Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Разделы: Начальная школа


Слайд 1.

Презентация.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Все эти направления продолжаются и углубляются в программе воспитания и социализации в общеобразовательной школе.

Учитывая все требования ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, составлена программа по внеурочной деятельности “Я – гражданин России”.

Слайд 2.

Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. И направлена на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Слайд 3.

Перед вами цель данной программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами поведения;
  • совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовной нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Слайд 4.

Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов, убеждений;
  • развивать систему гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к героическому, культурному, историческому прошлому Родины, ее истории. Традициям родного края;
  • повышать качество патриотического воспитания.

Слайд 5.

Программа содержит 4 блока и реализуется в течение 4-х лет.

Слайд 6.

Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

Слайд 7.

Формы организации по программе: коллективные, индивидуальные и групповые. Теоретические знания дети получают через: презентации и их обсуждение, беседы, сообщения и пр.

Слайд 8.

Практические занятия – в форме тренингов, анкетирования и т.д.

Слайд 9.

Планируемые результаты и ценностные установки (представлены на экране)

Слайд 10.

Предполагаемый конечный результат – это:

  • высоконравственный,
  • творческий,
  • компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны с активной гражданской позицией и патриотическим сознанием.

Слайд 11.

Я поделюсь ОПЫТОМ своей работы.

В рамках направления “Я и мое Отечество” прошло занятие “Мои права и обязанности” в форме беседы с творческим заданием.

  • Обсудить в группе правила,
  • Объяснить необходимость их выполнения,
  • Дополнить предложенные нравственные запреты.

Слайд 12.

8 мая в 2014 г. (в 1 классе) прошёл замечательный Урок мужества “За землю русскую!”. Просматривая фильм и слушая сообщения своих одноклассников, дети узнали много интересного о Великой Отечественной войне.

Слайд 13.

Они гордятся мужественными воинами, которые спасли нашу русскую землю.

Слайд 14.

Накануне славного праздника мои ученики по традиции участвуют в акции “Поздравь жителей микрорайона”. Сначала провели конкурс на лучшую листовку.

Слайды 15, 16

А затем с огромным удовольствием развешали листовки – поздравления с праздником Великой Победы на подъездах подшефного дома (пр. Октябрьский, 73)

Слайд 17

В направлении “Я и культура” ученики ежегодно принимают участие в конкурсах поделок из природных материалов. Тема “Дары природы” изучается непосредственно на экскурсии в липовой аллее школы и на бульваре Строителей, где дети собирают поделочный материал.

Слайд 18

Учащиеся моих классов бывают на экскурсиях в музеях города, в Центре детского технического творчества, в Автогородке (Слайды 19, 20), и даже в музее ГАИ (Слайды 21,22), на экскурсиях по городу (Слайд 23). Часто посещаем библиотеку имени А.М. Береснева (Слайд 24), где проходят тематические внеурочные занятия (Слайд 25). В рамках направления “Я и планета” была проведена викторина “Знай и люби свой край”. (Слайд 26) Слайд 27

На различных праздниках реализуется направление “Я и семья”. Дети вместе с родителями с удовольствием участвуют в конкурсно-игровых программах:

  • “Встречаем Новый год”
  • “Лучше всех на свете мама”
  • Конкурсы (Слайд 28)
  • Соревнования “Богатырские забавы” (Слайд 29, 30)

Слайд 31

Развитие творческих способностей реализуется по всем направлениям. Дети очень любят рисовать. С удовольствием оформляют различные тематические выставки. (Слайды 32, 33, 34)

В рамках направлений “Я и культура”, “Я и мое Отечество” на Урок Мужества пришли: (Слайд 35)

  • прабабушка Донского Егора – Чернова Лариса Павловна, блокадница Ленинграда;
  • поэт и писатель Эдуард Горянец – член Союза кузбасских писателей и Член Союза литераторов Кузбасса.
  • его супруга Татьяна Горянец.

Читая стихи и исполняя песни под гитару, дети узнали много интересного о ВОВ. (Слайды 36,37,38,39,40)

Предлагаю и вам послушать.

За прошедшее время программа “Я – гражданин России” выполняется, осваивается и достигла следующих результатов: (Слайд 41)

  Начало года Конец года
Умение понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин, страна, Родина, столица, наши праздники 32% 8 чел. 68% 17 чел.
Умение различать символы государства: герб, гимн, флаг 44% 11 чел. 72% 18 чел.
Умение работать с дополнительной литературой 40% 10 чел. 80% 20 чел.
Умение вырабатывать и отстаивать свою точку зрения 24% 6 чел. 76% 19 чел.

Слайд 42

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах внеурочной деятельности: дети проявляют интерес к знаниям, расширяют свой кругозор; развивают коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности, применяя их в учебной деятельности.

Работа по программе “Я – гражданин России” помогает мне воспитывать ученика, соответствующего модели выпускника начальной школы: гражданина, патриота, ответственного за прошлое, настоящее и будущее общества в соответствии с ФГОС.

Задачи на ближайший период по внеурочной деятельности “Я – гражданин России”: (Слайд 43)

  • Формировать опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушных к проблемам других людей;
  • Продолжить накопление личного опыта участия в социальных проектах (акциях добра и милосердия), аукционах знаний “История Отечества”, конкурсе стихов “Вам, защитники Родины”, интеллектуальных играх, экскурсиях в музеи, библиотеки, встречах с интересными людьми, ветеранами;
  • Формировать гордость за боевые, трудовые подвиги, традиции русского народа и кузбассовцев.

Следуя стихам поэтессы Т.Абдурахмановой

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет, не титул наследный, а гордое званье:
В нем и гордость, и честь и родного народа признанье!

Список литературы

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [ Текст ] / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Черемисина, Е.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [ Текст ] : учебно-методическое пособие: в 3 ч. / В.Г. Черемисина. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. Часть Ш. – с.102 – 124.