что изображено на картине? (березы)

Откуда мы начинаем рассматривать картину? (снизу вверх)

Все картины рассматриваются по-разному.

– Что мы видим на втором плане? (вдали – лес)

– Какие краски использовал художник? (холодные, но так как это солнечный день, то и ввел и теплые, тем самым картина оживает)

– Опишите состояние погоды? (солнечный морозный день)

– Почему художник назвал эту картину «Февральская лазурь»? (лазурь – светло-синий цвет, синева; лазурные мечты – несбыточные; нежный переход одного цвета в другой)

– Что особенно привлекает ваше внимание? (зачарованные березки, напоминают сказку)

– Почему на эти березы мы смотрим, как зачарованные? (мы попали в какой-то волшебный уголок природы; художник умеет в простом и обычном найти красоту)

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (радостное, торжественное, светлое чувство)

Эту картину художник посвятил русской красавице – березке. Посмотрите, как она смотрится на фоне зимнего неба. Ажурное переплетение ветвей, и сквозь это кружево проглядывается яркое небо. Художник изобразил березу сильными, контрастными красками, стараясь применять чистые цвета: белый, синий, красный. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечный морозный день. Художник изображает видимое. А запах невидим, но от картины пахнет нежной свежестью. Наверное, именно о таком дне А.С. Пушкин сказал: «… Мороз и солнце. День чудесный!». Что может быть чудеснее русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен. Снег белый, мягкий и пушистый. Трудно поверить что он холодный. В этот день хочется ходить по лесу. Слушать, как потрескивает от мороза снег. Художник приглашает нас в этот лес на прогулку.

(Метод «вхождения в картину»)

Закройте глаза. Представьте: перед нами чудный зимний лес. Мы идем по тропинке друг за другом, проходим речку через мосток, оглядываемся назад и в зеркале льда видим отражения деревьев. Нас охватывает беспокойство. Что-то очень важное должно случиться. Все в ожидании. Гордо смотрят на нас стройные высокие сосны, укутанные морозом в белые пушистые косынки. Это он, наверное, оставил на снегу следы, когда обходил свои владения. Подходим ближе, и на нас смотрят лесные сторожа. Смотрите, как своими кривыми и хищными ветками они тянутся к нам, так и норовят подтянуть к себе, задержать и не пустить будить зимний лес. Тихо в лесу. Давайте не будем никому мешать видеть зимние сны. Откройте глаза и нарисуйте зимний пейзаж, который вы увидели в своем сказочном сне.

– Хорошо подумайте над тем, что вы хотите изобразить, и когда к вам придёт вдохновение, тогда приступайте к выполнению своего рисунка.

– Подумайте, как вы назовете свой рисунок, а название должно быть поэтическим, вспомните известные вам строки стихотворений русских поэтов о природе.

IV. Самостоятельная работа

(Ребята рисуют под музыку П. Чайковского «Времена года»)

V. Анализ работ учащихся

VI. Выставление оценок

VII. Итог урока

Ответы на вопросы:

– С творчеством каких художников мы сегодня познакомились на уроке?

– Назовите картины этих художников?

– Чему учились на уроке?

Сегодня на уроке мы учились передавать через рисунки свое отношение к зимней природе. Красота может открыться и в труде, и в лесу, и на речке, и дома – там, где раньше мы ее не замечали.

– А зачем людям нужна эта красота? (ответы ребят)

– Ребята, когда вы научитесь видеть во всем простом – прекрасное, тогда мир вокруг тебя станет богаче и радостней, а сам ты счастливей и глаза твои зорче и сердце добрее.

Спасибо за работу на уроке.