Урок истории на тему "Нашествие с Востока на Русь". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока: рассмотреть причины экспансии монголов и завоевания ими Руси; выделить этапы Батыева нашествия на Русь; раскрыть причины поражения Руси.

Планируемые результаты

  • Предметные: раскрывать причины и называть даты образования монгольской державы; показывать на карте основные направления походов хана Батыя на русские земли и города, оказавшие мужественное сопротивление завоевателям; работать с текстом учебника и историческими источниками ("Повесть временных лет" и др. летописи) для характеристики героизма русских людей; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.
  • Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника, карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе.
  • Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать героический характер обороны русских земель и ее значимость для развития европейской цивилизации.

Основные понятия и термины: кочевники, курултай, тумен, темник, "пороки", кольчуга, крестовый поход.

Оборудование:

  • Учебник: Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 кл. – М.: Просвещение, 2014. - §12, вопросы, рисунки, документы.
  • Карта "Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в начале XIII вв."
  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Компьютерная презентация “Нашествие с Востока на Русь” Приложение 1

Источники:

  1. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. X-XIVвв. /Авт.-сост. Г.Е.Миронов. - М.,1996.
  2. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил сыновей развязать веник и сломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец сказал: "Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать".

При работе с историческими источниками встречаем следующие цифры: Рязань сопротивлялась 6 дней, Москва - 5 дней, Владимир - 4 дня, Переяславль-Залесский - 5 дней, Торжок - 2 недели, Козельск - 7 недель. По словам историка Н.И.Костомарова, "не сдался ни один город, ни один князь".

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет притча о старике и его сыновьях?

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

Проблемные вопросы. (Ученики предлагают свои варианты)

- Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?

- Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?

План урока

1. Создание державы Чингисхана.

2. Битва на реке Калке.

3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

4. Поход на Юго-Западную Русь.

5. Вторжение в Центральную Европу.

6. Итоги монгольского вторжения на Русь.

III. Работа по теме урока

1. Создание державы Чингисхана.

-Что вам известно о происхождении и первоначальном расселении монгольских племен?

-Покажите на карте территорию первоначального расселения монголов.

-Вспомните, что вам известно об основных занятиях монголов? Как они повлияли на специфику развития общества.

-Каковы причины завоевательных походов монголов?

-Что вам известно о структуре монгольского войска, военной организации, вооружении?

-Какие племена и государства были завоеваны монголами до нападения на Русь?

-Почему им удалось завоевать крупные государства Азии?

2. Битва на реке Калке - 31 мая 1223 г.

1221-1223 гг. - тумены Джебэ и Субедея вторглись в Закавказье. Используя тактику разобщения союзников, разгромили поодиночке аланов и половцев. Половцы обратились за помощью к русским князьям.

-Почему половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям?

(Возможные ответы: Русь - ближайший сильный сосед; давние торговые связи; родственные союзы русских князей и половецких ханов)

"Нашу землю сегодня отняли, а вашу - завтра, придя возьмут".

На съезде князей в Киеве было принято решение "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей".

Участники: Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Романович Галицкий.

- Почему в походе не приняли участие князья других русских земель, например северо-восточных?

Рассказ учителя, работа с картой - Основные этапы похода:

1.Переговоры с монголами, убийство послов.

2.Встреча с передовым отрядом монголов, преследование притворного отступления врага (8 дней).

3.Переправа через Калку.

4.Вступление в бой, не оценив силы противника, отрядов половцев, Мстислава Удалого и Даниила Галицкого.

5.Окружение и разгром монголами этих передовых отрядов.

6.Бегство остатков русских дружин и преследование их монголами.

7.Окружение, осада и разгром лагеря киевской дружины Мстислава Старого.

-Какую ошибку совершили русские князья, вступив в бой с монголами? Чем была вызвана эта ошибка?

-В чем главная причина поражения русских дружин? (учеб.с 104)

-Почему после Калки монголы не приступили немедленно к завоеванию русских земель? (учеб.с 105)

-Каково значение этой битвы?

Битва на Калке была первым столкновением Руси с новым опасным врагом; первым грозным сигналом опасности и необходимости объединения. Но междоусобные войны князей, борьба за старшинство не прекращались даже перед лицом угрозы со стороны столь сильного врага. Постоянные столкновения подорвали силы Юго-Западной Руси и ослабили ее перед угрозой нового монгольского нашествия

- Как вы думаете, почему не произошло объединения русских княжеств после битвы на Калке?

Мнение историка:

"Можно, конечно, обвинять наших старых князей в том, что они не поняли всей опасности, всех бедствий, грозивших тогда от новых врагов, и не соединили свои силы для дружного отпора. Но... не должно забывать, что там, где предшествовал долгий период всякого рода разъединения, соперничества и развития областной обособленности, там никакая человеческая воля, никакой гений не могли совершить быстрое объединение и сосредоточение народных сил". (Иловайский Д.И. Становление Руси)

В 1235 г. на курултае было принято решение о новом походе на Запад, "к последнему морю". Волю Чингисхана (умер в 1227 г.) предстояло выполнить его внуку Бату-хану (Батыю).

Величайшим испытанием для нашего народа стало нашествие Батыя 1237-1240 гг. Кочевники, по словам летописца "приидоша бесчислени, аки прузы (саранча)", оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов, сожженные села, вытоптанные и заброшенные пашни.

Задание. Нам предстоит познакомиться с обстоятельствами вторжения Батыя в русские земли. Используя карты, учебник и исторические источники (фрагменты из летописей и работ историков), вы должны будете восстановить ход происходивших событий о определить основные итоги и последствия монгольского вторжения для Руси.

Работа с документами по группам. (Приложение 2).

Представление работы групп.

3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

1 группа. Захват Рязани - декабрь 1237 г.

Князь Юрий Ингваревич отправил посольство к Батыю (выиграть время) и просил о помощи Владимирского князя. Гибель посольства. Княгиня Евпраксия. Разгром рязанской дружины. Осада Рязани.

Монголы потребовали десятину " во князех и в людех, и в конех и в доспехах".

Рязанцы ответили: "Аще ли нас всех не будет, то все ваше будет".

-Кто защищал город Рязань от врага?

-Как долго продолжалась осада города?

-Почему, несмотря на героизм защитников, Рязань пала?

2 группа. Подвиг Евпатия Коловрата.

-В чем заключался подвиг Евпатия Коловрата и его дружины? Как вы думаете, это был исключительный факт или нет?

-О чем свидетельствует поступок Батыя?

Монголы шли кружным путем, по течению Оки и Москвы-реки. Бой у Коломны (сторожевой отряд). Оборона Москвы (воевода Филипп Нянька, князь Владимир Юрьевич взят в плен.

3 группа. Осада и взятие Владимира - начало февраля 1238 г.

-Как были вооружены монголы?

-Как горожане защищали свой город?

-Какова была судьба Владимира?

Монголы двинулись по землям Северо-Восточной Руси широким фронтом. Были захвачены города: Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Тверь (ученики отмечают на карте). Цель: захват богатых центров на волжском торговом пути.

4 марта 1238 г. - битва на реке Сити. Гибель вл.кн. Владимирского Юрия Всеволодовича.

Монголы двинулись на Новгород, осадили Торжок - 2 недели не могли взять. Жители Торжка ожидали помощи от Новгорода, но так и не дождались. Летописец горестно замечает: "Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении".

-Как вы понимаете слова летописца? Могла ли Русь, объединив усилия, противостоять грозному врагу?

5 марта Торжок пал, население перебито. Монголы не дошли 100 верст до Новгорода, повернули обратно.

-Почему Батый повернул свои войска, не дойдя до Новгорода?

Возможные ответы (учеб. с.110):

-мощные укрепления Новгорода; хорошо подготовленное войско;

-потери монголов в битвах с русскими ратями;

-отсутствие достаточных запасов продовольствия и фуража у монголов;

-приближение весенней распутицы в условиях лесисто-болотистой местности;

-непригодность северных земель для кочевого скотоводства;

-стремление сохранить северные торговые пути, проходившие через Новгород.

4 группа. "Злой город Козельск".

-Почему монголы прозвали Козельск "злым городом"?

-Какое впечатление произвело на вас повествование о героической обороне Козельска?

-Подумайте, какое влияние оборона Козельска могла оказать на дальнейшие завоевательные планы хана Батыя?

4. Поход на Юго-Западную Русь.

Весной 1239 г. захвачены города Переяславль, Чернигов. Авангард монголов побывал у Киева.

5 группа. Осень 1240 г. - Осада монголами Киева.

Князь Михаил бежал из города. Даниил Галицкий послал в Киев воеводу Дмитра.

-Какими словами летописец рисует силу монгольского войска?

-Какую тактику использовали монголы при захвате Киева?

-Как горожане защищали свой город?

-Где укрылись последние защитники?

-Почему Батый сохранил жизнь воеводе Дмитру?

Монголы подвергли разорению юго-западные княжества. Захватили Владимир-Волынский и Галич. Смогли уцелеть лишь наиболее укрепленные города, такие, как Кременец и Холм.

5. Вторжение в Центральную Европу.

Весной 1241 г. монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, Валахию, Трансильванию. В 1242 г. - вступили в Хорватию и Далмацию, дошли до берегов Адриатического моря. Папа Римский был готов объявить крестовый поход для спасения Европы. Но монголы были уже ослаблены упорным сопротивлением Руси и вернулись в низовья Волги. Покорить Европу Батый больше не пытался.

-Подумайте, как ожесточенное сопротивление Русских земель монгольскому нашествию повлияло на результат похода Батыя в Европу?

-Почему Батый повернул войска на восток, не дойдя до "последнего моря"? (известие о смерти кагана Угедэя и стремление повлиять на выборы нового кагана; распыление войска вследствие необходимости контролировать обширные территории, захваченные в

ходе завоеваний; непригодность территорий Европы для расселения и хозяйства кочевников).

6. Итоги монгольского вторжения на Русь.

Мнения историков о последствиях монгольского нашествия (Приложение 3)

Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.

"Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией..." (А.С. Пушкин)

IV. Подведение итогов урока

Ответ на проблемные вопросы:

-Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?

-Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?

Д/з: параграф 12, вопр. 1, 2 (1 уровень), 4 (2 уровень), 5, 6 (3 уровень).

Литература.

1. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.

2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские княжества в XIII-XV вв. - М., 1990.

3. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. - М., 1998.

4. Кучкин В. Русь под игом: как это было. - М., 1991.

5. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII вв.