Географическое положение Южной Америки. Из истории открытия и исследования материка

Разделы: География


Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Цель урока

Содержательная: рассмотрение вопросов географическое положения Южной Америки, истории открытия и исследования материка,  формирование объективной необходимости изучения нового материала;
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении географии, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Основные термины и понятия

Географическое положение, географические координаты, Старый Свет, Новый Свет.

Планируемый результат

 

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; 
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  • формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Форма работы

Групповая

Оборудование

Видео «На далёкой Амазонке» (исп. Т. и С. Никитины), География, №5 (963), май-июнь 2015. Электронная версия журнала (презентация «А. Гумбольдт»), атласы, сообщения учащихся, компьютер с ОC Windows (не ниже 2000) и пакетом программ MS Office, проектор для демонстрации презентаций, проекционное полотно.

 

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

– Сейчас вы посмотрите видео «На далёкой Амазонке» (исп. Т. и С. Никитины). [4]
– Скажите, какой материк мы будем изучать?

Озвучивают тему урока

Актуализация знаний

С чего начинается изучение любого материка?
Почему? Так что же мы будем изучать? Как мы будем сегодня работать?

Высказывают мнения о целях урока и  под руководством учителя формулируют общие цели на урок, определяют задачи урока.

Изучение нового материала

Уметь:

– давать характеристику географического положения материка;
– делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу;
– уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
– выслушивать и объективно оценивать другого.

На столах атласы, план характеристики географического положения материка.

 

Групповая работа.
Выступления учащихся, дополнения, исправления.
Ведутся записи в тетрадях.

Сейчас мы будем изучать?
Какие земли были названы Старым Светом?
Какие земли были названы Новым Светом?
Почему?

 

Начертим таблицу и по мере изучения на уроке заполним.  На столах лежит таблица.

Учащиеся отвечают: «Из истории открытия и исследования материка», отвечают на вопросы учителя..

Учащиеся чертят таблицу в тетради:

Путешественники-исследователи

Годы жизни

Вклад

 

 

 

– Сейчас мы послушаем выступления одноклассников, а вы будете заполнять таблицу.
– Вспомните, кто из мореплавателей открыл путь в Индию?
Сообщение о Х. Колумбе
Задача: мало кто задумывается о том, что Колумб открыл наиболее удобный и безопасный для парусников путь из Европы в Америку. Выйдя из порта Палос, он не сразу пересёк океан, а сначала пошёл на юг до Канарских островов и только затем повернул на запад. Этот путь Колумба впоследствии назвали торговым, а также «дамской дорогой», настолько он лёгок и удобен для парусников. Объясните, почему? Действие какого природного фактора помогло великому мореплавателю? [2, с. 55]
– Почему его именем не назван материк Ю. Америка?
– Какие географические объекты названы именем Х. Колумба?
– Показать на настенной карте.
– Чьим именем назван материк? Сообщение об Америго Веспуччи.
– Презентация «А. Гумбольдт». [1]
– Современники А. Гумбольдта называли его экспедицию на материк «вторым открытием Америки». Как вы думаете, почему? [3, с. 172]
– А сейчас мы послушаем о русском ботанике Николае Ивановиче Вавилове.
– Родиной каких культурных растений является Южная Америка?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

Учащийся рассказывает о. Х. Колумбе, ребята заполняют таблицу.

 

Учащиеся высказывают свою точку зрения, в процессе обсуждения приходят к правильным выводам.

 

 

Учащиеся заполняют таблицу и отвечают на вопросы учителя.

Повторение

– Какая часть света расположена на двух материках?
– Какая единственная из частей света носит имя путешественника? В честь кого она названа?
– Какие острова называют «островной лабораторией эволюции», «островами гигантских черепах»? [5, с. 65]
– Какой пролив, расположенный на юге материка, в 1520 году великий путешественник назвал проливом Всех Святых, поскольку 1 ноября, когда отмечается этот праздник, корабли экспедиции шли этим проливом? Какое название этот пролив имеет сегодня? [5, с. 66]
– Что общего и каковы различия в географическом положении Южной Америки, Африки и Австралии? [3, с. 172]
– Природа какого из этих материков должна быть более разнообразной? Почему? [3, с. 172]

Фронтально-коллективная работа

 

Рефлексия

Учитель предлагает оценить самим учащихся группы по каждому заданию.

Учащиеся оценивают друг друга

 

Домашнее задание

§ 33, стр.172.
Творческое задание: в научно-популярной литературе часто пишут, что Южная Америка – материк многих природных рекордов. Напишите и красочно оформите «Визитную карточку» материка Южная Америка, отметьте отличительные особенности, не забыв о тех самых рекордах. [5, с.66]

Записывают домашнее задание.

Литература

1. География, №5 (963), май-июнь 2015. Электронная версия журнала.
2.  Задачи по географии: пособие для учителей /Под ред. А. С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993. – 192 с.
3. Коринская В. А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник /В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М.: Дрофа, 2014. – 335с.
4. На далёкой Амазонке. Видео. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/video/search?text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%91%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1453663785036281-9583756575362743730466540-man1-3508&filmId=WyRZ5AAwUXI&redircnt=1453663831.1
5. Постникова М. В. География. Материки, океаны, народы и страны: Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты. 7 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006. – 200 с. – (Портфель учителя).