Урок русского языка на тему "Заглавная буква «Ч»". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Педагогическая цель:  создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, фонематического слуха.

Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч]; звуко-буквенный разбор слов (устный); обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой, правильно пишут имена собственные; списывают без ошибок с печатного шрифта; прописывают предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов, звуко-буквенный разбор слов (устный).

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Пропись часть 3, В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, Москва «Просвещение» 2015; компьютер, проектор.

ХОД УРОКА


Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя.

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика.

 

2. Правила посадки за столом во время письма.

Фронтальная.
Словесный, практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. Словесный.
Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики.

 

Индивидуальная.
Практический.

– Ребята, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

 


– Что мы уже знаем о букве ч?

 

 

– А как вы думаете, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

– Для чего нам нужна заглавная буква?

 

 

 

 

– Какую букву вам напоминает заглавная буква Ч?

– В чём их отличие и сходство?

 

 

– А в чём их главное отличие?

 

– Приведите примеры имён собственных,
начинающихся на букву Ч.

– К нам на урок пришли Чиполлино и Чебурашка и принесли вам задания.
– Первое задание Чиполлино: разделить на слоги его имя.
– Сколько в слове слогов?
– Как мы определяем количество слогов?

– Какой слог ударный?

– Что представляет собой первый слог?
– Что представляет собой второй слог?
– Третий слог?

– Четвёртый слог?

Второе задание Чиполлино: дать характеристику каждому звуку в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Почему в слове букв 9, а звуков 8?

– А Чебурашка предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику «Солнышко».

 

– Чебурашка предлагает нам сесть правильно и вспомнить правила обращения с ручкой.

Отвечают на вопросы учителя.
– Со строчной буквой ч.

 

– Обозначает согласный звук [ч], непарный глухой, непарный мягкий.

 

– С заглавной буквой Ч.

– Для написания имён собственных, для правильного оформления предложения на письме, если оно начинается со слова на букву Ч

Отвечают на вопросы учителя.

– Заглавную букву У.

 

– Второй элемент, длинная наклонная прямая, закругляется внизу вправо.
Написание первого элемента совпадает.

– Буква Ч обозначает согласный звук [ч], а буква У – гласный звук [у].

– Чиполлино, Чебурашка, город Чехов, писатели Чехов, Чарушин, Чуковский.

 

 

– Чи/по/лли/но.


– В слове 4 слога.
– Количество слогов определяем по количеству гласных в слове.
– Третий слог ударный.
– Слияние согласного с гласным.
– Слияние согласного с гласным.
– Согласный + слияние согласного с гласным.
– Слияние согласного с гласным.
Выполняют звуко-буквенный анализ слова Чиполлино.

Ч [ч] – согласный, непарный глухой, непарный мягкий.
и [и] – гласный, безударный
п [п] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
л\ [л] – согласный
л /
(долгий), непарный звонкий, парный мягкий
и [и] – гласный, ударный
н – [н]  согласный, непарный звонкий, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный.
– В слове 4 слога, 9 букв, 8 звуков.
– Потому что  удвоенные согласные дают один долгий звук.

Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту.
Пальчики разгибаются по одному. Пальчики прячутся в кулачок.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.

Принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводят информацию, полученную ранее. Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.

 

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.

 

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой.

3. Работа в «Прописи 3» (с. 29)
Анализ начертания и написание заглавной буквы Ч.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо.

– Чебурашка предлагает нам открыть пропись на странице 29.
– Рассмотрите букву Ч.
Показ и объяснение учителем написания заглавной буквы Ч.
– Буква Ч состоит из двух элементов.
– Первый элемент начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём руку вверх вправо, закругляем, ведём наклонную линию вниз, к верхней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведём вправо вверх.
– Второй элемент должен находиться на одном уровне с первым. Ведём вниз наклонную линию.  Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
– Обведите элементы буквы по контуру.
– Напишите букву Ч  по элементам в воздухе.
– Обведите узор по контуру.
– Напишите заглавную букву Ч в прописи.
– Что написано на второй рабочей строке?
– Прочитайте слоги.
– Какая орфограмма вам встретилась?
– Звук [ч] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву а, а в слоге чу – у.
– Напишите слоги: Ча, Чу, Чи.
– Прочитайте слово, которое написано на третьей рабочей строке. Почему оно написано с заглавной буквы?
– Гек – это герой произведения А. Гайдара.
– Итак, какие  орфограммы  встретились в написании этого слова?

 

 

Рассмотрите схему слова.

 

– Сколько слогов в слове?
– Почему вы так считаете, объясните.

 

– Сколько букв в слове?
– Сколько звуков в слове?
– Дадим характеристику каждому звуку.

– Напишите имя собственное Чук.

Рассматривают букву, обводят  по контуру элементы буквы, прописывают элементы буквы, букву Ч и слова, проводят слого–звуковой анализ и звуко-буквенный  анализ слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Слоги.

 

–Ча, чу.

 

 

 

 

–Это имя собственное.

 

Сочетание чу, которое пишется с буквой у, заглавная буква в именах собственных.

 

1 ученик составляет схему у доски.

– Один слог.
– Потому что в слове один гласный звук.

 

– 3 буквы.
– 3 звука.
– Буква ч обозначает звук [ч]– согласный, непарный глухой, непарный мягкий.
Буква у обозначает звук [у] – гласный, ударный.
Буква к обозначает звук [к] – согласный, парный глухой, парный твёрдый..

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Ч в соответствии с образцом.

Индивидуальный. Проверка правильной  ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Ч.

Физкультминутка

Коллективная, индивидуальная.
Практический.

– А сейчас с Чиполлино мы немного отдохнём.
Ручку ручкой мы погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом писать начнём.

Гладят руки одну о другую, раскрывая кулачки. Трут ладошки или пальчики друг о друга. Трясут руками или гладят одной рукой другую. Хлопают в ладоши.

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений.

V. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Работа с предложением (с. 29)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Самостоятельная работа.

 

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо.

– Мы отдохнули с Чиполлино, а теперь Чебурашка предлагает нам вернуться к работе.

– Прочитайте, что написано на  четвёртой рабочей строке.
– Докажите, что это предложение.

 

– А сколько всего слов в предложении написано с заглавной буквы? Почему?

 

 

 

– Прочитаем предложение хором.
– Напишите предложение по образцу.
– Что написано на восьмой рабочей строке?
– Докажите.

 

 

– Какое это предложение по цели высказывания?

 

 

– Какое  это предложение по интонации?

 

– Какой шрифт использован?
– Спишите без ошибок предложение, преобразуя печатный шрифт в письменный.
– Начертите схему предложения.
– Встретился ли вам новый звук в этом предложении?
– Охарактеризуйте этот звук в данном слове.

 

Читают, отвечают на вопросы, пишут.

 

– Предложение.

– Первое слово написано с заглавной буквы, а в конце стоит точка. Выражает законченную мысль.

– Три слова. Первое слово написано с заглавной буквы, т.к. стоит в начале предложения.
Второе и четвертое написаны с заглавной буквы, т.к. это имена собственные.

 

– Предложение.

– Начинается с заглавной буквы. В конце стоит знак препинания.

– Повествовательное, т. к. в нём содержится сообщение.
– Невосклицательное, т. к. произносится спокойным тоном.

– Печатный.

 

– Да, в слове пчела.

[ч]– согласный, непарный глухой, непарный мягкий.

Выполняют письмо по образцу.
Списывают правильно с печатного шрифта самостоятельно.
Самопроверка по образцу.

Индивидуальный.
Письмо, чтение.

VI. Рефлексивно–оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Какую букву вы учились сегодня писать?
– В каких случаях на письме используется заглавная буква Ч?
– Что вы ещё знаете о букве Ч?

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.