Метод проектов как способ развития целевых ориентиров ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Всестороннее гармоничное развитие детей требует единства, согласованности всей системы  воспитательно-образовательного воздействия.
Всем этим требованиям отвечает такая технология как метод проектов, который на наш взгляд позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческое начало и умственные способности. Он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со взрослыми и детьми. Это обучение через деятельность.
Совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива. Родители воспитанников получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и детей, подружиться.
Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописано: нужно развивать мотивационную готовность к обучению.
Используя в своей работе педагогическую технологию проектирования в своем ДОУ мы решаем эту задачу.
Реализуя программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной области «Познавательное развитие» появилась необходимость включить в образовательный процесс темы таких проектов, как: «Память, память, ты же можешь, ты должна», «Тольятти спортивный», «Самара космическая», «Наши святыни», «Театр нас манит и зовет, в прекрасный мир он нас ведет», «Что мы знаем о своих правах».
На первом этапе работы в проекте, а это – поисковом детям предлагается сформировать цель проекта, распределить роли, обязанности. На данном этапе мотивируем детей на поиск информации, на создание продукта. Следующий этап работы в проекте – аналитический. На этом этапе дети обмениваются информацией со сверстниками и воспитателем. Воспитатель разрабатывает и оформляет дидактические игры, контролирует сбор информации, участие детей, организовывает экскурсии, встречи, настраивает детей на беседы по теме. Практический этап включает организацию совместной деятельности и составление сценария презентации продукта проекта. Завершающий – это презентационный этап, в нем дети представляют продукт проекта, оценивают работу других детей.
На каждом этапе работы в проекте, дети участвовали в различных видах деятельности, накапливая знания, умения, получая возможность узнать глубже историю России, чтоб расти патриотом.
В этой связи был разработан проект к 70-летию ВОВ «Память, память, ты же можешь, ты должна», задачами которого были:

  • формировать представление о героическом прошлом русского народа, о защитниках земли русской;
  • расширять знания детей о воинах-защитниках прошлых лет;
  • способствовать поиску информации о земляках-защитниках, участниках ВОВ;
  • расширять знания детей об армии, о родах войск;
  • формировать представление об особенностях прохождения военной службы;
  • организовать экскурсию с родителями и детьми к Мемориалу и Обелиску Славы, памятникам г. Тольятти.

В ходе реализации проекта на разных этапах были поведены беседы на темы: «Что можно сделать, чтоб не забыть, помнить воинов-героев», «Жизнь в тылу», «Армия России», «Дети и война»,  разучены песни и стихи об армии, пословицы о Родине, героизме; прочитана художественная и историческая литература. Была оформлена газета «Они сражались за родину» (о воинах-земляках, участниках ВОВ). Дети много рисовали, слушали песни военных лет. Ярко, незабываемо прошла встреча с ветеранами. На контрольном этапе вместе с родителями организовали экскурсии к памятникам и по улицам города, названным в честь защитников Родины.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства привязанности к месту рождения и жительства.
Работа детей в таких проектах как «Тольятти спортивный», «Самара космическая», «Наши святыни» позволила детям решить проблему вставшую перед ними: – «У нас недостаточно знаний о родном крае, о том, что свято для человека».
Работа в проекте «Тольятти спортивный» помогла детям больше узнать о спортивных объектах города, спортсменах-выпускниках нашего детского сада, защищающих не только честь города, но и страны, о рациональном питании, необходимом, чтобы быть здоровыми людьми, готовыми к физическим нагрузкам; о силе воли; получая стимул, ближе познакомиться с тем или иным видом спорта в качестве будущего спортсмена или болельщика.
Познакомив детей с тем, что в г. Самара рождаются космические корабли, в рамках работы над проектом «Самара космическая», дети посетили аэрокосмический музей имени С.Королева. тем самым познакомились со сферой человеческой деятельности – наукой. И как результат – новые увлечения детей, интерес к истории России, науке, конструированию, чтению энциклопедий, новые режиссерские игры.
Одной из задач ФГОС Стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Проект «Что мы знаем о своих правах» направлен на решение этой задачи. Работа в данном проекте способствовала самоутверждению детей. Используя свои сильные стороны, приобретая опыт, каждый ребенок работал в своем ритме. У детей возникало состояние творческого подъема, позитивных эмоций от первых успехов.
Будучи увлеченным работой в проекте «Театр нас манит и зовет, в прекрасный мир он нас ведет», дети смогли глубже познакомиться с историей театра, как видом искусства. Задачи, решаемые педагогами заключались в расширении знаний о театре, как разновидности искусства и одном из средств коммуникации, в воспитании навыков театральной культуры, любви к театру, развитии интереса к искусству родного края.
Ведь еще К.С. Станиславский сказал: «Театр – искусство прекрасное, оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Проектная деятельность способствует развитию у дошкольников целевых ориентиров:

  • Овладению основными культурными средствами, способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
  • Способности выбирать себе участников по совместной деятельности.
  • Способности договариваться, отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявлению любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, умения наблюдать, экспериментировать.
  • Проявлению умения слышать других, выражения стремления быть понятым другими.
  • Способность сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Овладению установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладению чувством собственного достоинства.
  • Проявлению стремления к получению знаний.
  • Вовлечению родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, сплочению детско-родительского и педагогического коллектива.