Интегрированный урок "Арктические пустыни"

Разделы: Математика, Начальная школа, Краеведение


Форма: интегрированный урок.

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих математических заданий.

Задачи:

  • закрепить у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  • развивать вычислительные навыки;
  • познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Формируемые УУД:

  • Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны.
  • Знать животный и растительный мир Арктики, деятельность человека.
  • Уметь вычислять значения выражений.
  • Уметь находить и показывать на карте ледяную зону.
  • Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: Арктика, ледяная зона, северное сияние, полярная ночь, полярный день, Северный морской путь

Межпредметные связи: математика, литературное чтение.

Методы обучения:

  • проблемные методы обучения;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
- в парах;
- индивидуальная

Оборудование:

  • карта природных зон России;
  • презентация Приложение 1;
  • картины;
  • фотографии с изображением изучаемых объектов;
  • энциклопедии природы;
  • листы самооценки (на каждого ученика)

Ход урока

(рассказ учителя сопровождается показом слайдов Приложение1 )

I. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь.

II. Работа над новой темой.

1. Месторасположение зоны.

Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам лежит наш путь. (Слайд 1)

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона Арктических пустынь, или Ледяная зона. (Слайд 2)

Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте, слайд 3).

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике полярная ночь. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до - 60?С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – северное сияние. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.(слайд 4)

Летом в Арктике полярный день. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4?С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

2. Растения. (Слайд 5)

Растительный мир Арктики весьма скудный. Это объясняется низкими температурными условиями. Лишь в южной части можно встретить невысокие кустарники. Среди растений преобладают МХИ, лишайники, карликовые растения. Сколько видов мхов существует в Арктике?

(375 + 175) x 2 =? (1100 видов) (слайд 6)

На камнях Арктики встречаются лишайники, похожие на накипь. Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям и низким и высоким температурам (от ?47 до +80 градусов по Цельсию). Лишайники являются одними из самых долгоживущих организмов и могут достигать возраста нескольких сотен лета, а в некоторых случаях гораздо больше. Вычислите какого возраста могут достигнуть некоторые виды накипных лишайников?

(95 – 80) x (225 + 75) = ? (4500 лет) (слайд 7)

Самым распространенным и самым красивым цветком в Арктике является полярный мак. С ранней весны, преодолевая порывы холодного ветра, к солнцу тянутся его бледно-желтые цветы. Это очень выносливое растение. Чтобы получить больше тепла, листья полярных маков разрезаны на дольки и прижимаются к земле. Это позволяет испарять мало воды. Удивительна жизненная сила полярного мака, с помощью которой он противостоит холодным ветрам, треплющим нежные лепестки и тонкий стебелек. А сколько лет живёт полярный мак?

4 x (975 – 970) = ? (20 лет) (слайд 8)

3. Животные. (Слайд 9)

Полярные (белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. У белого медведя густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Мама – медведица весит 300 килограммов, а новорождённый медвежонок в 400 раз меньше. Сколько весит малыш? (750г) (слайд 10)

Еще одно знаменитое животное Арктики – тюлень. Эти млекопитающие распространены по всему полярному региону, встречаясь во всех арктических морях, примыкающих к Северному Ледовитому океану. На суше эти ластоногие существа беспомощны и неуклюжи, зато в воде они – настоящие акробаты! Тюлени плавают ловко и изворотливо, не хуже рыб, на которых они, кстати говоря, и охотятся. Тюлени предпочитают резвиться в прибрежных холодных водах, не заплывая на глубины. Нередко они, как и белые медведи, совершают длительные путешествия, находясь на дрейфующих льдинах. В холодной воде тюленям совсем не холодно: у них непромокаемый мех и толстый слой подкожного жира.

Самый миниатюрный вид тюленей – кольчатая нерпа достигает в весе 95 кг. Вычислите сколько весит представитель самых больших тюленей – морской слон.

125 · 8 x (210 :7) =? (3000 кг = 3 т) (слайд 11)

Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Найдите сколько моллюсков за день может съесть морж?

(2130 + 470) + (1200-800) = ? (3000 моллюсков) (слайд 12)

Животные Арктики многое бы потеряли, если бы среди них не было такого хищника как песец. Благодаря своему красивому меху, этот зверь известен далеко за пределами холодного региона. Песец – совсем небольшой зверь. Его вес едва дотягивает до 5 кг, а высота в холке не бывает больше 30см. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать. Его можно встретить практически во всех уголках Арктики. Он часто сопровождает белого медведя, благоразумно держась от мощного хищника на почтительном расстоянии. Падение численности леммингов, основного корма песцов, вынуждает их уходить на значительные расстояния от родных мест. Вычислите сколько километров проходит песец для добычи пищи?

(150 – 125:5) x 8 =? (1000 км) (слайд 13)

Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы.

Белая чайка – это единственный вид среди арктических птиц, который остается круглый год в пределах Северного Ледовитого океана. Как показывает само название, птицы имеют чисто-белое оперение без каких-либо цветных отметин. В отличие от чаек других видов, имеют черные лапы (а не красные или желтые). Белая чайка немного крупнее голубя. Найдите её длину.

(4550 – 50) :100 =? (45 см) (слайд 14)

Кайра – чёрно – белая птица. Своим одеянием она напоминает католического священника, а поведением - бойкую базарную торговку. Гнездится она не неприступных отвесных скалах, а зиму проводит на льдинах, не испытывая при этом никакого дискомфорта. Птица имеет средние размеры. Крылья по отношению к телу маленькие. Птице поэтому трудно взлетать. Чтобы подняться с воды в воздух, ей нужно пробежать по водной поверхности не менее 10 метров. Зато ей удобно начинать свой полёт с высоких скал. Она бросается вниз, расправив крылья, и парение над землёй плавно переходит в полёт. Вычислите продолжительность жизни этих удивительных птиц.

(1000 – (297 + 403)):10 =? (30 лет) (слайд 15)

В водах Арктики обитает очень красивая и крупная птица. Называется она гага обыкновенная и относится к семейству утиных. Для неё не составляет труда нырять в ледяную воду на глубину до 20 метров. Яйца гага обыкновенная высиживает 4 недели. При этом никуда не отлучается и, соответственно, ничего не ест. Она очень сильно худеет, а существует за счёт подкожного жира, накопленного за время зимовки. Уже на второй день после рождения птица уводит малышей к берегу. Здесь, возле морского прибоя, новорождённые кормятся, выискивая среди камней живые микроорганизмы. Растут утята быстро и через два месяца догоняют по размерам мать. Вычислите длину тела подросшего утёнка.

1400 :(360:9 - 20) =? (70 см) (слайд 16)

Самой же свирепой и крупной среди птиц является полярная сова. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя - к примеру песца. Птица всегда охотится с земли, устраиваясь на возвышенном месте. Она обозревает окрестности, высматривает добычу, а увидев грызуна, тяжело взмахивает крыльями, подлетает к нему и вцепляется в обречённую жертву своими острыми когтями. Вычислите какой размах крыльев имеет полярная сова.

(710 – 285 : 3 x 4) :2 =? (165 см) (слайд 17)

В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.

4. Физкультминутка.

Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама чуть поменьше ростом.
Ну, а сын – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.

5. Арктика и человек. (Слайд 18)

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа.

6. Красная книга. (Слайд 19)

Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, морской слон (большой тюлень), белая чайка. Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

7. Закрепление (Слайд 20)

Арктика – царство снега и льда

Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря, острова
Освещенность Полярный день и полярная ночь, северное сияние
Растительный и животный мир Лишайники, мхи, полярный мак, белый медведь, морж, тюлень, песец, белая чайка, кайры, гага обыкновенная, полярная сова
Деятельность человека Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

III. Подведение итогов. Рефлексия.