Методическая разработка урока "Солнечная система"

Разделы: Астрономия


Цель занятия Формирование научного познания мира. Развитие представлений о солнечной системе
Задачи занятия
  • рассмотреть теории возникновения солнечной системы ;
  • показать состав и масштаб солнечной системы;
  • расширить и обобщить сведения о видах и методах изучения солнечной системы
Ожидаемые результаты Освоение данной темы позволит обучающимся иметь представление о связи физики и астрономии ,расширить представление об окружающем мире.
Формируемые компетенции По четырем блокам:

Самоорганизации:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качеств

Самообучения:

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием

Информационный:

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных учебных задач, личного развития
  • использовать информационно-коммуникативные технологии для решения учебных задач

Коммуникативный:

  • работать эффективно с сокурсниками, преподавателем
Ресурсы:
Аппаратное и программное обеспечение
  • Аппаратное обеспечение: компьютер, выход в Internet;
  • Программное обеспечение: MS Word
Методическое описание ЦОР Обучающие, демонстрационные, моделирующие
Тип занятия Обобщения и систематизации знаний
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 Организационный момент
Цель Сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия
Длительность этапа 3 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная
Основные виды деятельности обучающихся Подготовка информации дежурным (старостой), проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор
Основные виды деятельности преподавателя Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих, сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия, уточнение понимания её обучающимися, обсуждение задач и этапов учебного занятия, мотивация к обучению
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи учебного занятия, этапы занятия выполненного в среде MS Word
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 Проверка домашнего задания
Цель Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем
Длительность этапа 7 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная
Основные виды деятельности обучающихся Выяснение и анализ допущенных ошибок, выполнение коррекционной работы, оценивание результата
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, аналитик, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Выборочная проверка домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтальной беседы
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3 Изучение нового материала
Цель Изучение структуры и состава солнечной системы
Длительность этапа 20 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная
Основные виды деятельности обучающихся
  • запись конспекта
  • участие в обсуждении содержания материала, проведение анализа, проведение доказательных рассуждений, аргументация своей точки зрения, самоконтроль
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор
Основные виды деятельности преподавателя Объяснение нового материала, организация фронтальной, индивидуальной работы, обеспечение контроля за выполнением задания, комментирование и оценивание ответов, содействие усвоению способов действий, координирование самостоятельной работы обучающихся
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов презентации по данной теме
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4 Обобщение и систематизация полученных знаний, выполнение практических заданий
Цель Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала.
Длительность этапа 10 мин
Форма организации деятельности обучающихся Индивидуальная
Основные виды деятельности обучающихся
  • выполнение заданий на проведение классификации тел Солнечной системы;
  • построение хода лучей в телескопах
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация учебного процесса, координация и оценка рассуждений обучающихся, обеспечение контроля за выполнением задания
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов с учебным заданием
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5 Итоги урока. обобщение
Цель Оценка результатов занятия. Подведение итогов
Длительность этапа 3 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, индивидуальная
Основные виды деятельности обучающегося Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтальной беседы, проведение инструктажа по домашнему заданию, оценка результатов занятия
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6 Внеаудиторная самостоятельная работа(задания)
Цель Использование полученных знаний при самостоятельной работе
Длительность этапа 2 мин
Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная
Основные виды деятельности обучающегося подготовить сообщение “ Образование Солнечной системы”
Функции преподавателя на данном этапе Организатор
Основные виды деятельности преподавателя Проведение инструктажа по выполнению и оформлению самостоятельной работы

 

Учебный элемент, время Учебный материал с указанием задания Деятельность преподавателя и студентов
  Тема: “Солнечная система”  
УЭ-1

(3 мин)

Организационный момент

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами

1) Подготовка информации дежурным (старостой), проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих,

2) Cообщение темы учебного занятия,;

3) Постановка цели учебного занятия, уточнение понимания её обучающимися, обсуждение задач и этапов учебного занятия, мотивация к обучению

Внимательно прочитайте и осмыслите цели занятия.

Настройтесь на работу занятия

УЭ-2

(6 мин)

Проверка домашнего задания

Цель: установление правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем

Фронтальные вопросы для проверки домашнего задания.

1. Какая система называется геоцентрической (гелиоцентрической)?

2. Что такое небесная сфера?

3. Назовите планеты земной группы?

4. В каком созвездии находится сегодня Солнце?

1) Сдайте (выборочно) тетради на проверку преподавателю.

2) Сформулируйте вопросы к преподавателю, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.

3) Внимательно выслушайте его объяснения.

УЭ-3

(20 мин)

Изучение новой темы

Цель: изучить строение Солнечной системы

1. История развития солнечной системы (от древних представлений о мироздании до установления истинных законов движения планет и современных методов определения расстояний до тел )

2. Показ презентации “Солнечная система”

3. Планеты земной группы (Меркурий, Земля, Венера, Марс)

4. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн)

5. Малые тела солнечной системы (астероиды ,болиды, метеориты, кометы)

 

 

 

1) Записать краткий конспект лекции

2) Дать характеристики планет

При выполнении задания использовать таблицы.

УЭ-4

(10 мин)

Обобщение и систематизация полученных знаний, выполнение практических заданий

Цель: обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала

Перед вами слайд с учебным заданием

1. Выполните задание на проведение классификации тел Солнечной системы

2. Нарисуйте ход световых лучей в телескопе.

(распечатанные варианты находятся у вас на столах).

Заполнить таблицу “Состав солнечной системы”

Вопросы (задания) Ответы учащихся
1 Теории возникновения солнечной системы  
2 Планеты солнечной системы  
3 Малые тела солнечной системы  
4 Способы наблюдения за телами солнечной системы  
1) Работа в группах.

2) Выполнение задания распечатанного варианта

3) В случае возникновения затруднений использование учебника Дмитриева В.Ф. Физика.

4) При выполнении задания заполнить таблицу.

УЭ-5

(3 мин)

Цель: оценка результатов занятия. Подведение итогов

1. Подведите итоги вашей работы, соотнесите результаты вашей деятельности с поставленной целью.

2. Запишите домашнее задание: повторить Раздел 5 . Дмитриева В.Ф. Физика. Учебник.

1) Подведите итогов работы.

2) Запись домашнего задания. Инструктаж преподавателя по выполнению домашнего задания

УЭ-6

(2 мин)

Внеаудиторная самостоятельная работа. Инструктаж преподавателя

1) по подготовке самостоятельной работы

2) по оформлению работы.

Подготовить сообщение “Образование Солнечной системы”

Цель: Использование полученных знаний при самостоятельной работе