Урок физики "Путешествие в страну физических величин". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока:

  • обобщить знания о явлении инерции, скорости движения, массе тела, его плотности;
  • оценить свои умения решать расчетные и качественные задачи в пределах изученного учебного материала (решать задачи по образцу и в нестандартной ситуации);
  • систематизировать имеющиеся знания при решении задач повышенной сложности и расширить их.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • проверить уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания об инерции, о взаимодействии тел, плотности тел;
    • продолжить работу по формированию умений работать с текстом, рисунками, навыков самоконтроля;
    • продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.
  • Воспитательные:
    • содействовать формированию мировоззренческого познания явлений и свойств окружающего мира;
    • содействовать формированию творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;
    • воспитание чувства товарищества, умение работать в группах.
  • Развития мышления:
    • проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях;
    • продолжить работу по формированию УУД.

Тип рассматриваемого урока: повторно – обобщающий.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, обсуждение демонстрации.

Оборудование: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, подсолнечное масло, 2 мензурки, весы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр, деревянные и пластмассовые бруски.

ПЛАН УРОКА

Этап

Время

Приемы и методы

1

Постановка темы и цели урока

1-2

Беседа

2

Станция «Инертная»:
работа по карточкам у доски и на местах, практическая работа

8-10

Беседа, решение задач, эксперимент

3

Станция «Измерительная»:
 работа по карточкам у доски и на местах, практическая работа

8-10

Беседа, решение задач, эксперимент

4

Станция «Скоростная»:
 работа по карточкам у доски и на местах

4-5

Беседа, решение задач

5

Станция «Сказочная»:
работа с иллюстрациями к сказкам на «сказочных листках»

4-5

Беседа, решение задач

6

Станция «Цветочная»

4-5

Фронтальный опрос

7

Подведение итогов.
Домашнее задание. Рефлексия

2-3

Заключение учителя

ХОД УРОКА

Оформление урока:

  • Красочно оформлена доска: тема урока в виде ребусов, ученики должны сами отгадать тему урока; высказывания («Тех, которым в мире ничего не надо, только можно пожалеть. С. Есенин»)
  • Приготовить оборудование для экспериментального задания: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, подсолнечное масло, 2 мензурки, весы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр, деревянные и пластмассовые бруски.
  • Подготовить тексты заданий.

Организация урока.

Учитель: формулирует тему и цель урока. Урок строиться как мысленное путешествие на поезде «Познание» с остановками на пяти станциях. На каждой станции ученики сходят с поезда и либо отвечают на вопросы, либо выполняют практическое задание, за что могут получить оценку в виде билета. В конце путешествия они предъявляют билеты контролю и получают за них отметку.

I. Станция №1«Инертная». Стоянка поезда 8-10 мин.

Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается. Ее весь день определяют продавцы. Эта величина скалярная, а не векторная. (ответ: МАССА)

У каждого ученика на столе находится персональная карта с вопросами и заданиями.

1) Вопросы

  1. Что характеризует масса тела?
  2.  Какие тела называются более инертными?
  3. Какие тела называют менее инертными?
  4. В каких единицах измеряется масса?

2) Эксперимент (у каждого ученика на столе находятся весы,  разновесы и три тела)

1. Правила взвешивания;       
2. Взвешивание тел, заполнение таблицы 1.

Название тела

Масса г

Масса кг

1. Цилиндр

 

 

2. Пластмассовый брусок

 

 

3. Деревянный брусок

 

 

II. Станция № 2 «Измерительная». Стоянка поезда 8-10 мин.

Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? У всех физических величин, сделанных из данного вещества, она одинаковая. Она не связана с движением тела. У алюминиевой ложки и алюминиевой кружки, она одинакова. (ответ: ПЛОТНОСТЬ)

У каждого ученика на столе имеется набор тел.

1) Вопросы:

  1. Что общего между этими телами? (ответ: Масса и объём)
  2.  В чем различия? (ответ: Масса и объём)
  3. Как это можно объяснить? Какая величина рассматривается? (ответ: они изготовлены из разного вещества; плотность)

2) Заполнить таблицу 2 «Три портрета физической величины»:

Название величины

Обозначение

Единица
измерения

МАССА

 

 

 

ρ

 

 

 

м3

3) Демонстрации:

1. Определить плотность подсолнечного масла и сравнить с табличным значением, перевести в кг/м3 (на демонстрационном столе имеются весы, разновесы, мензурка с маслом, пустая мензурка)
2. Определить плотность цилиндра (или серебряной ложки) и сравнить с табличным значением, перевести в кг/м3 (на демонстрационном столе имеются весы, разновесы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр (или серебряная ложка))

4) Применение знаний плотности в промышленности и сельском хозяйстве (в тот момент, когда выполняются измерения, два ученика делают доклады на 2 мин.)

III. Станция № 3 «Скоростная». Стоянка поезда 4-5 мин.

Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на перемене и уроках физкультуры. У птицы она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (ответ: СКОРОСТЬ)

1) Тест:

1. 72 км/ч – это: а)720 м/с    б) 20 м/с   в) 15 м/с   г) 2 м/с                                                                     
2. Какая физическая величина равна отношению пути ко времени движения: а) путь   б) плотность в) скорость   г) масса                                                                
3. Из перечисленных единиц выберите единицу скорости: а) 1 кг   б) 1 кг/м³   в) 1м³   г) 1 м/с       
4. По какой из приведенных выражений вычисляют путь: а)    б)     в) ρV   г) v t

2) Заполнить таблицу 3 «Три портрета физической величины»:
                                              

Название величины

Обозначение

Единица
измерения

СКОРОСТЬ

 

 

 

S

 

 

 

С

IV. Станция №4 «Сказочная». Стоянка поезда 4-5мин.

На доске наклеены карточки с отрывками из сказок.

Карточка №1

Прочитайте отрывок из сказки «Снежная королева»: вечером, когда Кай был уже дома и почти разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти;

  • Определите скорость падения снежинки, если за 2 мин она пролетела путь 72 м. (ответ: 0,6 м/с)

Карточка №2

Прочитайте следующий отрывок из сказки «Снежная королева»: санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко кричал, но его никто не слышал. Снег влил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы;

  • Какой путь пролетел Кай на своих санях за 15мин, со скоростью 20м/с2 (ответ: 18км)

Карточка №3

Прочитайте следующий отрывок из сказки «Снежная королева»: вот мое родное северное сияние! – сказал олень. – Гляди как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью;

  • Сколько времени в пути были олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800км? (ответ: 180000с = 180000с/3600с = 50ч = 2сут 2ч)

Карточка №4

Прочитайте отрывок из сказки «Золушка»: последним подарком были туфельки из чистого хрусталя, какие и не снились не одной девушке;

  • Определите плотность хрусталя, если одна туфелька имела массу 403г и объем 155см3. (ответ:2,6г/см3 = 2,6 * 1000 = 2600кг/м3)

Карточка №5

Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Незнайки»: – Почему рано? – удивился Незнайка.
– Уже можно лететь! – Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом; 

  • Найдите объем воздушного шарика Незнайки, если плотность теплого воздуха 1,1кг/м3, а масса воздуха 0,033т. (ответ: 30м3)

Карточка №6

Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Буратино»: Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик;

  • Определите массу золотого ключика, если его объем 5см3, а плотность 19,3г/см3. (ответ: 96,5г)

V. Станция №5 «Цветочная». Стоянка поезда 4-5мин.

Ученики обобщают свои знания формул и единиц измерений (на доске клеится ромашка в виде формул и единиц измерений)

Подведение итогов.

Домашнее задание: решение задач в персональных карточках.

Рефлексия

Ученикам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:

  • Все ли у вас получилось?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (достаточно прикрепить смайлик, лежащую у вас на столе).