Специфика представлений о мире у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Система многообразных отношений ребенка порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов реализуемых в социально-психологических пространствах.

Генезис отношений в специфике дошкольного детства представляет собой многомерную иерархическую систему связей ребенка с миром в историко-культурном (социогенетическом) и онтогенетическом планах. Центральной составляющей детской картины мира является социальное пространство взрослых и сверстников. Вопрос об отношениях ребенка с каждым из них связан с понятием лонус ориентации динамического свойства группы (или лиц) выступает субъектом влияния на развитие личности ребенка в разные периоды детства.

Отношения развиваются во времени и пространстве и имеют собственную модальность выражения – эмоционально-ценностный аспект как стремление к гуманизации жизненных связей ребенка, осуществление которой возможно на путях создания образовательного и игрового пространства как совместной деятельности, способствующей проявлениям сострадания и сорадования, а также в организации деятельности детских общественных и творческих сообществ. Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления ребенка и критерием его личностного развития.

Перемещаясь в ходе онтогенеза, лонус ориентации, начиная со старшего дошкольного возраста, способен фиксироваться в горизонтальной плоскости отношений со сверстниками (при условии изменения социальной позиции ребенка в зависимости от помогающей в процессе символического конструирования им “идеальной” социальной группы).

Центральной проблемой развития представлений детей через отношения Л.И. Божович выделил вопрос о том, “как, при каких условиях объективные отношения, в которых находится ребенок, становятся отношениями для него самого (т.е. приобретают личностный смысл), какую роль выполняет в этом взрослый (учитель, воспитатель) и как при наличии этих отношений формируются качества личности ребенка.

Изучение закономерностей развития отношений детей, условий становления их социальной зрелости позволили выделить два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу. Эти позиции были обозначены автором как позиции “Я в обществе” и “Я и общество”.

Первая позиция связана с осознанием своего Я и своих возможностей и осуществляется в контексте освоения социальных способов орудий, знаков и символов. Вторая позиция – с осознанием себя субъектом общественных отношений и обусловлена актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений.

Л.С. Выготский выделил “ближайшие и далекие” отношения ребенка, т.е. два плана отношений: отношения “ребенок – общественный взрослый” как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения “ребенок – близкий взрослый и сверстник”, реализующий индивидуально-личностные отношения.

Основу отношений составляют специфика представлений о взаимоотношениях:

  • ребенок – близкий взрослый (родители);
  • ребенок – социальный взрослый (учителя и воспитатели);
  • ребенок – сверстники (друзья, партнеры по совместной деятельности и общению).

Роль взаимоотношений изменяется на различных возрастных стадиях в соответствии со спецификой задач развития. На протяжении детства происходит изменение значимости компонентов социальной ситуации развития как источников развития.

Роль плана отношений “ребенок – взрослый” и роль плана отношений “ребенок – сверстники” существенно различаются по своей психологической функции. Взрослый привносит в сознание ребенка “идеальную форму”, создавая объективные условия для ее принятия и освоения ребенком и формируя нормативное поле развития, а сверстники создают условия присвоения новой компетентности в пределах вариативности нормативного поля развития. При этом план отношений “ребенок – близкий взрослый” (родители) наряду с планом отношений “ребенок - сверстники” выступает существенным фактором, определяющим индивидуальные варианты развития личности.

Специфика отношений складывается в течение дошкольного возраста через:

  • восприятие партнеров друг друга;
  • осмысление полученных знаний, обменом опыта взаимоотношений;
  • способы и средства выражений (передача информации с помощью прямых телесных контактов), передача информации на расстоянии и восприятие через органы чувств (наблюдения со стороны одного ребенка за движениями другого или восприятие его речевого обращения).

Система отношений “ребенок – сверстники – взрослые” рассматривается в современной психологии развития как контекст, существенным образом определяющий развитие ребенка. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе.

I. Восприятие (социальная перцепция )

Это процесс восприятия социальных объектов (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый), под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. И объект, и субъект (ребенок – сверстники) социального восприятия взаимодействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.

М.И. Лисина выделила главные критерии восприятия объектов друг друга:

1. Общение предполагает внимание и интерес к друг другу, без которых любое взаимодействие невозможно.

2. Эмоциональная окраска восприятия воздействия.

3. Инициативные действия, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Мотивированность отношений, т.е. слияние интересов (познавательных) с эмоциональными отношениями другого ребенка.

Восприятие членами группы (друг друга, членов другой группы).

Восприятие ребенком (самого себя, своей группы, чужой группы).

4. На восприятие отношений большое значение играет чувствительность ребенка (как партнера) к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, т.е. изменение своей активности, настроения, слов, действий. Поведение ребенка выступает как функция его связей и отношений со сверстниками. Показано, что низкий уровень социальной компетентности, ограниченность общения и контактов со сверстниками, одиночество и отвержение сверстниками приводит к социальной дезадаптации, девиантному поведению и серьезным личностным нарушениям.

II. Установления взаимоотношений

Регуляция ребенком форм сотрудничества, также как и регуляция собственной деятельности в контексте межличностных и социальных отношений осуществляется на основе ориентирующих образов, определяющих зону ближайшего развития посредством изменения чувствительности ребенка к различным объектам, составляющим социальную ситуацию развития.

Ориентирующий образ выступает в следующих видах: внутренней позиции личностно-ориентирующего образа “Я” (самооценки), образа партнера и образа межличностных отношений с ним.

Внутренняя позиция ребенка включает нормативный образ своей позиции и ценностно-смысловую установку личности в межличностных отношениях (принятие, отвержение, амбивалентность). Ориентирующий образ партнера составляют представления о социальных ожиданиях партнера, ожидания ребенка в отношении партнера, когнитивный образ партнера, аффективное отношение к нему.

Установление отношений – осознание и фиксирование ребенком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных взаимоотношений.

Выделяют (по Крысько В.Г.):

- низкий уровень отношений – простейшие первичные контакты детей, с целью обмена информацией и общением;

- высший уровень – выступает совместная деятельность детей (друг с другом или со взрослым), сопровождающаяся взаимопониманием.

Во время установления взаимоотношений детей друг с другом происходят:

Эмпатия – эмоциональное сопереживание ребенка другому человеку. Таким образом, через эмоциональный отклик дети познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность ребенка представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Накопленный в отношениях социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в разных видах деятельности (игре, изобразительной деятельности).

В деятельности дошкольника значительную роль играют такие мотивы, как зачатки долга. Чувство обязательности, сочувствие, желание помочь, чувство собственного достоинства. Но не всегда установления взаимоотношений несут в себе положительный характер. Мотивы общественного характера находят отражение в поведении ребенка.

Растущая авторитарность отношений в детской среде выражается в крайних формах: в росте детской жестокости и подростковой преступности, в общей криминализации детской субкультуры – ее языка, игровых форм общения, общих установок. Кроме того, важнейшими факторами психологического духовного неблагополучия ребенка является разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации – семьи и детского сообщества, а также влияние телеинформационной среды. Существенные деформации внутрисемейных отношений, обнаруживающие себя во взаимное отчуждении детей и родителей, разрыве теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколениями, являются центральной причиной психоэмоционального неблагополучия ребенка.

Другим важным фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония его отношений в системе “ребенок – ребенок”, в детской субкультуре. Приходиться констатировать, что многие культурные формы, такие как тексты детского фольклора либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых форм, например, “черного юмора”, жестоких розыгрышей (“приколов”), свидетельствуют об изменении детского сознания в сторону его разрушения.

III. Организация совместной деятельности

Таким образом, накопленный совместный опыт ребенок реализует в разных видах деятельности. Важным моментом присвоения ребенком социального опыта является организация условий для его активной ориентировки в окружающем, формирования общественного поведения. Наиболее эффективно это происходит в совместных занятиях и играх.

  • Возраст от 1,5 до 3 лет. Появления игрового и делового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры.
  • Возраст от 3 до 6-7 лет. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

Эльконин Д.Б. выделил четыре уровня развития детских игр, связанных со взаимоотношениями.

Первый уровень – это игровые действия ребенка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, т.е. игры, предполагающие наиболее простую форму человеческого общения (кормление куклы, воспитание куклы, укладывание ее спать и т.п.).

Второй уровень – игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца (приготовление пищи, раскладывание ее, кормление куклы, уборка посуды и т.д.).

Третий уровень – связан с выделением в игре определенной роли взрослого и ее исполнение. В содержании ролевого действия входят не только манипуляции предметами, но и отклонения между людьми, живые формы человеческого общения. Ролью определяются логика и характер действий, выполняемых ребенком. Сами эти действия подчиняются определенным правилам, следование которым контролируется детьми.

Четвертый уровень – представляет собой способность гибко менять тактику поведения и переходить от одной роли к другой в рамках развития сюжета одной и той же игры, контролируя не только свое, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно-ролевой спектакль.

Процесс собственно личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений, сильно начинает сказываться на ребенке с третьего уровня развития игры. На четвертом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития ребенка.

В доступных для ребенка (с учетом его возраста) видах деятельности развивается совместное сотрудничество, в которых ребенок усваивает правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной силой, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

Накопленный в отношениях социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности (игре, изобразительной деятельности и т.д.).

Список литературы.

  1. Асмолов. А.Г Личность как предмет психологического исследования. - М.:Изд-во МГУ, 1984. -105 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
  4. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1980. -220 с.
  5. Общая психология. – М.,1986.
  6. Психокоррекционная работа с детьми. Учебное пособие /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академа, 1999. - 450 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Уче6.пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. - 630 с.
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение,1986.- 175 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М., 1989.
  10. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1976. - 144 с.