Урок-конференция: «Книга и книжность в истории Древней Руси»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, ОРКСЭ


Цель урока:

  • Знакомство учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита, с технологией изготовления рукописных книг с жизнью первопечатника на Руси Ивана Фёдорова, с шедеврами древнерусской книжности.
  • Формирование представления о роли возникновения славянской азбуки, появления письменности, древнерусской книги в духовной культуре Древней Руси.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить понятия “кириллица”, “летописец”, “летопись”, “свиток”, закрепить знания о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.
  • Продолжить работу по развитию речи учащихся:
    • а) обогащать словарный запас;
    • б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения;
    • в) объяснять значение различных слов, связанных с данной темой.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи, произвольного и непроизвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, воображения младших школьников.
  • Развивать эмоциональную сферу учащихся, навыки выступления перед аудиторией, расширять кругозор:
    • показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;
    • познакомить учащихся с памятниками древнерусской духовной литературы.
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к урокам духовной литературы, умения слушать товарища, самостоятельно работать с источниками,

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к культуре русского народа, чувство гордости за своих предков, за свой народ, за свою Родину.
  • Воспитывать исследовательскую культуру, интерес к изучению русской духовной литературы.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам, трудолюбие.
  • Формировать умение работать в группах, воспитывать уважение к собеседнику. Оборудование и наглядный материал: свеча, гусиное перо, презентация, телевизор, компьютер, презентации к докладам, тексты докладов и сообщений учащихся, сигнальные карточки (зеленого, белого и красного цветов), оценочные жетоны.

Тип урока: урок-конференция.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение докладов) с элементами групповой работы по подготовке ответов на вопросы викторины;
  • наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Задачи:

  • создать положительный настрой учащихся на предстоящую деятельность;
  • проверить готовность детей к уроку;
  • показать, как будет оцениваться их деятельность (приём стимулирования).

Учитель: Сегодня у нас будет не обычный урок, а конференция, на которой выступят ваши одноклассники со своими докладами и сообщениями. Они постарались отобрать интересный материал и подготовить презентации. Ваша задача - внимательно слушать выступления и правильно отвечать на вопросы, задаваемые ребятами. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Чем больше жетонов - тем выше отметка в конце урока.

II. Вводная часть. Сообщение темы и целей урока.

Урок-конференция начинается со вступительного слова учителя, который сообщает тему занятия, раскрывает его значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, что готовили выступления.

Учитель: Тема нашей сегодняшней конференции - “Книга и книжность в истории Древней Руси”. Мы будем говорить о том, как и когда появились книги на Руси, познакомимся с шедеврами древнерусской книжности, с технологией изготовления рукописных книг, с первыми печатниками.

Начать же этот урок хотелось со слов нашей самой древней летописи. В первом древнерусском летописном своде - в “Повести временных лет” - под 1037 г. в похвале Ярославу Мудрому можно прочитать такие слова: “Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей".

Учитель (прочитав цитату вслух): Давайте задумаемся над этими словами.

Беседа между учителем и учениками на основе вопросов:

  1. Почему летописец называет книги “реками, напояющими вселенную”, “уздой воздержания”?
  2. К любым ли книгам можно отнести эти слова?
  3. Применимо ли это высказывание к современной литературе?
  4. С чем бы вы могли сравнить книги?

Рассуждения и ответы учащихся. За наиболее полные ответы учащиеся получают оценочные жетоны.

III. Основная часть – конференция.

Учитель: Сегодня мы с вами говорим о книгах, но сначала узнаем, кто и когда на Руси создал алфавит. Слушаем доклад “Истоки славянской письменности” и приготовимся ответить на вопросы по этому докладу.

Доклад учащегося “Истоки славянской письменности” (с использованием презентации).

Вопросы по докладу:

  1. Когда появились первые книги на славянском языке? (Во второй половине IX века).
  2. Кто создал первые книги на славянском языке? (Святые братья Кирилл и Мефодий).
  3. Какие книги первыми были переведены на славянский язык? (Евангелие, Апостол, Псалтирь, тексты церковных служб).
  4. Какой год считается настоящей датой рождения древнерусской книжности? (Настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. - год Крещения Руси).

Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценочные жетоны.

Учитель: На Руси очень любили книгу. Можно ли узнать, сколько всего книг было в Древней Руси? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

Учитель: Послушаем выступление учащегося и постараемся ответить на некоторые вопросы.

Доклад учащегося “Книжные богатства Руси. Проблемы сохранения и изучения древнерусской книжности”.

Вопросы по докладу:

  1. Почему именно храмы и монастыри были главными древнерусскими книгохранилищами? (Храм не может существовать без книг: по ним совершается церковная служба. Для того, чтобы совершать богослужение, необходимо иметь в наличии, по крайней мере, восемь богослужебных книг. Вообще же их число достигает 26-ти).
  2. Какие еще книги были в монастырях и больших храмах? (В библиотеках монастырей и больших храмов (соборов) имелись и книги, предназначенные не для церковного богослужения, а для домашнего (келейного) чтения - “четьи”. Это были, как правило, жития o святых или духовно-нравственные произведения христианских подвижников, например, знаменитая “Лествица” Святого Иоанна Синайского. Кроме того была литература “светского” содержания - летописи, хронографы, палеи, княжеские родословцы, юридические сочинения и т. п. С учетом этого можно считать, что книжные богатства Древней Руси составляли 130-140 тысяч томов.).
  3. Как вы думаете, почему так мало книг дошло до нас и хранится в современных книгохранилищах и архивах? (Множество книг погибло в пожарах, множество было уничтожено во время войн. Гибли они еще от человеческого невежества и равнодушия). Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценочные жетоны.

Доклад учащегося “Шедевры древнерусской книжности” (с использованием презентации).

Вопросы по докладу:

  1. Какие важные книги для христиан были изданы на Руси в то время? (Евангелие, Псалтирь, сборник “Великие Минеи Четьи”).
  2. В чем особенность Мстиславова Евангелия (Мстиславово Евангелие берегли как святыню; было красиво написано писцом Алексой, в Константинополе был украшен его оклад, а в Киеве местные ювелиры довершили работу. “Трудами византийских и русских мастеров оклад, украшенный золотом, серебром, драгоценными камнями и финифтью, превратился в уникальное произведение ювелирного искусства” (Сапунов В. В. Книга в России в XI-XIII вв. - Л.: "Наука", 1978, с. 84).
  3. Краткое описание Остромирова Евангелия, написанного в Новгороде в 1056 1057гг. (Древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции; назван по имени новгородского воеводы и посадника Остромира, для которого был переписан на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Книга состоит из 294 пергаментных листов большого формата. Текст написан крупным четким уставом и богато украшен фигурными заставками и инициалами, ярко раскрашенными не тускнеющими красками (зеленой, красной, голубой, белой) и накладным золотом).
  4. Чем отличалась Геннадиевская Библия? (Великий памятник древнерусской книжности, созданный в Новгороде в 90-х гг. XV в. Полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов, ставший основой печатных изданий Библии на восточнославянских землях. Составлен по инициативе архиепископа св. Геннадия (Гонзова). До этого времени на Руси существовали лишь переводы отдельных частей Библии, а целиком ее читать могли лишь немногие ученые люди, знавшие древние языки).
  5. Какова роль Псалтири в Древней Руси? (Псалтирь - это сборник священных песнопений псалмов, составленных во времена Ветхого Завета (то есть до Рождества Христова), но получивших всемирное распространение в христианскую эру. Псалтирь повсюду сопровождала древнерусского человека: по ней учились грамоте, ее читали в церкви на Богослужении, во время домашней молитвы. Выдающимся памятником древнерусской книжности является Киевская Псалтирь).
  6. Что включил в себя сборник “Великие Минеи Четьи”? (Архиепископ Новгородский Макарий задумал собрать всю имеющуюся на Руси духовную литературу в единый сборник - Великие Минеи Четьи. Сборник получил такое название последующим причинам: Минеи - потому что литературный материал в нем располагается по месяцам церковного года; Четьи - потому, что сборник предназначался для домашнего чтения; Великие - потому, что сборник охватывает огромный материал: в него вошли и жития святых, и тексты Священного Писания, и проповеди, и поучения, а также богословские и исторические сочинения).

Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценочные жетоны.

Беседа с учащимися на тему “Как создавались рукописные книги?”.

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с лучшими образцами древнерусской книжности, поговорим о том, как создавались рукописные книги в Древней Руси.

  1. Что служило самым распространенным материалом для письма?
  2. Что служило орудиями для письма, и каким образом изготавливались чернила?
  3. Как протекал процесс написания книг?
  4. Как создавались и украшались рукописные книги?

Ответы учащихся. За наиболее полные ответы учащиеся получают оценочные жетоны.

Учитель (подводит итог ответам):

Рукописное издание книг получило свое развитие. В XIV–XV вв. наличие при книжных дворах в монастырях мастерских для переписывания книг становится традицией. Работали в таких мастерских специалисты разного профиля: одни исполняли “черное письмо”, другие изготавливали писчие материалы, художники рисовали инициалы и заставки, а специальные художники-миниатюристы – живописные миниатюры. Владельцы крупных мастерских для выполнения заказов использовали не только штатных, но и наемных писцов. Постепенно складываются основные принципы оформления рукописной книги, повлиявшие впоследствии и на систему оформления печатных книг XVI–XVII веков. Материалом для изготовления рукописных книг в XI–XIV вв. служил пергамен, а с XIV в. начинает использоваться бумага. В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, редакторов, художников, переплетчиков, переводчиков.

Первые печатные книги появились на Руси в XVI в.

Учитель: Как вы думаете, почему именно в это время?

Учащиеся предлагают варианты ответов. (Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову).

Учитель: Многие ученые считают, что появление и распространение книгопечатания было связано со значительным расширением территории русского государства в XVI в. В это время было присоединено Казанское царство, началось освоение Сибири. На новых землях строились новые храмы и монастыри, для которых требовалось много богослужебных книг. Переписчики уже не могли обеспечить необходимого их количества. Тогда правительство стало организовывать книгопечатные мастерские. Первой из них была так называемая Анонимная типография, возникшая в 1550-х годах и выпустившая в свет 7 изданий. В этих книгах не было указано кто, когда и где их печатал, поэтому они называются “анонимными”. Типография прекратила свою деятельность в конце 1550-х годов.

Учитель: Сейчас при таком многообразии книг едва ли мы задумываемся о том, откуда взялось печатное творение, кто его придумал. А вы подумайте и ответьте на такие вопросы:

  • Какой была первая датированная печатная книга?
  • Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Обо всём этом пойдёт дальше наш рассказ.

Сообщение учащегося “Первопечатник Иван Федоров” (сопровождается демонстрацией соответствующих иллюстраций).

В начале 1560-х был организован Печатный двор, во главе которого был поставлен диакон Иван Федоров. Первой русской датированной печатной книгой стал “Апостол” (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета). Работа над книгой была закончена 1 марта 1564г. В послесловии к ней указаны имена издателей: Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца, тоже искусного мастера. Несколько экземпляров этой книги дошли до нас и бережно хранятся в отделе редких книг в Москве, Петербурге и других хранилищах.

В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. Он родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. На создание первой книги, которая называлась “Апостол”, ушёл целый год. Зато вторая – “Часовник” (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.

Так на Руси появилось новое ремесло - книгопечатание. Книгопечатание в России стало сильным орудием распространения знаний и просвещения. Вот почему начало книгопечатания является одним из самых крупных событий в истории культуры нашей страны, а Иван Фёдоров - выдающимся деятелем русской культуры.

Вопросы к учащимся:

  1. Какую дату в истории принято считать началом русского книгопечатания? (Время выхода в свет “Апостола” - 1 марта 1564 года).
  2. Что вы знаете о содержании книги “Апостол”?
  3. Кто были издателями первой русской печатной книги? (Иван Фёдоров и его помощники: Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев)

Учащиеся отвечают на вопросы и получают оценочные жетоны.

IV. Заключительная часть В заключение учитель отмечает:

Книги в Древней Руси имели два назначения: книга – предмет культа и книга для чтения. В XIV веке центрами культуры были монастыри. Преподобный Сергий Радонежский, уходя с братом Стефаном в лес, взял с собой псалтирь и Евангелие. Именно при монастыре Преподобного Сергия началось возрождение письменности, появился “сергиевский почерк”, “сергиевское оформление рукописи”.

Все книги Ивана Федорова были книгами для чтения. Первопечатники действительно создали модель, ставшую основой для последующих изданий русских мастеров-типографов. За весь XVIв. в России типографским способом было издано всего 20 книг.

Однако печатная книга вплоть до XVIII века не вытеснила рукописную – тиражи были небольшими, печатали в основном богослужебные книги, а летописи и светская литература продолжали оставаться рукописными.

Книгопечатание в России стало сильным орудием распространения знаний и просвещения. Вот почему начало книгопечатания является одним из самых крупных событий в истории культуры нашей страны, а Иван Фёдоров - выдающимся деятелем русской культуры. Старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. Они говорили: “Книги – это реки, наполняющие вселенную, в них ведь неисчётная глубина”.

Рефлексия в форме викторины (экспресс-опрос).

Варианты вопросов для викторины “Книга и книжность в истории Древней Руси” - в приложении к настоящему конспекту.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины и получают оценочные жетоны.

Подведение итогов урока, оценка знаний. Учитель объявляет отметки.

Оценка знаний учащихся проводится в соответствии с оглашенными в начале урока условиями: чем больше жетонов - тем выше отметка.

Учитель: Наш урок-конференция завершается. Насколько важным и полезным для вас был сегодняшний разговор, мы сейчас попробуем увидеть.

V. Домашнее задание: написать отзыв о каком-нибудь докладе ученика.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3