Возможности интерактивных форм организации индивидуального проектирования обучающихся в технологии "образовательного путешествия"

Разделы: Технология, Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Организация образовательного процесса сегодня предполагает использование интерактивных форм взаимодействия с обучающимися как основы практически любой познавательной деятельности. Главное преимущество интерактива — в активном вовлечении каждого участника в процессы проектирования, исследования, моделирования. Здесь формируются умения критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа полученной информации и обстоятельств, способность взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, продуктивно общаться. Современная педагогика предлагает широкий спектр интерактивных форм, среди которых особенно ярко выделяются “мозговой штурм”, сократический диалог, ролевые и деловые игры, тренинги, дебаты и дискуссии и т. д., эффекты их применения очевидны, они легко встраиваются в формат технологий деятельностного типа. Особенно интересным, на наш взгляд, вариантом могло бы стать использование интерактива в комплексе с индивидуальным проектированием в технологии “образовательного путешествия”. Поле, где подобная комбинация способна дать максимальный эффект, — тьюторское сопровождение профессиональных проб в рамках образовательной области “Технология”: вопросы жизненного самоопределения, интеграции культурного опыта социума в процессе создания личного образовательного продукта могут быть решены более качественно в пространстве диалога, постоянной “обратной связи”, поддержки и со-присутствия.

Стратегия образовательного путешествия — это “стратегия открытий”; его структура позволяет обучающемуся прокладывать в окружающем мире собственные маршруты, находить ориентиры, заглядывать в будущее. Ключевые элементы “путешествия” являются также и этапами образовательного проектирования:

  • “Вопрос”. Специально организованная образовательная ситуация рождает у участников личные вопросы к опыту социума и основным человеческим практикам. Любой вопрос рассматривается с трёх позиций: устройства мира, взаимоотношений и построения себя. Ключевые элементы: образовательная напряжённость, мотивация, проблемный вопрос.
  • “Ответ”. Участник/группа участников самостоятельно определяет способ поиска ответа (“маршрут”) и собственно ответ на свой вопрос. Ключевые слова: информационный поток, образовательная мобильность, поиск.
  • “Знание-Образ”. Участник/группа участников совершает “образовательное действие” - презентацию продукта, в котором отражён новый опыт, “приращение Я”. Ключевые слова: образовательный продукт, “Я-концепция”.

Образовательное путешествие проектируется каждый раз заново с учётом особенностей исследуемой области, выдвигаемых целей и задач, подготовленности и возраста обучающихся, что способствует развитию их творческой самостоятельности, навыков работы с различными источниками знаний, инициативности, гибкости мышления, способности к нестандартным решениям. И очень важна здесь позиция педагога: интерактивная “оболочка” образовательной деятельности, формат диалога способствует максимальному раскрытию потенциала участников “путешествия”. Мы предлагаем использовать для создания диалогового пространства коуч-технологию “открытых вопросов” (рефлексия проектной деятельности) и ресурсы действующих социальных сетей (создание виртуальных проектных и исследовательских групп, on-line-групп по моделированию, решению различных образовательных задач). Имеющийся опыт показывает, что активация message-действий обучающихся в id-пространстве как проекция познавательной деятельности on-line при условии грамотного сопровождения формирует ментальное образовательное поле, существующее параллельно с реальным и не ограниченное рамками времени и места. Одновременнное ведение “Дневника пробы сил” <см. Приложение 1> в сопровождении тьютора, задающего открытые вопросы, обращённые к личному опыту, переживаниям, ценностям и мечтам обучающегося, нацелено прежде всего на создание ситуации “обратной связи” off-line, на своего рода “возвращение” субъекту его познавательного опыта. Особенно интересным представляется вариант группового “образовательного путешествия” с одновременной активацией off- и on-line на основе содержания различных образовательных дисциплин и профессиональных областей.

Организационная структура образовательного on-line-пространства представлена в Таблице 1. Структура “образовательного путешествия” представлена в Таблице 2. Образцы страниц “Дневника пробы сил” представлены в Приложении 1.

Таблица 1

системообразующий элемент on-line-ресурс участники базовая задача формирующие факторы/действия функция мероприятий
Новостная лента сайта ОУ Сайт ОУ Все желающие Организация “обратной связи” расписание и отчёты (о ходе “путешествия”)

презентация партнёрских брендов

презентация проектных продуктов

фиксация результатов голосования (“социологические срезы”)

Обеспечивают устойчивость проектной “сети”
“Общая группа проекта” “В контакте” Все желающие Привлечение целевой аудитории, создание сообщества, поддержка мотивации расписание и отчёты (о ходе “путешествия”, в т.ч. ссылки на co-perm.ru)

информационная наполняемость (двусторонняя)

а) по тематическому блоку

б) общая

*факты/справки

*проблемные видеоролики

*притча

*рефлексивные ситуационные задачи

*фильмы соответствующего содержания

*ссылки на мероприятия

*ссылки на страницы VK

голосование

а) по принципу эмоциональных предпочтений;

б) на основе интеллектуального действия

комментарии участников

диалог (“вопрос-ответ” и т.п.)

Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” группы
“Встреча” (группа деловой направленности) “В контакте”. Участники, занятые непосредственно в конкретном тематическом блоке/ проектной линии Решение локальной (прикладной) задачи проекта узконаправленная информация

инструкции

согласование действий участников одной проектной линии

координация линий в тематическом блоке

подготовка презентации итогов работы “Встречи” в пространстве “Общей группы”

Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” группы
“Личная страница участника” “В контакте”. Отдельный участник проекта Самоидентификация выборы сообществ

контакты — пробы

позиционирование

личная рефлексия

Формируют ментальное пространство развития, задают “границы” личной идентичности

Таблица 2

Этап Назначение Содержание этапа
Подготовка к путешествию Формирование мотивации 1.Определение проблемного вопроса.

2.Подбор объектов для изучения.

3.Формирование информационного контекста.

Составление образовательного маршрута Обсуждение версий, , проектирование, конструктивный диалог. 1.Определение очередности работы с объектами, последовательности предлагаемых для решения задач.

2. Формулировка вопросов и заданий, установление/согласование порядка действий участников при исследовании объектов (“маршрутный лист”).

Работа на маршруте. Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа участников, осуществляется в реальном/виртуальном пространстве, как в группах, так и индивидуально

Педагог-тьютор сопровождает учащихся на маршруте, помогает найти источники информации, организует исследовательскую (проектную) деятельность, оперируя открытыми вопросами и заданиями маршрутного листа.

Заключительная часть работы. Подведение итогов исследования.

Проблемное обсуждение. Выработка общих позиций.

Формы презентации образовательного продукта — по выбору участников (диспут, защита проектов, театрализация, выставки и т.п.)

Список литературы.

  1. Ковалева Т., Рыбалкина Н.Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов. // Доклад, 2002.URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
  2. Крупенина О. Образовательные путешествия: тьютор + ученик = результат. // газета Управление школой. Содержание №7/2006 URL: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200600712
  3. Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. Профессия “тьютор”, М.-Тверь: СФК-офис. – 2012.
  4. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat автореферат, 2004 http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kakpedagogicheskii-etod#ixzz3LlWZS1Oq
  5. Солдатенко Ю.В. Использование технологии “образовательное путешествие” в дополнительном образовании детей. http://nauka-it.ru/attachments/article/2547/soldatenko_yav_vladivostok_konf14.pdf
  6. Новоселова Т. Коучинг: пространство и изобилие техник. http://erickson.ru
  7. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.

28.01.2016