Сценарий классного часа "Какой ценой…", посвященного Дню Победы

Разделы: Классное руководство


Цель: показать ужасы фашистского режима, мужество и героизм русского народа в годы войны, формировать уважительное отношение к прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину;
  • расширить знания учащихся о войнах-земляках, о родственниках, участвовавших в годы Великой Отечественной войне.
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Предварительная подготовка:

  • подготовить с учениками стихотворения для чтения наизусть, песни для исполнения;
  • дать задания подготовить краткое сообщение из истории своей семьи о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;
  • пригласить ветеранов войны

Ход классного часа

№ слайда

Содержание

1

Голос  Левитана

2

Песня «Священная война»

3
4
5
6

1. 22 июня 1941 года было воскресным днем. Многие военнослужащие приграничных округов получили увольнительные. А на рассвете началась война- самая страшная в истории нашей страны.
Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее намеченным целям на советской земле. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км от границы и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам,  военно-морским базам и мирным городам.
2. Фашистская Германия сосредоточила против СССР 70% своих вооруженных сил, а также войска союзников: Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. В общей сложности армия агрессора располагала 5 млн. человек, 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.  Задачей группы «Север» было взятие Ленинграда. Наиболее мощная группа «Центр» наступала на Москву. Целью группы «Юг»  была оккупация Украины.
Накануне нападения правители Германии и командование вермахта разработали инструкции и директивы, согласно которым на нашей земле надлежало установить режим фашистского террора, беззакония и произвола. Солдатам и офицерам вермахта заранее были предоставлены права на мародерство, любые бесчинства и насилия. Эти права фашисты использовали в полной мере.

7

Чтец.
М. Джалиль «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, куча дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных …Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг  друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля .
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В  последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

8
9
10
11

1. Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто  кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

2. Хатынь – деревня в Белоруссии, ставшая символом массового уничтожения мирного населения, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немцев.

149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила ведения войны. Полицейские согнали все население в колхозный сарай, обложили соломой и подожгли. Тех, кто пытался бежать расстреливали на месте

1. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но их расстреливали из пулеметов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше16 лет. Две девушки – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Позднее и эта деревня была сожжена, и обе девушки все равно погибли.

12

Чтец. Стихотворение «Хатынь» (Приложение 1)

13
14
15
16
17
18
19
20
21

2. Концентрационные лагеря Третьего рейха – концлагеря, существовавшие до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней плохих условий содержания, истощения, тяжелого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.
1. Официально правительством Германии было признано 23 крупных концлагеря, естественно, что на самом деле таких лагерей было намного больше, свыше 20 тысяч. Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на поток. Используемые нацистами для убийства евреев, цыган и узников других национальностей лагеря смерти были  построены по специальным проектам, с расчетной мощностью на уничтожение заданного количества людей. В них уничтожались люди разных национальностей, представители «низших» и враги «массовых» групп населения. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.
2. Особое значение в подобных лагерях придавалось убийствам евреев., что является 60% всего еврейского населения Европы и около трети еврейского населения мира. Подобный геноцид евреями воспринимается как «дритер хурбм» – третье разрушение, катастрофическое событие в истории еврейского народа, начиная с разрушения Первого и Второго Иерусалимских храмов.

22

Чтец.

В. Высоцкий

«О погибшем друге»

Всю войну под завязку я все к дому тянулся,
И хотя горячился, воевал делово.
Ну а он торопился, как-то раз не пригнулся, –
И в войне взад-вперед обернулся, за два года – всего ничего!

Не слыхать его пульса с сорок третьей весны,
Ну а я окунулся в довоенные сны.
И гляжу я, дурея, но дышу тяжело...
Он был лучше, добрее, ну а мне повезло.

Я за пазухой не жил, не пил с господом чая,
Я ни в тыл не стремился, ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался, может, мой бы обратно пришел.

Для меня не загадка их печальный вопрос –
Мне ведь тоже не сладко, что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся: "Извините, что цел!
Я случайно вернулся, вернулся, ну а ваш не сумел".

Он кричал напоследок, в самолете сгорая:
– Ты живи, ты дотянешь! – доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом, возле самого рая –
Он поднялся чуть выше и сел там, ну а я до земли дотянул.

Встретил летчика сухо райский аэродром.
Он садился на брюхо, но не ползал на нем,
Он уснул – не проснулся, он запел – не допел,
Так что я вот вернулся, ну а он не сумел.

Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть – у кого? У кого она есть.

Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой, как бетон полосы.
И на ней – кто разбился, кто – взлетел навсегда...
Ну а я приземлился, а я приземлился – вот какая беда.

23
24

1. Мы были высоки, русоволосы,
Вы  в книгах причитаете, как миф
О людях, что ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы…
                                                                    Н. Майоров
Отрывок из фильма о наших войнах-земляках

24
25

1. Почти каждой семье в нашей огромной стране коснулась война, в каждой
семье есть герои, чьи имена помнят и бережно хранят. Они и сейчас здесь с нами, глядят с пожелтевших фотографий. Наш бессмертный полк.

 

«Бессмертный полк» Выступление детей.

25 музыка

Песня « Прости, дедушка» Исполняет учащаяся.  (Приложение 2)

26
27
28
29

1. Дети войны…  Есть такая категория людей. Это особое поколение. Им, как и взрослым досталось сполна в эти жуткие годы и после. Страх, голод, сиротство, болезни и увечья, тяжелейшие условия. Из воспоминаний детей войны…

2. Из воспоминания Балябкина Н.Н.
В 1940 году отца забрали на фронт. Нас было четверо. Я был младше всех (4 года). В 1941 году нас захватили немцы. Объявили всем собраться и выехать за деревню, а потом гнали нас по дороге до города, погрузили на платформы и увезли в Борисов. Там загнали в бараки, и жили мы так около двух лет. Днем наших матерей угоняли на работу, там их заставляли копать глубокие траншеи: три метра ширина, три глубина. А нас, детей, загоняли в баню под холодный душ, потом выводили на улицу и ставили попарно. Немец устраивал соревнования. Мы должны были бежать к нему наперегонки, первый получал печенье. Я был меньше всех, мне ничего не доставалось. Но плакать было нельзя, иначе он подводил к колодцу, куда сбрасывали трупы, и показывал, что будешь там. После работы нашем матерям давали баланду, а они делили ее с нами. Когда пришли русские, мы отправлялись  домой пешком. Шли долго, а деревни наши оказались сожжены. Пришлось копать землянки и обживаться. Было очень трудно. Питались травой, ели щавель, липняк, крапиву. Так и выжили.

3. Из воспоминаний Д.Д. Гусакова.

В то время я окончил 5 класс, поступил на завод. Дети работали, как и взрослые, по 8 часов в день ( первая  смена) и 8 часов в ночь (вторая смена). Питались 1 раз в столовой, питание было очень скудное.

4. Из воспоминаний И. Черпунова

Когда началась война, мы жили в Бессарабии. Немцы захватили наше село Федоровцы. Помню, как  немец заставил меня поить лошадь и сказал, что, если плохо напою, то застрелит. Я носил ведро коню, то не стал пить, и я остался жив.

29

1. Сегодня у нас в гостях Заслуженный учитель России Зоя Николаевна Ахмадеева, которая более 40 лет преподавала историю в нашей школе. Она не с чужих слов знает, что такое военное детство.
– Зоя Николаевна, расскажите о том времени.

30

Чтец.

Владимир Лифшиц.

«Баллада о черством куске»

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.
Леденистый брезент прикрывал её кузов –
Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,
Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,
Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,
И махорку он вёз, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету, 
Что забрёл грузовик на чужую планету.

Вдруг навстречу лучам – синим трепетным фарам,
Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука, – плавно, медленно, сыто...

– Стоп! – сказал лейтенант. – Погодите, водитель,
Я, – сказал лейтенант, –здешний всё-таки житель.
И шофёр осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,
И вошёл. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки... бледные губки...
Старичок семилетний в потрёпанной шубке.

Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: – Пожуй-ка,–
И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там поверх одеяла – распухшие руки, 
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.
И когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,
 – Приезжай! –закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, – плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба древнего купол.
Тот же самый кусок – ненадкушенный, чёрствый,
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому, что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому, что была настоящей женою,
Потому, что ждала, потому, что любила.

Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому, что солдатом он был настоящим.
1942

31

Песня.  «А закаты алые» (Приложение 3)

32

Голос Левитана. Окончание войны

32

 Георгиевская ленточка. Из истории.
Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои… отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, – Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась черно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями.

33 После стихов

метроном

1. Неугасима память поколений
О тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби построим и помолчим

Минута молчания

34

1. Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину. За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории.

35

2. «Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!