Ознакомление дошкольником с окружающим миром. Занятие "Царица-водица"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание (задачи по образовательным областям):

  1. развивать у детей познавательный интерес, через проведение опытов с водой; развивать любознательность, мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;
  2. расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека;
  3. активизировать и обогащать словарь детей, учить делать выводы и умозаключения;
  4. воспитывать интерес к явлениям неживой природы, бережное отношение к воде.
  5. Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети взрослые!

Отгадав, ребус мы узнаем тему нашего занятия.

Верно, “ВОДА”.

Сегодня мы будем говорить о Царице-водице.

Ребёнок читает стихотворение Н. Рыжовой “Волшебная вода”

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает...

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

В каких состояниях можно встретить воду в природе? (жидком, твёрдом, газообразном).

Сегодня в нашей группе открыта Малая семейная академия, в которой будут работать четыре лаборатории, символизирующие воду в разных состояниях:

  • Капелька
  • Сосулька
  • Снежинка
  • Облачко

Каждая лаборатория нашей академии представит себя чтением стихотворения.

Капелька

“Дождик”

Дождь зелёный лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Всё на ней цветёт и зреет.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.

Сосулька

“Сосулька”

Сосулька – висюлька,
Висюлька – сосулька!
На солнце звенит
Ледяная свистулька.
Свистулька, свистелка,
Апреля свирель.
На этой свирели играет капель.

Снежинка

“Снежинка”

Зима снегами вьюжится
С утра и до темна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как - будто звёзды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стёклами проносятся,
На улицу зовут.

Облачко

“История про Облачко” Ирина Сергиенко

Как-то облачко решило
Тучкой стать.
И поспешило
Новый образ примерять -
Пошло дождик покупать.
Что за тучка без дождя -
Ни туда, и ни сюда.
Но весь рынок обошло,
А дождя так не нашло.
Ты, дружочек, не тужи,
Иди с солнышком дружи.
Разве стоит дождь искать,
Гром и молнии метать?!
Лучше в небо ты лети -
Радость малышам дари!

Вода нужна на небе и на земле, никто и ничто не может обходиться без неё. Она необходима всем – всем – всем.

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!

Одним – чтобы плыть, другим – чтобы жажду утолить, третьим – чтобы что – нибудь помыть, а хозяйкам – чтобы кушанья разные варить!

Считается, что вода – помощница, волшебница и опасная стихия.

Вода – важный помощник для человека.

А вы как думаете, так ли это? Как вы понимаете “Вода – помощница?” (ответы детей)

Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

Игра “Доскажи словечко” (по командам)

  • Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна... (вода)
  • Чаще мойся – воды... (не бойся)
  • Мойте руки перед едой, будете... (здоровы)
  • Чистая вода – для микробов... (беда).

Воду ещё называют волшебницей.

Как вы думаете, почему? (Превращается в сосульку, в снежинку; в воде растворяется соль, сахар, различные краски и др.)

Сейчас мы с вами превратимся в волшебников, чтобы провести опыты и понаблюдать какая вода волшебница.

Физкультминутка “Волшебные ворота”

В волшебные ворота
Давайте все войдём
(шагаем с продвижением вперёд)
И в мир такой чудесный
Мы сразу попадём
(раздвигаем руки в стороны)
Могучие деревья
Здесь листьями шумят
(поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)
И ветками качают
Приветствуя ребят
(качаем поднятыми руками)
Тут бабочки порхают
Невиданной красы
(машем руками, как крыльями)
Бутоны распускают
Навстречу нам цветы
(из ладоней складываем бутон и раскрываем его)
Бежит между камнями
Весёлый ручеёк
(совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)
И нам лицо ласкает
Прохладный ветерок
(машем руками в лицо)
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг
(поворачиваемся вокруг себя)
И мир ещё прекрасней
Мы сделаем вокруг
(разводим руками в стороны).

Опыты с водой

1. Доказать, что вода не имеет формы.

Взрослый разливает воду по различным ёмкостям (стакан, тарелка, блюдце). Дети наблюдают, что вода принимает форму той ёмкости, в которую её наливают. Вывод: вода не имеет формы.

2. Доказать, что вода без запаха и вкуса.

Перед каждым ребёнком стоит стакан, наполненный питьевой водой. Дети нюхают её, делают глоток воды. Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.

3. оказать, что вода прозрачная. Дети опускают в стакан с водой камешек, и наблюдают виден ли он. Вывод: вода прозрачная.

4. Доказать, что вода растворяет многие вещества. Насыпать в стакан ложку сахара и перемешать. Где в быту используем это свойство воды? (дома, когда что-нибудь готовим).

5. Задание: “Освободить игрушку из ледяного плена”. В каждой лаборатории появляется игрушка во льду (заранее замороженная). Дети придумывают, как быстрее её разморозить (нужно полить тёплой водой).

Воду ещё называют опасной стихией.

Когда так говорят? (когда происходят наводнения, потопы, град, ливни, размывающие дороги и др.)

Отгадайте явление, когда вода становится опасной стихией.

Что случилось с кораблём?
Всё качается на нём.
Царь морей резвиться в море,
Веселится на просторе?
Волны самых разных форм
В синем море грозный... (шторм).

Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких,
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё,
Запружила она всё.
Стало холодно. (Метель)

Волны мчатся в быстром беге,
Закипит пучина вод
И покатится на берег.
Всё затопит, всё зальёт.
И кварталы городские
Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова. (Наводнение)

Вдруг зима нагонит тучи.
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит – метёт ... (метель).

Игра “Это можно или нет?”

Ребята, сейчас я вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом “нет”,
А утвердительный – тогда
Скажите громко слово “да”.
Давать ответы не спешите,
Подумав крепко, говорите.

***

Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте мне скорей ответ
Это можно или нет?

***

Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Кто подскажет мне ответ
Это можно или нет?

***

В реке теплющая вода.
И в проруби такая?...

***

Печем ватрушки изо льда
В горячей печке, правда?

 Вопросы кончились, друзья!

А теперь ребятки ждут вас сложные загадки.

Загадки

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

Игра “На что похожи облака?”

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
Но два похожих облачка
Не смог я отыскать.

Когда мы рассматриваем облака, всегда представляем на что, или на кого они похожи.

Задание: путём наложения картинки найти, на что похоже облако.

В 1993 г. ОАО “Мосводоканал” создал первый в России  информационно-экологический Центр “Музей Воды”. Экспозиция музея вводит в мир понятия “Вода” — она  часть природы. Как человеку удалось  приручить и обратить ее себе во благо...

Здание станции “Музей Воды” является памятником промышленной архитектуры. Большой интерес вызывают действующие макеты сооружений, электрифицированные карты источников водоснабжения, схемы процессов очистки воды.

Входит Царица-Водица. Здравствуй, Царица-Водица.

Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!

В моей короне льдинки,
А в ушах дождинки,
В волосах снежинки
И капельки росинки,
Бусы хрусталём горят,
Бусинки все – чистый град,
Журчу, переливаюсь,
Для людей стараюсь.

Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.
Изо дня в день, каждый день,
Каждый день я их пою!
Помогаю им во всем
И в уборке и в еде.
Нет со мной у них проблем
Я повсюду, я везде.

Ребятки, мне очень понравилось, как вы обо мне рассказывали. Я хочу преподнести вам подарок - родниковую воду.

Дети приглашают Царицу-Водицу посмотреть документальный фильм о воде.

На этом занятие окончено. До свидания!