Урок русского языка на тему "Синтаксис и культура речи. В мире имен". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием “синтаксис”;
  • формировать умение видеть границы предложений и находить грамматическую основу предложения;
  • формировать умение выделять словосочетания, определять их вид по значению;
  • дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени, показать связь имен с историей определенной эпохи;
  • воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.

Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов – гороскопов “Я и моё имя”, “Влияние имени на жизнь человека”; раздаточный материал для синтаксического практикума; интерактивная доска.

Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ “трудных” слов, творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.

О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?

Ученик: Как назвали ребёнка.

Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?

Ученик: Да потому, что имя играет в жизни человека определённую роль.

Учитель: Какую?

Ученик: Прежде всего, имя – это ответ на вопросы: “Кто я” и “Какой я”.

Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: “Кто ты?” – и, скорее всего, он ответит либо: “Я – мальчик”, либо: “Я – Толик”.

Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.

Давайте поближе познакомимся, меня зовут Ольга, а вас? Представьтесь, пожалуйста.

(Представление учащихся)

Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.

(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)

Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об именах.

(Запись темы урока. В мире имён.)

Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.

Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?

Зависит ли характер человека от имени?

Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?

Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.

Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Приложение 1

Слайд №1

Учитель: Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?

Творческое задание

Первое задание называется “Автопортрет”.

(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)

Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.

Предложения какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?

Ученик: Предложения сложной конструкции.

Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что ещё изучает данный раздел?

Ученик: Словосочетания.

Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока “В мире имен” нам поможет какая тема русского языка?

Ученик: Синтаксис и культура речи.

(Продолжение записи темы урока)

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ученик: Научиться составлять предложения и словосочетания, использовать их при составлении текста.

Учитель: Совершенно верно. Предлагаю вам выполнить творческую работу по написанию автопортрета.

(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)

Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.

(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)

Так зависит ли характер человека от имени?

Ученик: Частично да, частично нет.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня поможет нам в изучении новой темы Почемучка. Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем?

Ученик: Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется. Это любознательный человек.

Учитель: Давайте составим синквейн с ключевым словом “Почемучка”. Памятки “Как составить синквейн” лежат у вас на столах.

(Ответы учащихся)

Почемучка

Любознательный, вечно спрашивающий.

Интересуется, выясняет, разгадывает.

В мире так много интересного и неизведанного.

Вопросы.

Почемучка

Сомневающийся, пытливый.

Спрашивает, рассуждает, объясняет.

Почемучка – исследователь мира.

Любознательность.

Почемучка

Рассуждающий, много знающий.

Спрашивает, удивляется, интересуется.

Почемучке интересно все вокруг.

Знайка.

Почемучка

Любопытный, интересующийся.

Спрашивает, пристает, надоедает.

А вопросов у него – множество!

Бесконечность.

Учитель: Итак, хорошо ли быть Почемучкой?

Ученик: Да, можно интересоваться тем, что происходит вокруг тебя; не только спрашивать у других, но и самому и искать ответы в справочной литературе, энциклопедиях...

Учитель: Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка. Изучение нового материала мы начнем с чтения параграфа с помощью приема “Инсерт” (самостоятельно читая учебный текст, делайте пометки с помощью следующих символов: “V” - информацию знаю, “+” - новая для меня информация, “?” - информация мне непонятна, у меня есть вопросы.

(Ответы учащихся)

III. Закрепление нового материала

1. Исследовательская работа

Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.

Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?

Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.

Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).

Почему наши имена настолько различны по происхождению?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа по карточкам - дифференцированная).

1-я группа

Прочитайте текст, найдите сложные предложения, выпишите их, составьте схему 1 предложения.

Приложение 2

2-я группа

Прочитайте текст, найдите простые предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Приложение 3

3-я группа

Прочитайте текст, выпишите словосочетания и определите их по значению.

Приложение 4

(Проверка задания по группам)

Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?

(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)

2. Физкультурная минутка

Имя у тебя одно,
Навсегда тебе дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

3. Практическая работа

Задание: Подберите однокоренные слова к слову имя.

Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?

Ученик: Именины – день ангела.

(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)

Учитель: Составьте из однокоренных слов предложение, запишите его и произведите синтаксический разбор.

4. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).

Приложение 5

Слайд №2

(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)

Задание: Выписать из стихотворения глагольные словосочетания, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетаний.

(Проверка выполнения задания)

Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?

Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит - у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.

Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?

(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)

Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина “Что в имени тебе моём” где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.

Приложение 6

(Вручение именинникам открыток с поэтическим текстом А.С.Пушкина)

IV. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.

Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:

Древнерусские Христианские “Красные”
Пискун Андрей Идея
Новосёл Ирина Ревмир
Беляй Анна Диамат
Малыш Мария Октябрина
Продан Ольга Ким
Любим Сергей  

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела “Синтаксис и культура речи” мы с вами сегодня повторили?

Ученик: Виды предложений по структуре (простые и сложные), виды словосочетаний по значению.

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о сегодняшней теме урока.

Я знал(а) Новая информация Вопросы

Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.

V. Домашнее задание (по выбору).

1. Параграф 13

2. Упражнение 126 (“Практика”)

3. Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Связана ли судьба человека с его именем?