Подгрупповое интегрированное занятие-игра на развитие фонематического восприятия детей подготовительной к школе группы с использованием лексических тем "Весна", "Весенний лес"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:  закрепление  двигательных, слуховых, речевых навыков.

Методы: словесный, игровой, наглядный.

Оборудование:  бубен; зеленый и красный кружки; игрушка медведь; лексический и дидактический материал представлен в ходе занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Учитель-логопед: Какое сейчас время года?  Почему вы так думаете?

2. Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения  «Лужи». Весной в плохую погоду идут дожди? (Да). После дождя на дороге остаются что? (Лужи). Поиграем в игру «Лужи».

Стихотворение Движения под стихотворение
Шлеп-шлеп-шлеп – иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп – вода по спинке.
Буль-буль-буль – упала шапка.
Ой-ой-ой, кругом вода.
Да-да-да, себя как жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично притопывают ногами.
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.

3. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Учитель-логопед: Предлагаю вам пойти в весенний лес и погулять в весеннем лесу. Гуляли, гуляли в лесу и заблудились. Когда заблудишься в лесу как нужно откликаться? (По имени, кликать АУ).

Учитель-логопед предлагает ребенку отвернуться  и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

4. Учитель-логопед: Кричали мы громко и нас услышали медведи. Учитель-логопед предлагает вспомнить сказку «Три медведя», а затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Используются одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал в  моей постели?», «Кто же был в нашем доме?» и т.д. Затем учитель-логопед предлагает детям самим произнести одну из фраз за медведя. Медведицу или медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

5. Различение близких по звуковому составу слов.

Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы, услышав правильное произношение слова поднимите зеленый кружок, неправильное произношение слова – красный.

Слова: весна, медведь.

6. Игра: «Тихо – громко»

Учитель-логопед: Пришли медведи домой и увидели нас. Страшно? Надо скорее убегать домой.

Дети становятся в круг друг за другом и идут по кругу. Учитель-логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

7. Итог занятия

Учитель-логопед: Молодцы ребята, быстро убежали от медведей. Вот мы и снова в деском саду. Где мы гуляли? Кого встретили в весеннем лесу? Каким голосом говорил Мишутка? Каким голосом говорила Настасья Петровна? Каким голосом говорил Михайло Иванович? Как мы убегали от медведей?