«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник

Разделы: Литература


Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры,  мы обретаем «самостоянье» человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Программа: Под ред. Г. И. Беленького (Учебник – хрестоматия для 6 классов. "Литература. Начальный курс" под ред. М. А. Снежневской).

Цель урока: Определить значение "Повести временных лет"

Задачи урока:

  • обучающие:
  • дать учащимся представление о древнерусских летописях;
  • отрабатывать умение пересказывать текст;
  • обучить выразительному чтению.
  • развивающие
  • развитие умений сопоставления текстов;
  • развитие критической мысли учащихся;
  • развитие творческих способностей.
  • воспитывающие:
  • на примере летописей показать патриотизм  русского народа, такие его духовные качества, как: самоотверженность,  внутренняя доброта.

Метод обучения: эвристический, проблемная ситуация.
  
Приёмы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • индивидуальная работа;
  • выразительное чтение;
  • инсценировка отрывка.

Тип урока: урок закрепление с углублённым анализом текста.

Вид урока: комбинированный урок.

Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) перечитать "Повесть временных лет"; 2) сделать иллюстрацию к выбранному  эпизоду.

Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы с вами изучали тему: "Повесть временных лет как литературный памятник". Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что это произведение является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Что представляет собой повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и положенный в основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года – хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова – Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV –  хранится в библиотеке АНРФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её летописца – монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама "Повесть временных лет", и так называемая "Суздальская летопись", доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, в том числе "Повесть временных лет". В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печёрского монастыря Нестор, живший в начале  XII века.

Учитель: Что является источником повести?

Ответ: Так как летопись не является единым произведением, а летописным сводом, источниками для неё  послужили: Киево-Печёрский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, "Сказание о грамоте Словенской", придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печёрского монастыря и другие.

Учитель:  В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является её привязанность с всемирной историей.

III. Работа с иллюстрациями

– А теперь давайте посмотрим на репродукцию картины В. М. Васнецова "Нестор летописец". 
Нестор, как мы уже сказали, жил в Киево-Печёрском монастыре. Он трудился в своей келье – днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застёгнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
– Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
– А что хотела ваша одноклассница передать  вот этими рисунками?

IV. "Сказание о князе Олеге". Инсценировка

Учитель: О ком вы узнали  из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, Олеге и Святославе, Борисе и Глебе.

Учитель: Что вы помните об Олеге?
Ответ: Князь Олег с лёгкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск и Любеч, хитростью одолевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград. Он запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колёсах, въезжает в Царьград. Олег мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, – от укуса змеи.

Учитель: В основу какого произведения легла эта легенда?
Ответ: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".

Учитель: Какие события баллады в летописи не описаны? Какие события поэт домыслил, вообразил?
Ответ: Встреча Олега с кудесником, вопрос Олега, пророчество кудесника. В летописи раскрывается только облик Олега, любящего коня, любимого дружинниками, слугами. О кудеснике ничего не сказано, только кратко упоминается его предсказание.

Учитель: А сейчас ваши одноклассники   покажут  инсценировку этой легенды.
Учитель: Удалось ли девочкам передать отношение Олега к своему коню?
Учитель: Чему учит нас эта легенда?

Ответ: Нельзя предавать друзей.                

V. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: "Се повести времяньных леть, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть".

Чтение наизусть отрывка "Расселение славян".

Учитель: Что мы узнаём из этого отрывка?
Ответ:  Здесь рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя.

Учитель: Какие вопросы ставит перед собой летописец?
Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имеет слово "земля"?
Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие ещё вопросы ставит летописец повести в её заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии? Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: "Повесть это не история князей, а история государства, история русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописца не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории русской земли".  Основная мысль повести – любовь к родине. Лейтмотив "Не губите землю отцов своих и дедов" постоянно звучит в Повести.

VI. Работа с текстом: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

Учитель: В Повесть включены народные предания, героями которых являются не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Примером такого предания может служить "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
– Когда происходят описываемые события?
– Кто княжил в Киеве?
– Что вы знаете о княжении Святослава?
– Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIIIIX веках. Кочевники-скотоводы часто совершали набеги на Русь. В 1036 году они были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым).
– Как вы понимаете слово "отрок"? (Отрок (стар.) – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.)
– Как поступил отрок, чтобы спасти город?
– Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
– В чём была хитрость воеводы Претича?
– С какими словами обратились жители города к Святославу?
– Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа? (Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своём занимают в обществе высокое положение: Претич – воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав – русский князь, княгиня Ольга – его мать. Не занимает высокого положения только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.)
– Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: "Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси"? (Потому что наши предки в тяжёлой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и  в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна – это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
– Может ли повествование об отроке – киевлянине "служить современности"?  (Да, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).
– А в каких ещё преданиях из повести говорится о простых русских людях, совершавших подвиги?  ("Сказание о Кожемяке", "Сказание о белгородском киселе").

VII. Вывод по уроку

Учитель: Интересна ли "Повесть временных лет" современному читателю?
Давайте обратимся к словам Д. С. Лихачёва: "Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины".
Согласны ли вы с эти высказыванием?  (Интересны, потому что из них мы узнаём об истории нашей страны. Знание прошлого даёт людям почувствовать характер своего народа).

VIII. Домашнее задание.

Чтение по свободному выбору.

IX. Подведение итогов

Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «–» отвечающих.  Ставит оценки в дневник.

 Приложение 1