Долгосрочный проект "Дошкольникам о Москве"

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
 Он славою богат.

(А.  Барто)

Программное содержание

  • Сформировать у детей  интерес  к историческому прошлому страны.
  • Пробуждать у детей интерес  и любовь  к своему городу, к стране, в которой мы живём, приобщать к народной культуре и истории.
  • Заложить в основу воспитания   детей   развитие  духовной  культуры личности.
  • Расширять знания об исторических памятниках, их красоте и значении.
  • Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине.
  • Формировать у родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: «Семья и родители – союзники детского сада».
  • Сформировать у детей чувство патриотизма, заложить основу ценностного отношения к окружающему миру, любовь   к  ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, а уважение к труду взрослых.
  • Научить детей беречь природу родного края, ценить богатства нашей страны.

Актуальность проекта

сопричастности к настоящему России и желание приумножать богатства своей Родины. Поэтому патриотическое воспитание ребёнка –дошкольника очень часто осуществляется под влиянием семьи и зависит от того, какие разговоры по поводу своей Родины слышит малыш от своих родителей, родных и близких.
В настоящее время наиболее идеологически незащищённой частью общества оказались самые маленькие граждане Российской Федерации–дети дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей   их воспитание целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий взрослых, доходят до детского сознания и оставляют в нём след. По мнению педагогов, социологов и врачей именно  без духовность  часто приводит к тому, что такой ребёнок оказывается незащищённым внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает под негативное влияние.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и  своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это  с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.                                   
Задаёмся вопросом: А надо ли таким маленьким детям, знать в какой стране они живут, что такое патриотизм, что означает слово Родина, с чего начинается любовь к своему дому,  улице, детскому саду, городу, что было раньше, как жили люди наши предки.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с историей своей страны, формирование у детей духовной культуры личности, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта

  • Помогать, детям почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (преданность  и любовь к своему Отечеству, к своему народу, силу человеческого духа).
  • Воспитывать уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.
  • Показать красоту архитектуры, и искусства и развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурного ансамбля Кремля, обращать внимание детей на средства выразительности.
  • Развивать познавательную инициативу детей  (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) за счёт партнёрской деятельности со взрослыми.
  • Расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую  пространственную и временную перспективу.
  • Формировать элементарные географические и исторические представления.
  • Формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций в рамках  проекта.

Задачи проекта

  • Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по «Москвоведению».
  • Провести цикл занятий и мероприятий по темам:
  • «Столица нашей Родины – Москва»,
  • «Родина моя – бескрайняя Россия».    
  • Организовать выставку детских рисунков.
  • Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями.
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с родным городом.
  • Систематизировать литературный и иллюстрированный материал.
  • Провести открытые занятия.
  • Подготовить и провести беседы, консультации для родителей.
  • Организовать экскурсии по городу.
  • Провести заключительное мероприятие.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:    

  • Подбор исторической литературы.
  • Подбор произведений  о Москве  (стихов,  рассказов, загадок, пословиц, поговорок)
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • Подбор музыкальных произведений.
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • Дидактические игры, творческие задания для родителей, творческие задания для детей.
  • Выставки книг, рисунков, поделок.
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
  • Посещение музеев, экскурсий.
  • Подготовка презентации.
  • Рекомендации родителям  о подборе книг о Москве.
  • Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации проекта: 2 года.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. 

Гипотеза

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни ,и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап, Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

  • Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  • Повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

Основной этап, II этап – основной, включает в себя:

  • Еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы «Дошкольникам о Москве». (Приложение 1)
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  • Экскурсии по  городу.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Выставки детских работ.
  • Участие в  выставке ГДУК московского городского выставочного зала на « Ходынке»
  • Консультации для  родителей, беседы.

Заключительный этап.

III этап – итоговый, включает в себя:

  • Итоговое диагностирование детей.
  • Повторное анкетирование родителей.
  • Итоговая викторина «Что, где, когда».

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе,  доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемый результат.   

Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, с удовольствием идти в детский сад).
  • Место работы родителей (значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду  взрослых. Дети   должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду нести ответственность за их выполнение).
  • Место проживания: (город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области; находить на карте крупные города области; знать природоохранительные мероприятия).
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями.
  • Знать столицу нашей Родины – Москву. Её историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу России, её флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных, которые там живут и растения, которые растут там.

Основные направления реализации

Разработать и провести циклы занятий: «Был похож наш город древний не на город, на деревню», « Ты стоишь, Москва святая, на семи холмах», «С чего начиналась Москва», «Кремль-сердце Москвы», « Как строился Кремль» (2 занятия), «Колокольня Ивана Великого», « Царь-колокол», « Царь-пушка», « Башни Кремля», « Спасская башня»,  «Москва театральная», «Третьяковская галерея», «Творчество И .И. Шишкина»,  «Творчество В. М. Васнецова», «Памятники Москвы», « Символика Москвы», «Славен, славен град Москва», « Москва театральная», « Москва спортивная», «Улицы Москвы»,  «Как жили наши предки», «Широка страна моя родная», «История возникновения знамён», «Символика страны – флаг герб, гимн», «Земля – наш общий дом», « Москва героическая», «Знатоки родного города».

Список используемой литературы

  1. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993.
  2. Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М., Воениздат, 1996.
  3. Алешина Н.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. – М., 2003
  4. Артемов В.В. Страница истории. – М., 2003.
  5. Баранникова О.Н. Урок и гражданственности и патриотизма в детском саду. – М., 2007.
  6. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – Волгоград, 2007.
  7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2005.
  8. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать … – М., 2008.
  9. Лосева А.Ю. Как помочь ребёнку полюбить родной город. Детский сад от А до Я. 2003, №3.
  10. Никонова Н.А. Я открою вам секрет… – М ., 2003.
  11. Патриотическое воспитание: современный взгляд. М., 2003.