Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Духовно-нравственное образование с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности.

Духовно-нравственная Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, школой, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В вопросе духовно-нравственного воспитания нравственный идеал-это человек, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках рассматривается как важнейшая ценность духовно-нравственного воспитания.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательной организацией – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в отечественных традициях и праздниках.

Система духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в образовательном процессе ДОО.

Актуальность: Компьютерные технологии прочно и надолго входят в нашу жизнь. Можно долго спорить о их преимуществах и недостатках, но факт остаётся фактом – без компьютерных технологий нашу жизнь уже не представить. Для кого-то это рабочий инструмент, для кого-то средство саморазвития, самовыражения или развлечения. Сегодня компьютерные технологии, используемые в образовании, способствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка, являются новым способом передачи и усвоения знаний. На примере этого пособия можно еще раз убедиться в актуальности применения электронных дидактических игр как средстве формирования первичных представлений у детей о загадочном мире космоса.

Опыт работы с детьми показал, что применение компьютерных технологий в ДОО являются необходимостью. Электронные игры естественно вписываются в жизнь детского сада и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Согласно ФГОС, дошкольное образование ставит перед собой задачи развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

В процессе духовно-нравственного воспитания сказывается отрицательное отношение родителей, негативное воздействие средств массовой информации.

Для того чтобы понять на сколько сформировано у детей представление о своей Родине, у большинства детей очень скудные представления об открытиях и достижениях нашей страны.

Из проведенного анализа вытекают противоречия:

- с одной стороны проблема воспитания патриотических чувств к Родине в дошкольном образовании только разрабатываются, а с другой стороны программы статичны.

- с одной стороны необходимость работы по формированию преставлений о Родине, а с другой отсутствие порционной программы.

- с одной стороны желание педагогов к воспитанию патриотических чувств к своей Родине, а с другой не желание родителей участвовать в решении проблемы.

Анализ недостатков в основном процессе:

- недостаточно используются современные формы и методы работы по формированию первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.

- недостаточное освещение тем духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОО;

- недостаточное количество тем, посвященных отечественным традициям и праздникам в календарно-тематическом планировании.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

- недостаточно оснащена предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку возможность для развития интересов, любознательности по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

- недостаточно современных технических средств (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.);

- недостаточное количество современных методических пособий;

- отсутствие выбора доступного игрового материала и наглядности;

- недостаток дидактических пособий по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

  • Недостаточная подготовленность и часто неспособность педагогов к поиску и использованию новых форм организации образовательной деятельности детей, технологий, средств, методов обучения и развития;
  • Не включенность значительной части педагогов в инновационные процессы развития дошкольных образовательных организаций;
  • Неготовность педагогических кадров к работе с интерактивными средствами. Необходимо обучение кадров, чтобы педагоги умели работать интерактивно, создавать электронные, мультимедийные пособия в ходе проектирования процесса обучения и развития воспитанников.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:

- углублять и уточнять представления о нашей стране. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

- расширять представления о космосе — о Дне космонавтики.

- продолжать расширять знания об отечественных праздниках.

- ценностное отношение к героям своей страны и культуре;

- расширять элементарные представления о планетах, их разнообразии, звездах, ракетах.

Эти задачи можно решить через различные виды деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, в быту, через игры, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

- У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные представления о космосе, герое – космонавте;

- Дети не знают о предназначении праздника - День космонавтики;

- Родители не уделяют должного внимания духовно-нравственному воспитанию.

Таким образом, исходя из выше перечисленных недостатков, следует отметить, что отсутствие преемственности в работе между воспитателями ДОО и родителями влечет за собой невозможность достижения целевых ориентиров в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привело к новому результату в сфере освоения дошкольником первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

Целевые ориентиры Конкретизация Проявление
Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причиной возникновения праздника “День космонавтики”. Проявляет инициативу в различных видах деятельности: игре, общении др. Углубление знаний о космосе, воспитание уважения к людям старшего поколения.

Беседы с детьми на тему: “На какой планете мы живем?”, “Что такое космос”, “Планеты космоса”, “Кто летает в космос?”

Беседы по иллюстрациям с изображением звездного неба, небесных тел, планет, спутников, метеоритов, ракеты, космонавтов.

С/р игры “Полет на Луну”,

“В гостях у Солнца”.

Рассматривание энциклопедий, альбомов, иллюстраций.

Оформление альбома “Наш загадочный космос”

Д/И “Угадай и назови”, “Кому, что принадлежит” и др.

Дети охотно готовятся к празднику, выступлениям, соревнованиям. Разучивают стихи о Ю. А. Гагарине, звездах, планетах, играют сюжетно-ролевые игры. Занимаются изобразительной деятельностью: рисунки ко Дню космонавтики. Знают о празднике – День космонавтики.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Изменение в содержании.

Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса.

В рамках тематического планирования были разработаны такие мероприятия: лепка “Ракеты и кометы”, рисование “Звезды и планеты”, НОД на тему: “Космическое путешествие”

Были расширены формы и методы работы с детьми : разнообразие словесных комплексных методов: чтение художественной литературы (стихи Т. Ларина “Герои-космонавты”, Г. Сапгир “Комета”, Ю. Синицын “Большая Медведица”, “Созвездия”), прослушивание музыкальных произведений (“Марш юных космонавтов” Магиденко, “Знаете, каким он был парнем” Пахмутова), сюжетно-ролевые игры патриотического характера, использование наглядных пособий, фотографий, рисунков.

Пополнился набор дидактических игр по данной теме: “Волшебные планеты”, “Назови космические слова”, “Найди отличия” и т.д.

Выполнены рекомендации о беседах родителей с детьми, музыкальное развлечение “Полет в космос”.

Эти формы и методы способствовали формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста.

Воспитатели уточнили и расширили свои знания по теме: что я знаю о космосе, усовершенствовали технологию применения ИКТ как средство формирования первичных представлений детей дошкольного возраста о Дне космонавтики.

Родители охотно стали участниками образовательного процесса: им было предложено участие в развлечениях, в совместном создании альбома. Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность формирования у детей первичных представлений об отечественных традициях и праздниках и способствовало повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Изменения в средствах обучения и воспитания:

- Дополнение картотеки наглядно-демонстрационными материалами по формированию первичных представлений дошкольников о Дне космонавтики как об одном из отечественных праздниках.

- Оснащение методического кабинета было пополнено мультимедийным пособием.

Изменения в контроле:

- опросы и анкетирование родителей на предмет воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста в условиях семьи (Диагностическая карта экспертной оценки по А.К.Марковой)

- использование мультимедийных дидактических пособий: “День космонавтики”, “День победы”, “День защитника Отечества”, “8 Марта”, “День матери” и др.

- наблюдение с целью выявления у дошкольников знаний о Дне космонавтики в различных видах деятельности: сюжетно-ролевых играх, дидактических, настольно-печатных. В общении со сверстниками.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

Работники регулярно повышают компетенцию на курсах повышения квалификации в организации мероприятий, направленных на формирование первичных представлений детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках, владеют информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Организация мастер-классов по применению атрибутов на развлечениях, сюжетно-ролевых играх патриотического характера.

Научно-методические:

  • Организация методической “копилки” с иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме.
  • Изучение научно-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Проектная деятельность.

Материально-технические:

  • Техническое сопровождение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.)
  • Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с детьми, родителями и педагогами по системе формирования первичных представлений у детей об отечественных праздниках.

Нормативно-правовые

  • в перспективный план внесен раздел по формированию первичных представлений по данной теме.

Информационные:

  • Выбор новых современных эффективных средств и форм работы с детьми, родителями и педагогами по системе формирования первичных представлений дошкольников об отечественных праздниках (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.).
  • Организационные: обновлены договора о сотрудничестве с библиотекой, с музеем. Обеспечение разнообразием игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала, патриотического характера, стимулирующая познавательную активность.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия:

- Мультимедийное пособие “В гости к Лунтику”.

Возраст целевой группы:

- старший дошкольный.

Цель пособия:

- развивать познавательные способности, посредством игры;

- патриотическое воспитание дошкольников;

- формировать у детей представление об окружающем мире;

- познакомить посредством чтения и рассматривания иллюстраций, с первым героем-космонавтом планеты Ю.А. Гагариным;

- вызвать интерес к загадочному миру космоса.

Задачи пособия:

- сформировать первоначальное представление о космосе, планетах.

- расширять словарный запас, кругозор;

- прививать любовь к родному краю.

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие.

Презентация.

Алгоритм работы со слайдами

№ слайда Действие и возможный вариант пояснений педагога.
№1 слайд Титульный. По щелчку мыши появляется тема и анимация детей, отправившихся в гости к Лунтику
№2 слайд Слайд с иллюстрацией небесного пространства и мультипликационного героя – Лунтика. По щелчку мыши появляется текст загадки от Лунтика о звездах.
№3 слайд По щелчку мыши появляются анимации звездочек
№4 слайд По щелчку мыши на экране появляется загадка о созвездии Большой Медведицы.

По щелчку мышью после ответа детей появляется иллюстрация с созвездием.

№5 слайд Загадка о планете Земля, по щелчку мыши появляется анимации модели планеты, по щелчку появляется загадка о Солнце, по щелчку – анимация Солнца, по щелчку загадка о Луне, по щелчку - анимация Луны.
№6 слайд Лунтик “спрашивает”, знают ли дети кто был первым космонавтом.
№7 По щелчку мыши появляется фото Ю. А. Гагарина
№8 На слайде задание “Назови профессию”.

По щелчку мыши профессии людей: продавец, швея, строитель, космонавт.

По щелчку мыши неправильные ответы “растворяются”, правильный-вращается.

№9 По щелчку мыши на слайде транспорт: Лунтик “предлагает” игру “Назови транспорт для полета в космос”.

При неправильном ответе, изображение растворяется, правильный ответ-увеличивается.

№10 На слайде вопрос от детей: “На какой планете мы живем?”

После ответа ребят, появляется анимация макета Земли.

№11 Спасибо за внимание!