Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости

Разделы: Литература

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов


Цель урока:

  • пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
  • познакомить школьников с мироощущением, идеалами поэта, его нравственным и творческим выбором;
  • представить своеобразие философской лирики М.Ю.Лермонтова  как  противоречивый мотив вечной молодости и старости.

Планируемые метапредметные результаты

  • Познавательные УУД:
    • самостоятельно формулировать познавательную цель;
    • строить связный ответ на поставленный вопрос (сообщение);
    • осуществлять смысловое чтение;
    • искать и отбирать необходимую информацию.
  • Регулятивные УУД:
    • адекватно использовать речь;
    • сличать способ действия и его результат с эталоном;
    • выделять и формулировать;
    • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений при ответе.
  • Коммуникативные УУД:
    • ставить вопросы, обращаться к аудитории;
    • предлагать помощь и сотрудничество при работе в группе;
    • договариваться о распределении ролей и совместной деятельности;
    • строить монологическое высказывание;
    • вести диалог;
    • осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

  • развивать чувство любви к родному языку, истории;
  • прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие;
  • развивать готовность к нравственному самосовершенствованию;
  • содействовать духовно-нравственному воспитанию.

Использованы технологии:  АМО технологии (АМ релаксации), ИКТ-технологии, технология смыслового чтения (ФГОС).

Оборудование:  

  • Толковый словарь Ушакова;
  • сборник  стихов М.Ю.Лермонтова (любое издание);
  • компьютер, экран, проектор, раздаточный материал;
  • мультимедийные презентации с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Приветственное слово учителя. Актуализация знаний

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем творить! Да. Да. Не удивляйтесь. Учёными установлено, что человек не стареет до тех пор, пока сохраняет возможность творить, верить в чудо, мистические превращения, в   судьбу. Жизнь соткана из противоречий. А какой поэт у нас в литературе 19 века самый противоречивый? Конечно же, Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот вы и сформулировали тему нашего урока: «Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости».
 Приглашаю Вас совершить экскурсию по лермонтовским местам Пензенской губернии 19 века. Экскурсоводом будет ученица9 Д класса Морозова Юлия.

Рассказ Юлии с показом слайдов презентации. (Презентация 1, Презентация 2)

– Ребята, понравилась ли вам виртуальная экскурсия?

3. Работа по теме урока

– А хорошо ли вы знаете творчество М.Ю.Лермонтова?
Прошу дать ответ на вопросы викторины задания №1  

1. К какой разновидности лирики относится это стихотворение, в основе которого размышление о смысле человеческой жизни? (Философская)
2. Укажите название художественного приёма, позволившего М.Ю.Лермонтову в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» наделить окружающий его мир человеческими чувствами и переживаниями: «Пустыня внемлет Богу», «Звезда с звездою говорит», «Спит земля» (Олицетворение)
3. Как называют художественные определения: «кремнистый путь», «сиянье голубое», «сладкий голос»? (Эпитеты)
4. Как называется художественный приём, основанный на одинаковом начале смежных строк: «Чтоб в груди дремали жизни силы,\\Чтоб дыша вздымалась тихо грудь»? (Анафора)
5. Какой стилистический приём несколько раз использован во второй строфе для отражения внутреннего конфликта лирического героя? (Риторический вопрос)
Спасибо за ответы. А сейчас «Проба пера». Задание будете выполнять по вариантам, используя бланк ответов №1. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений
Отвечать на вопросы вы будете под звуки лермонтовского  вальса 8 минут.

1 вариант

2 вариант

Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

Каково значение образа дороги в этом стихотворении и в каких произведениях 19 века мотив дороги играет ведущую роль?

Ответ

Ответ

– Спасибо!

Физкультминутка

– А сейчас немножко отдохнём. Предлагаю вам сеанс релаксации. Давайте поиграем в игру «Земля. Воздух. Огонь и вода» По моей команде попробуйте изобразить одно из состояний: «Землю», «Воздух», «Огонь» или «Воду» (3-4 мин.)

«Воздух». Прошу вас встать возле своих парт и начинайте дышать глубже, чем обычно. Каждый из вас пусть  представляет, что его тело–это губка, которая жадно впитывает кислород из воздуха. А теперь пару раз зевнём. Зевота позволяет насытить мозг кислородом.

«Земля» Теперь мы должны установить контакт с землёй. Попрыгайте, потопайте ногами, чтобы через ступни ног ощутить жёсткий пол. Да, мы на земле! Теперь мы можем по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

«Огонь» Предлагаю вам представить своё тело языком пламени и подвигаться как пламя костра, виляя всем телом. Не правда ли, вы ощущаете блаженное тепло, которое постепенно поглощает вас целиком. Пламенейте, на здоровье!

«Вода» Поплыли, освежимся в морской воде. Совершайте движения руками плавно, стараясь не задеть друг друга. Всё в работе: кисти рук, плечи, бёдра, колени.
Молодцы! Я увидела у каждого свою своеобразную комбинацию движений.
Да, движение – это жизнь.

5. Представление и защита проектов

Продолжим исследовать творчество М.Ю. Лермонтова.
Философская лирика Лермонтова не ограничивается одним стихотворением. Мотивы молодости и старости своеобразно трактуются в творчестве самого противоречивого поэта в русской литературе. Ребята готовили по заданию (для каждой творческой группы своё) выступление с презентацией по заявленной теме.

Прошу выступающего первой группы, Рожкова Ваню, начать выступление.

Выступление Рожкова Вани.

По нашему наблюдению, лирический герой М.Ю. Лермонтова склонен к беспощадной рефлексии. Попробуем это доказать.
Темы молодости и старости, жизни и смерти находили воплощение на протяжении всего творческого пути поэта. Об это свидетельствуют названия стихотворений. Они являются своеобразным ключом к раскрытию темы, указывая на явления, волновавшие поэта, лаконично  выражая настроение лирического героя. Мы установили, что у Лермонтова есть несколько одноимённых стихотворений, написанных в разное время. Так, в 1830 году создаётся стихотворение «Смерть», а в 1831г. появляются ещё два стихотворения с таким же названием. Однако чувства и настроения лирического героя этих произведений различны. В стихотворении 1830 года важен мотив любви. Именно это чувство остаётся «в сердце опустелом», именно оно согревает и примиряет:

То мысль о ней. О, далеко она;
И на моим недвижным. бледным телом
Не упадёт слеза её одна.

Так  лирический герой взывает к к своей возлюбленной, уверяет её в чистоте и
пламенности своего чувства.
Совершенно другое настроение мы наблюдаем у героев двух других стихотворений. Здесь полное разочарование во всём земном: в светских удовольствиях, в философских размышлениях, в любви. Итог – желание уйти из этого мира:

Пускай меня охватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое прошлых дней,
И только дальше, дальше от людей.

Более того, лирический герой бросает вызов Богу: «Я хотел извлечь хулы на небо».
Исследовав несколько стихотворений, мы пришли к выводу, что данный образ появляется у Лермонтова в стихотворениях разных лет: «Одиночество»(1830), «Чаша жизни»(1831), «Гляжу на будущность с боязнью»(1838), «И скучно и грустно» (1838). Почему так происходит?  Обсуждая в своей творческой группе этот вопрос, мы пришли к выводу, что лирический герой М.Ю.Лермонтова, как и всё его поколение, остро ощущает свою отчуждённость от жизни, бессмысленность существования  и сравнивает себя с «ранним плодом», который погиб в бурях рока. Ярким примером является стихотворение «Пора уснуть последним сном» (1830):

Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут в жизни был во всём,
И ненавидя, и любя.

– Прошу выступающего второй творческой группы, Кузнецова Антона, занять своё место за кафедрой и начать выступление. Ребята, у вас на парте план анализа стихотворения. Прошу внимательно следить за анализом согласно плану.

Выступление Кузнецова Антона.

Нашей творческой группе было дано задание исследовать творчество Лермонтова с точки зрения единения с природой, Вселенной.
Исследовать причину «старости душевной» молодого поколения мы решили , анализируя стихотворение «Дума». Урок , который на преподносит классик , в том, что старость души в равнодушии, в  равнодушии «к добру и злу». Однако лирический герой испытывает не только острое разочарование. Усталость, позорное малодушие перед опасностью и рабскую покорность перед властью ( « и перед властию презренные рабы») но и умиротворение, покой и глубокое  чувство единения с природой, Вселенной, ощущение включённости в единый цикл бытия. Мы пришли к такому выводу, исследуя стихотворения как раннего, так и позднего периодов творчества поэта: «Небо и звёзды»(1830),»Парус»(1832),»Я жить хочу. Хочу печали»91832),  «Когда волнуется желтеющая нива»(1837),  «Выхожу один я на дорогу»(1840).

Прошу выступить с выразительным чтение наизусть этого стихотворения Балюлина Максима.
Прошу выступит представителя третей группы, Усенко Евгению, с анализом стихотворения  М.Ю.Лермонтова «Молитва».

Выступление Усенко Евгении.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных, хотя и не лишённых колорита, условиях. В 1837 году М. Ю . Лермонтов  был арестован за политическую неблагонадёжность (поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «На смерть поэта» – памяти А.С.Пушкина), и «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи, серных спичек. Стихотворение посвящено В.А.Лопухиной – знакомой поэта, добрые отношения с которой он сохранил до конца своих дней. В тексте содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей («Тёплой заступницей мира холодного»): отметим игру антонимов; эпитет «холодного» – дань романтическому сознанию, равно как позиция лирического субъекта – «безродного странника»). Не сразу поэт открывается нам, о чём же он. Собственно, просит приём растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики. Только во второй строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины. Сама собой напрашивается аналогия с концовкой пушкинского «Я вас любил…». Однако у Лермонтова здесь никакой жертвенности: он желает Лопухиной не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что созвучно с темой нашего урока –«спокойной старости», причём без всяких обиняков упоминает о ждущей всех нас смерти («Срок ли близится к часу прощальному…»). Лирический герой Лермонтова знает, что «прекрасная душа» достойна лучшего ангела – надёжного небесного покровителя.
Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использованы церковная лексика («образ» в значении «икона». «покаяние», « упование») и элементы высокого церковно-славянского стиля («дева», «сопутники» вместо «спутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»). Ритмические перебои и движения четырёхстопного дактиля (имеются ввиду сверхсхемные ударения: « Пред твоИм образом», «ОкружИ счастием», Ты восприять пошли к ложу печальному») почти зримо отражают колыхание пламени церковной свечи «яркое сияние» которой служит герою-страннику поддержкой в его простой молитве.

6. Итог урока. Заключительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы с вами исследовали творчество М.Ю.Лермонтова с точки зрения философии, рассуждали  о молодости и старости как мотивах в лирике. Но мне также хочется отметить, что лирический герой Лермонтова способен не только страдать, бежать от людей, испытывая «старость душевную», но и наслаждаться битвой, действовать, обретать покой в бурях. Поэт словно хочет сказать, что и в борьбе есть смысл. Герой стихотворения «Поток»( у вас на парте листок) открывает в себе некий источник страстей, который родится и исчезает вместе с человеческой жизнью. Ведь именно этот природный «ключ» в душе человека питает его жизненными силами, не даёт пасть духом.

Подведём итоги. Мы сегодня прикоснулись к творчеству М.Ю.Лермонтова. Увидели двойственность в его поэтическом мировосприятии. Действительно, не было в русской литературе поэта, в натуре которого так естественно  сочетались бы противоречивые качества характера , как это было ту М.Ю.Лермонтова. Современники видели и знали его то бунтующим и страстным, то тоскующим и разочарованным, то желчным и насмешливым, то нежным и откровенныым. А в его поэзии всё слилось в одну страстную исповедь души, в один напряжённый диалог, полный глубоких мыслей и чувств.. В свои 27 прожитых лет «он весь–недопетая песня», по словам Горького.

7. Рефлексия

– Над чем заставил задуматься этот урок?
– Было трудно…
– Я понял(а), что…

Домашнее задание. Написать эссе «Уроки бессмертия М.Ю. Лермонтова».

Информационные источники:

  1. Лермонтов М.Ю. Лирика. – М Просвещение. – 1993.
  2. Ткаченко И.С. Создание электронных презентаций/ И.С.Ткаченко, О.В.Антропова. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2004.
  3. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО. Петрозаводск. Verso. 2012.