НОД по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Я и дождик и река…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные области: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить и расширить представления детей о том как изменяется вода под воздействием нагревания и охлаждения. Расширить знания детей о местонахождении воды (море, ручей река, озеро) (“Познавательное развитие”).
  • Активизировать словарь детей по теме, обогащать диалогическое общение детей. Побуждать задавать вопросы, отвечать на них, инициативно высказываться, рассуждать (“Речевое развитие”).
  • Развивать фантазию, творчество дошкольников в ходе изготовления разноцветных сосулек, поделок (“Художественно –эстетическое развитие”).
  • Воспитывать бережное отношение к природе, расширять экологические представления (“Социально- коммуникативное развитие”).
  • Совершенствовать общую координацию, двигательную активность в ходе физминутки (“Физическое развитие”)
  • Прививать любовь к природе посредством прослушивания музыкального произведений (“Художественно-эстетическое развитие”).

Методы и приемы:

  • практические: работа с раздаточными картинками, вырезание, изготовление поделки из воды физминутка, обыгрывание ситуаций; проведение опытов
  • наглядные: рассматривание иллюстраций, слайдовая презентация;
  • словесные: составление рассказов о пользе воды, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассуждения, формулировка выводов, прослушивание музыкальных произведений.

Материалы и оборудование: Тучка и капельки (бумажный макет), ноутбук, музыкальный центр, аудиозапись, карточки с изображением различных видов обитателей водоемов, цветной картон различных оттенков, цветные нитки для изготовления поделок, стаканчики, салфетки, разноцветные краски, прозрачная емкость, фильтр (промокательная бумага).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка “Море”.
Игровая Дид. игра “Подбери слова”, “Капельки”
Конструирование Изготовление бумажных корабликов
Познавательно -исследовательская Решение проблемных ситуаций экологии окружающей среды, опыты с водой.

Объяснения, разъяснения выводов

Коммуникативная Беседа, составление рассказов о пользе воды, отгадывание загадок, ответы на вопросы
изобразительная Выполнение работ в разных техниках рисования “Обитатели рек, озер”
Музыкальная Слушание звуков дождя, моря, ручья, шум волн

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Создание сюрпризного момента. В гости к детям приходит Тучка и ее детки Капельки. Тучка просит детей рассказать Капелькам кто они? Далее педагог предлагает загадку

Я и дождик и река,
На густой траве – роса
Быстро льюсь и высыхаю
А зимою застываю (вода)

- Как вы догадались, что это вода?

Дети слушают и отвечают. Проявляют

интерес к ситуации. Отгадывают загадку.

2 Предлагает детям узнать, где встречается вода и какая она бывает? Послушать загадку:

Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (море)

1 Опыт “Какая вода в морях и океанах?”

Детям предлагают попробовать на вкус воду из стаканчиков: в 1-м пресная вода, во 2-м – соленая

Вопрос: Можно ли использовать соленую воду для питья и приготовления пищи?

Вопрос: Много ли на Земле пресной воды?

Вывод: Соленой воды на Земле много, но ее нельзя использовать, а пресной воды – мало, поэтому ее нужно беречь.

Помогают повесить картинки на доску. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Высказывают суждения. Проводят опыт и делают выводы.
3 Предлагает детям еще одну загадку:

Не зверь, не птица
Под снегом таиться.
Весна придет -
Побежит, запоет (ручей).

В какое время года бегут ручьи?

Выбирают картинку с изображение весны. Выявляют причинно-следственные связи. Стало тепло и вода из твердого состояния превратилась в жидкое
4 Педагог спрашивает. Что любят дети пускать в ручейке? Предлагает сконструировать из бумаги кораблики?

2 Опыт. “Кораблик плывет по воде”.

Детям предлагают запускать в ручье бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.

Вопрос: Почему кораблик не тонет?

Вывод: Вода способна удерживать предметы на своей поверхности

Дети выполняют работу. Проделывают опыт, сотрудничают, доброжелательно реагируют друг на друга
5 Физминутка “Море”

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение “Рыбка”.)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Координируют движения в соответствии со словами
6 Предлагает узнать, где еще встречается вода?

Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое
Рама зеленая (пруд, озеро)

Отгадывают загадки и находят картинку с отгадкой. Слушают загадку, отвечают на вопросы по теме
7 Педагог задает вопрос

“Кто живет в реке?” Могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?

3 Опыт. “Очистка грязной воды”

Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.

Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?

Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.

Вопрос: Как можно очистить воду?

Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.

Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.

Дети отвечают, рассуждают. Выполняют опыт в соответствии с заданием
8 Коллективная работа “Обитатели рек, озер”

Предлагает поселить в чистый водоем его обитателей использованием различных технологий: методом рисования цветным песком, карандашной стружкой, цветной шерстью, пластилином. В ходе изодеятельности педагог помогает детям добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Детям пассивным, малоактивным для активизации предлагается материал (нитки, бумага, пластилин) – красного цвета, гиперактивным – синего, зеленого).

Выполняют работы с использованием различных изобразительных материалов на выбор: из цветных ниток, пластилина, цветной бумаги и т.д.

Дети при изображении сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Работы Выполненные работы помещают на лист ватмана голубого цвета.

Проявляют художественные способности, чувство цвета
9 Педагог предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.)

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Вспоминают о круговороте воды в природе. Прослушивают музыкальное произведение. Придумывают движения под музыку.
10 4 Опыт “Круговорот воды”

Дети кладут в емкость кусочек снега, закрывают герметично и ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние и конденсацию воды.

Наблюдают за таянием снега. Развивать интерес детей к проведению опытов, анализировать свои действия.
11 Педагог предлагает детям дидактическую игру “Подбери слово” (каждый ребенок наугад выбирает слова: ручьи, вода, море река, сосулька, туча, снег) Подобрать к нему слово-действие, которое отвечает на вопрос “Что делает?”. Дети выполняют задание Подбирают глаголы к существительным
12 Предлагает детям еще загадку:

Белая морковка
Растет зимой
Вниз головой (сосулька)

Как образуются сосульки?

“Разноцветные сосульки”

Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.

Дети отгадывают загадку и экспериментируют Дети узнают о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха.
13 5 Опыт “Как растянуть воду?”

В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.

После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.

Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды.

  Проводят опыт и делают вывод об увеличении объема воды при замерзании
14 Педагог от лица Тучки и капелек благодарит детей за то, что узнали много нового и интересного о воде. Дети рассказывают, что их особенно удивило, заинтересовало и понравилось. Самостоятельно проводят опыты с веществами, достигают результата.