Урок на тему «Обособленные определения»

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала”

Цели как деятельность учеников.

  • Метапредметные: повторить и обобщить изученное на материале, взятом из лит. пр-ий.
  • Предметные: отработать умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательными с зависимыми словами, а также двумя(тремя) согласованными одиночными определениями, относящимися к сущ. и местоимению. Выявить грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений.

Ход урока

1. Формулирование цели урока уч-ся.

На доске представлены два ключевых слова: определение, обособление.

Cпрогнозируйте цель урока повторения(уч-ся высказывают предположения, формулируют тему)

2. Актуализация изученного.

- Работа по вопросам для повторения

Проводит опрос класса ученица, стараясь выявить границы знания и незнания.

Вопросы:

а) Чем могут быть выражены обособленные определения?

б) Условия обособления согласованных (несогласованных) определений?

в) Условия обособления определений с обстоятельственным значением.

Учитель: Какие вопросы вызвали затруднения?

Уч-ся сами определяют границы знания и незнания данной темы, намечая цели и задачи.

3. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Индивидуальная работа (на доске три вида заданий; работают три ученика)

а) Дописать пр-ие, осложнив его определением, выраженным причастным оборотом.(Я шел по дорожке...)

б) Найти определение. Чем выражено? Графическое обозначение. Знаки препинания. (Сирень, распустившаяся накануне, наполнила сад ароматом. Сверкающие огнями улицы были наполнены людьми.)

в) Распространить определения (Они, умытые, краснощекие, бежали по аллеям зимнего парка.)

В это время класс выполняет следующее задание: выписать из каждой группы пр-ий лишнее.(обращать внимание на осложненность пр-ий)

1 группа причастий.

  • С моря дует свежестью в его широкий лоб.
  • Утомленный долгой дорогой, я присел на траву.
  • Весенний день был наполнен радостью.

2 группа причастий.

Это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное.

Просторная зима развертывала диковинные картины.

На берегу озера растут могучие дубы.(выписанные “лишние” пр-ия разобрать по членам, дать характеристику)

Далее работают эксперты, проверяя правильность выполнения заданий уч-ся, работающих у доски. Класс слушает, поправляет, если замечает ошибки.(развитие коммуникативных навыков: свободно излагать мысли в устной форме, слушать и слышать других)

Учащиеся получают задание

- Не записывая пр-ий, написать к ним схему, указав все осложнения.(у доски работает один ученик)

Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас.

В воздухе кружилась трава, листва, сорванная с деревьев.

Песня звучала, как лесной ключ, тихая, чистая, несмолкаемая.

Вдали болотце, налитое весенней водой. (далее класс ведет диалог с учеником, работающим у доски. Проверяя схемы, уч-ся задают вопросы работающему у доски. Тот доказывает свою точку зрения. Приходят к единому решению.) - регулятивные УУД (осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

4. Работа по группам

Сильным уч-ся дается задание

- Прослушать текст стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Воробей” и изложить сжато текст, сформулировав основную мысль. Использовать изученные конструкции. (задание позволяет развивать умение анализировать, обобщать, выделять основное в тексте, совершенствовать речевые умения - познавательные задачи)

В это время другая группа работает с учителем, выполняя самостоятельную работу: распределительный цифровой диктант (записываются в соотстветствующие колонки (обособленные-необособленные определения) только номера предложений)

Работы собирает и проверяет эксперт (учитель консультирует).

После написания изложения идет проверка работ. Читают свои работы два ученика. Проверяет работы эксперт, который слушает ,затем высказывает свое мнение относительно того, какая работа ему больше понравилась и почему.(выполняя эту работу, решаем познавательные задачи: анализируем, сравниваем, устанавливаем сходства и различия)

Работа с пейзажной зарисовкой. (Экран, На экране пейзажная зарисовка на тему ”Зимняя сказка”. Музыка.)

- Написать мини-сочинение на тему “Зимняя сказка, осложнив пр-ия обособленными определениями.

В это время несколько уч-ся составляют словарный диктант на тему пейзажной зарисовки, выделяя орфограммы(диктант проверяет учитель и решает, смогут ли дети дать его классу на следующем уроке).

(засыпанная снегом, устланная ковром, тяжелые шапки, звериные следы, замерли в молчании, увешанные кружевами, ...)

После написания сочинения класс слушает несколько работ, дают оценку услышанному, обращая внимание на роль обособленных определений в нашей речи. (осуществляется речевой самоконтроль-коммуникативные задачи.)

5. Итоги урока.

1) Что повторяли на уроке?

2) Какие темы усвоены, а над какими необходимо еще поработать?

3) Оцените свою работу на уроке. (учитель выставляет оценки ученикам на основе их самооценки) - регулятивные УУД (соотносят цели и результаты своей деятельности, определяют степень успешности работы)