Интегрированная речевая деятельность по речевому развитию

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика


Интеграция образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж — ш, развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков ж — ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж — ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: карточки - схемы “ Уточнение артикуляции шипящих звуков”, доска, указка, карточки - картинки для игры “Говорящая ручка”, ноутбук, диск “ Интерактивный тренажер”;

Музыкальный ряд: магнитофон, музыка для логопедической разминки “Жуки”, “Змея”; “Говорящая ручка”;

Раздаточный материал: мяч, воздушные шары, зеркала, игрушка – Уж, волшебный мешочек;

Подготовительная работа: постановка и уточнение артикуляции шипящих звуков Ш - Ж, игры на развитие фонематического восприятия, чистоговорки, работа с мнемосхемами, заучивание текста и движений логоритмической распевки.

Целевые ориентиры: проявляет самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослым (испытывает удовлетворение от положительных оценок взрослого, развита мелкая, крупная моторика, может следовать правилам в нужных видах деятельности, хорошо владеет устной речью).

Содержание интегрированной образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, у вас есть любимые игрушки? Предлагает детям встать в круг, и поиграть в игру “Моя любимая игрушка ...”. Дети встают в круг, передавая мяч по кругу, произносят: “Моя любимая игрушка ...”. Воспитатель заканчивает игру: “Моя любимая игрушка – воздушный Шарик”.

Логопед. Используя “Говорящую ручку” сообщает, что шары бывают разноцветные, легкие, красивые. Звук звучит твердо, скажем его правильно. ШАРЫ. Хотите послушать сказку о воздушном Шарике? Тогда садитесь удобнее, послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки сегодня мы будем сравнивать?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный Шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а тёплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться всё сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш – Ш – Ш!” Но его никто не услышал. Почему? (Звук Шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет.)

В это время недалеко от дерева, на котором сидел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку:

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ – ЖЕ!

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (Звук Жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть.)

Жук поднимался всё выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку:

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!..
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!
Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШУ – ШИ – ШЕ!

Логопед. Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

Дети. Звуки [ш] и [ж].

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Дети. Звук [ш] – согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперёд. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] – твердый, глухой.

Звук [ж] – согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] – твердый, звонкий.

Они оба согласные, твердые. Но звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий.

Звонкость – глухость звуков проверяем двумя способами (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши).

Воспитатель загадывает загадку:

Кто шипит в лесу густом,
Притаившись под кустом?
А в лесу такая тишь –
Только слышно: Ш-Ш-Ш да Ш-Ш-Ш!
Ну а вы не прошипите?
Повторяй-те тоже: Ш-Ш-Ш!
(Змея.)

Девочки под логоритмическую распевку “Змея” выполняют соответствующие движения.

Воспитатель читает стихотворение:

Жук-пожарник, желтый жук,
Множество жуков вокруг!
Слушай, как жужжат в жасмине,
Пожужжи-ка вместе с ними: Ж-Ж-Ж!
Четко, правильно скажи:
Жи-жи-жи! Жи-жи-жи!

Мальчики под логоритмическую распевку “Жуки” выполняют соответствующие движения.

Воспитатель напоминает детям, что звук Ш — это песня змеи, а Ж — песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш — зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук ж — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть стоящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.

Произносит звуки: ш... ш... ж... ш... ж... ж... ш... ж... ж... ш... ж.

Логопед. Посмотрите, интерактивный тренажер предлагает нам поиграть. Нужно поместить картинки в коробки с определенным звуком. В коробку со звуком Ш – предметы в названии которых есть звук – ш, а в коробку со звуком Ж – предметы в названии которых есть звук – ж.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику для глаз.

Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул, да не мог,
Потому что уж без ног.

Логопед. Ребята, ушки вы тренировали, глазки тренировали, а теперь пора потренировать язычок. Давайте выполним артикуляционную гимнастику “Задумчивый бульдог” (для шипящих звуков).

Вот задумчивый бульдог
Вышел ночью на порог,
По ступенькам он спустился,
К чашке с кормом наклонился.

Смотрит: вкусное варенье
Кто-то дал на угощенье.
- Уфф! – подул себе на нос
И задал такой вопрос:

- Как мне зубы облизать,
Чтобы снова чистым стать?
Чашку в будку затащил,
К потолочку прислонил.

Дует-дует в потолок
Прямо с чашечки бульдог,
Губы вытянул и ждет:
Кто кормить его придет.

Воспитатель бросая мячик, просит детей произнести чистоговорку “Желтая змея шипит, а желтый жук жужжит”, меняя логическое ударение:

Желтая змея шипит, а желтый жук жужжит.
Желтая змея шипит, а желтый жук жужжит.
Желтая змея шипит, а желтый жук жужжит.

Дети выделяют нужные слова.

Воспитатель просит детей найти слова со звуками Ж — Ш, убирая со стола кубики соответствующего цвета (желтые 4 шт.- звук Ж, синий 1 шт. – звук Ш).

Логопед. Ребята, предлагаю послушать стихотворение и выучить его.

Взялся уж жуку подпеть,
Да умеет лишь шипеть.
Спеть хотел он: жу-жу-жу.
Получилось: шу-шу-шу.

Подводя итог воспитатель, спрашивает, какие упражнения были проведены, какие звуки дети учились различать.

Логопед уточняет, что больше всего запомнилось, понравилось.

Воспитатель показывает детям волшебный мешочек, откуда дети достают разноцветные шары. Объясняет, что надувая шары можно соревноваться – игра “Кто быстрее”.

Логопед. Используя “Говорящую ручку” предлагает, для красоты и для игры надуй воздушные шары.

Литература.

  1. Афонькина, Ю.А.Индивидуальный методический маршрут учителя - логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Афонькина, Ю.А. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Афонькина, Ю.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ/ Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.- М.: АРКТИ, 2012.
  4. Белоконь, О.В. Образовательная среда ДОО как условие профессионального развития педагога / О.В.Белоконь // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013.