Психолого-педагогические условия, выявляющие скрытые потенции креативного мышления при обучении математике

Разделы: Математика, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В настоящее время в педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес исследователей к проблеме креативности и творчества. В первую очередь, это связано с переменами в системе образования, а также с глобальными изменениями в социальной, экономической, военно-политической сферах жизни общества.

В.Н. Дружинин отмечает, что социальный заказ на образование, выраженный в конкретных требованиях к знаниям и умениям, губит в ребёнке творческое начало и креативность.[1]

Школа продолжает уравнивать всех под определённые стандарты, а требованием современности является подготовка учеников, отличающихся не только высоким уровнем интеллекта, но и творческим отношением к делу, нестандартным решением проблем.

В. С. Юркевич считает, что “Недостаточное развитие креативности - одна из причин, которые могут приводить к недостаточной реализованности одаренных людей в профессиональной деятельности”. [2]

Макарушина Е.Н отмечает, что креативность как критерий эффективного обучения должен быть в современной педагогике основополагающим, а главной задачей современного образования должно стать развитие креативности через раскрытие творческого потенциала, для того, чтобы обеспечить человека качественным образованием.[3]

В России намечаются позитивные изменения в решении вопроса развития креативности в процессе обучения в связи с введением ФГОС, так как в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что умение человека изменяться, развиваться, проявлять творчество и нестандартное мышление необходимо для современного общества.

В ФГОС, в предметных требованиях к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, говорится об умении преобразовывать и применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, что должно привести к формированию научного типа мышления.[4] Школа должна помочь подростку адекватно ориентироваться в быстроменяющемся мире с помощью самореализации и использования многомерного креативного мышления.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного
  • сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Необходимо отметить духовно-нравственное развитие младших школьников, для которых ФГОС разработал целую программу, так как без духовности не будет развиваться мышление. А креативно мыслящий, но бездуховный ребёнок, может очень изощрённо, используя разнообразные методы и приёмы, мешать учителю на уроке.

Федеральный стандарт для 5-9 классов отмечает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Сегодня возникают большие сложности при работе с креативными подростками. Развиваться могут лишь дети из обеспеченных семей, так как для того, чтобы учиться в элитной школе-гимназии, в престижном институте, нужны немалые деньги.

Основная нагрузка в выборе будущей самореализации ребенка ложится на семью. Без поддержки государства эта задача не может быть решена полноценно.

Что же мешает ученику быть творческой личностью и проявлять нестандартность своего мышления? По мнению Г. Линдсей, К. Халла и Р. Томпсона серьезным препятствием на пути к креативному мышлению могут выступать:

  • склонность к конформизму;
  • боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях;
  • боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем непринятии и критике мнений других людей;
  • боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем; 
  • завышенная оценка значимости собственных идей;
  • высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе;
  • отсутствие стремления к цели и терпеливости.

Основные советы по развитию креативности:

  • проявляйте настойчивость;
  • вырабатывайте позитивные мысли;
  • управляйте гневом, раздражительностью, повышенной чувствительностью;
  • преодолевайте преграды.

“Наш враг – “Путь наименьшего сопротивления”. Промедление, желание любой ценой избежать конфликтов, неумение сказать “нет”, наплевательское отношение к собственным нуждам – вот его составные части”. [5]

Отличительной особенностью образовательного процесса является его целенаправленный, но вместе с тем спонтанный характер, поэтому именно синергетический подход в исследовании открытой, самоорганизующейся, нелинейной системы учитель–ученик является универсальным методом выявления условий, сопутствующих развитию креативного мышления ребят.

Синергетический подход проявляется в изучении условий возникновения инсайта как точки бифуркации развития креативного мышления, в перерастании традиционных междисциплинарных научных связей в синтетические научные направления, общие для естественников и гуманитариев. В этой обстановке своевременно и естественно вести поиск новых путей и форм обучения, наилучшим образом соответствующих тенденциям общественно-научной эволюции и обеспечивающих повышение качества обучения.

Примером такой формы является междисциплинарная кооперация в учебном процессе, - междисциплинарные задачи, решение которых требует использования навыков и знаний, приобретенных при изучении различных дисциплин, применение глобальной сети Internet и новых компьютерных технологий.

При изучении специфики обучения детей с креативным мышлением, напрашивается вывод, что этот процесс нуждается в создании условий, выявляющих потенциальные возможности детей с креативным мышлением, применении методов, технологий, формирующих креативное мышление в процессе обучения.

Креативное мышление— это способность к нестандартным решениям, умение выйти за рамки стереотипов и привычных схем. Чаще всего креативность проявляется там, где вступает в силу иррациональная сторона нашего сознания. В основе креативных решений лежит озарение-инсайт.

Понятие “инсайт” было применено в 1925 г. В.Кёлером, затем оно употреблялось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Альтшуллер, Г. С считал, что “Инсайт - это от Бога”. Действительно, непостижимость инсайтного озарения и вместе с тем яркость, "очевидность", неожиданность его вторжения в сознание воспринимается многими как божественное ниспослание от Высшего Творца. [6]

Творческое прозрение - комплексное ощущение, его не описать словами. "Я не уверен, можно ли действительно понять чудо мышления ", писал А. Эйнштейн. [7]

Некоторые люди способны к мгновенным творчески креативным прозрениям только в опасных ситуациях. Инсайтные вспышки креативного творчества в критических ситуациях сладостны, приятны. Потому люди, способные к нему и жаждущие его, часто провоцируют экстремальные ситуации, пробуждающие креатив.

Существуют специальные методы тренировки для усиления в человеке способности к состоянию готовности к мгновенным действиям в опасных ситуациях. 

Можно создать условия для проявления инсайта (Рис.1)

Рис. 1 условия возникновения инсайта.

Высокая креативность как и высокая одаренность это своего рода отклонение в психическом развитии, в строении мозга. В мире насчитывается приблизительно 3-5 % одаренных детей. Российский генетик В. П. Эфроимсон считает, что такой дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается он в нужной мере у одного из миллиона, а гением становится один из десяти миллионов. [8]

Известный детский психолог Виктория Юркевич отмечает, что создать условия для обучения и развития детей, обладающих нестандартным мышлением, необходимо уже в раннем возрасте, так как к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70, а к восьми – 90.[2]

Креативность развивается и изменяется в деятельности (целенаправленной, сознательно организуемой), при этом формирование креативности обусловлено как социальными (мега?, макро?, мезо?, микро?) факторами, так и психолого? педагогическими условиями.

Психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды направленных на развитие креативного мышления учащихся.

Понятие “формирование” как изменение формы, но и изменение содержания употребляется в двух смыслах:

1) формирование личности как ее развитие, его процесс и результат (что есть в наличии и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий) – психологический подход;

2) формирование личности как целенаправленное воспитание (вычленение задач и способов формирования личности, т.е. выяснение того, “что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество”) – педагогический подход. (Петровский, Брушлинский, 1986)

Важным условием развития креативности является предоставление ребёнку психологической свободы (свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения), способствующей развитию воображения и фантазии, “полету мысли”, самостоятельности, настойчивости в достижении поставленных целей.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности – это повышение и укрепление самооценки у учащихся, этому помогает демократичная обстановка в школе, классе, отсутствие оценок и жёсткого распорядка дня, творческий характер деятельности, отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают свободное проявление творческой активности. 

Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом или отдельные её способности.

Б.К. Пашнев считает, что “Творческие возможности ученика прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, преодолевающим устоявшиеся стереотипы”. [9]

Познавательный процесс на любом этапе своего развития характеризуется стремлением ученика решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Поэтому сложность обучения креативному мышлению состоит в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие проблем, которое их окружает.

Креативное мышление-психологически очень сложный процесс, он включает не только восприятие материала, его осмысление, запоминание, анализ и синтез, но и такое овладение им, которое дает возможность свободно пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях, по-разному ими оперируя, выдвигая оригинальные нестандартные решения и т.д.

Дж. Брунер рассматривает развитие креативного мышления как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование, приспособление информации к решению задач и проверка, контроль, оценка. [10]

Однако сам учебный материал ещё не может обеспечить креативное мышление учащихся в нужной системе, для осуществления которой необходимы определенные психолого-педагогические условия, выявляющие скрытые потенции креативного мышления. Путем анализа литературы, работ других специалистов, занимающихся этими вопросами, получен список, содержащий более 40 условий (Приложение 1).

Внутренние условия заключаются в индивидуализации обучения, оказании поддержки, организации испытаний различного уровня.

Внешние условия содержат требования к разнообразию образовательной среды школы, в том числе, способствующей установлению позитивных взаимоотношений с учителями, родителями, сверстниками.

Общие условия касаются проявления эмпатии со стороны педагогов, организации форм обучения, учитывающих возрастные особенности.

Специфические условия касаются систематизации информации о креативных детях, способствующей созданию благоприятной обстановки для них в детском коллективе.

Пространственные условия заключаются в применении инновационных технологий и подготовке кадров, умеющих предоставлять таким детям определённые свободы во время занятий.

Субъективные условия заключаются в проведении мотивации, рефлексии, поощрении, позволяющих импровизировать во время творческих заданий при обучении креативных детей.

К объективным условиям можно отнести деятельностный компонент ФГОС.

Федеральные стандарты второго поколения выделяют деятельностный подход в образовательном процессе среди всех других. Они направлены на развитие у ребёнка способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои возможности.

Проблема, которая стоит перед педагогами на современном этапе при работе с креативными детьми, заключается в том, что дети, достигнув подросткового возраста теряют свою креативность или начинают её тщательно скрывать. Их больше интересуют отношения со сверстниками, собственные лидерские качества. Зачастую им мешает лень, неумение сосредоточиться, нелюбовь к точным наукам, их сложно мотивировать на разработку длительного по времени проекта.

Выявление условий, методов развития креативности позволило составить алгоритм действий ученика при решение нестандартных задач, который можно применять при развитии креативности в процессе обучения математике. (Приложение 2)

Многолетний опыт автора в качестве учителя математики позволил систематизировать приёмы мыслительной деятельности при решении нестандартных задач по математике. (Приложение 3)

Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на научной базе российской практической психологии и педагогики (Л.С. Выготский, П.Я., Гальперин, В.В.Давыдов) и, по словам самих разработчиков, особенно психологичны, поэтому психолого-педагогическому сопровождению детей, обладающих креативным мышлением на практике в школе с учётом новых стандартов должно уделяться особое внимание.

Важно направить креативного ребёнка на творческую его переработку, приобретённых знаний, воспитать способность мыслить самостоятельно, созидать, изобретать, уметь представить свои возможности с лучшей стороны.

Исследование теоретических основ креативного мышления показало, что:

Креативность в узком значении трактуется как дивергентное мышление, а в широком смысле как творческие интеллектуальные способности. При этом понятие “креативность” шире понятия “творческий потенциал”, поскольку феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы. Креативность – это способность к нестандартному мышлению и поведению, отношению к себе, своему труду, а также к осознанию и развитию своего опыта.

В федеральных государственных образовательных стандартах РФ для начальной, основной и старшей ступеней обучения заложены требования по развитию креативности (в том числе, предусматривающие разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития детей, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития), обеспечивающие развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

3. Особенности обучения детей с креативным мышлением характеризуются:

отсутствием принуждения и созданием условий для проявления самостоятельности и инсайта, признанием достижений, учетом долгосрочных преимуществ, развитием навыков метакогниции, универсализмом, использованием педагогики сотрудничества, применением стратегий и методов обучения, развивающих креативность.

4. Выявлены ключевые условия, способствующие проявлению скрытых потенций креативного мышления: создание творческой образовательной среды, проявление эмпатии со стороны педагога, предоставление свободы деятельности ребёнку, применение инновационных технологий при обучении детей с креативным мышлением

Обучение креативномыслящих детей непростой процесс, они не всегда имеют высокий уровень интеллекта, хорошую обучаемость, могут отличаться дерзким, характером, плохой дисциплиной на уроках. К ним необходим индивидуальный, дифференцированный подход, с учётом возраста и специфических особенностей, с проявлением эмпатии, педагогического такта, взаимосотрудничества.

Список литературы.

1.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Лантерна вита, 1995. 150 с

2. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога / В.С. Юркевич // Школа здоровья. - 2008.- №1. – 59с.

3. Макарушина Е.Н. Феномен креативности и творчества в системе высшего образования, Фундаментальные исследования. [Электронный ресурс]: Электронный журнал / Е.Н. Макарушина, 2011. с 498-501. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kreativnosti-i-tvorchestva-v-sovremennoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya

4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

5. Халл К. Система поведения / К. Халл. - СПб: Прайм-Еврознак, 2003. - 783 с.

6. Альтшуллер Г.С. НАЙТИ ИДЕЮ. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-e изд., доп. / Г.С. Альтшуллер — Новосибирск: Наука. 1991. c. 58-59.

7. Вертгеймер М. Продуктивное мышлении / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987.

8. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности / В.П. Эфроимсон. - М.: Русский мир, 1998. — 544 с.

9. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одарённости детей / Б.К. Пашнев. – М.: Илекса, 2009. – 128 с.

10. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.koob.pro/bruner_j Бехтерев