Урок физики по теме «Сила трения»

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала, используя деятельностный подход к обучению и усвоение знаний.

Образовательная цель: получить учащихся, усвоивших следующие знания:

  • сила трения – это сила, которая возникает при соприкосновении одного тела с другим, препятствующая их относительному движению;
  • причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел;
  • способ увеличения силы трения – ввести между трущимися поверхностями смазку;
  • виды силы трения: трения скольжения, качения и покоя;
  • сила трения качения меньше силы трения скольжения и покоя;
  • сила трения скольжения численно равна силе тяги, при равномерном движении тела;
  • сила трения зависит от силы реакции опоры и коэффициента трения;
  • коэффициент трения зависит от материала, из которого изготовлены соприкасающиеся тела и от качества обработки их поверхностей.

Цель урока по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

  • называть причину действия силы трения;
  • выделять причину возникновения силы;
  • определять вид и значения силы трения;
  • строить график;
  • вычислять силу трения.

Задачи урока:

  • сформировать представление о том, что такое сила трения, какова причина возникновения силы трения, какие виды силы трения существуют, как её измеряют;
  • создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности;
  • способствовать развитию практических навыков и умений;
  • научить выделять главное, сравнивать, развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний. Формировать умение работать в паре

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: трибометр, брусок, динамометр, грузики.

Этапы проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее усвоенных знаний.
  3. Системная актуализация.
  4. Контроль и самопроверка знаний.
  5. Рефлексия.

Ход урока

1. Фронтальный опрос:

  • Что называется силой?
  • Какой прибор измеряет силу?
  • Какие виды сил мы знаем?
  • Что называется весом?
  • Как можно рассчитать вес тела?
  • Чем отличатся сила тяжести от веса тела?

2. Провести эксперимент и ответить на вопросы.

Вопрос Ответ
1. Что будет наблюдаться, если толкнуть по столу брусок?  
2. Как меняется скорость?  
3. Почему изменяется скорость движения бруска?  
4. Какие силы действуют на брусок?  
5. Куда направлены силы?  

Сила трения - это_______________________________________

III. Прочитать в учебнике пункт 4-6 в параграфе 30 стр. 71 и выяснить причину возникновения силы трения и её записать.

1 причина_____________________________________________

2 причина_____________________________________________

IV. Прочитать в учебнике пункт 7 в §30 стр. 71 и выяснить, каким образом можно уменьшить силу трения.

______________________________________________________

V. Выполните эксперимент по алгоритму.

1. Прикрепите динамометр к бруску и двигайте брусок равномерно по трибометру при помощи горизонтально расположенного динамометра.

2. Измерьте силу, с которой динамометр действует на брусок. Какую силу показывает динамометр? Чему она равна?_________________________________________________

3. Почему можно утверждать, что сила тяги, которую показывает динамометр, рана силе трения?________________________________________________

4. Положите на брусок груз. Измерьте силу тяги при равномерном движении бруска. Как она изменилась? ____________________________________________

5. Повторите опыт с двумя и тремя грузами. Заполните таблицу.

№ опыта количество грузов вес бруска с грузом сила трения
1 1    
2 2    
3 3    

6. Сделайте вывод _____________________________________

7. Расположите на столе два круглых карандаша. Поставьте на них брусок с грузами. Приведите брусок с грузами в движение при помощи динамометра. Измерьте силу трения качения.___________________________________________

8. Сравните силу трения качения с силой трения скольжения. Сделайте вывод. _________________________________________

9. Расположите брусок с тремя грузами на столе. Прикрепите динамометр к бруску. Начинайте тянуть брусок до тех пор, пока он не придет в движение, наблюдая при этом показания динамометра. Как меняется сила трения покоя? ________________________________

10. Какова максимальная сила трения покоя?__________________________________

11. Дайте сравнительную оценку силам трения покоя, скольжения и качения. ________________________________________

12. Постройте график зависимости Fтр от N

13. Какая зависимость между Fтр и N _____________________________________________

14. Запомните формулу вычисления силы трения.

Fтр = µN, где µ - коэффициент трения, всегда меньше 1

N - сила реакции опоры.

µ зависит:

  • от материала, из которого изготовлены соприкасающиеся тела;
  • от качества обработки их поверхностей

µ не зависит:

  • от площади их соприкосновения.

VI. Домашнее задание. Параграф 30,31,32.

По параграфу 30 заполнить схему:

VII. Самопроверка знаний:

1. Зачем зимой дорожки посыпаю песком? (Чтобы увеличить силу трения).

2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи? (Чтобы увеличить силу трения).

3. Зачем на шины автомобилей наносят протектор? (Чтобы увеличить силу трения).

4. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особою смазку? (Чтобы лыжи лучше скользили).

5. Готовь сани летом, а телегу зимой. Почему сани лучше использовать зимой, а телегу летом? (Сила трения скольжения полозьев о снег меньше, чем о землю. Летом используют телегу, так как сила трения качения колес по земле небольшая, а по снегу - значительная).

6. Корабль спускают, так салазки салом подмазывают. А зачем при спуске кораблей салазки смазывают салом? (Для того чтобы уменьшить силу трения скольжения).

7. Вода близка, да гора склизка. Почему по скользкой горе трудно добираться до воды? (Так как трение между подошвами и горой мало, то и идти тяжело).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Что вы узнали нового при изучении темы урока?

2. Чему вы научились при изучении данной темы?

3. Что оказалось для вас самым главным?