Адаптация первоклассников к процессу обучения в свете требований ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Сегодня одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года учителя начальных классов нашей школы включились  в процесс внедрения ФГОС. Основным требованием к учителям,  реализующим ФГОС, стала их профессиональная готовность. С этой целью все учителя начальных классов нашего лицея прошли курсы повышения квалификации, участвовали в научно-практических конференциях, методических и практических семинарах, делились опытом своей работы по внедрению ФГОС со своими коллегами:  были проведены открытые уроки, занятия кружков и  мастер-классы в рамках организации внеурочной деятельности. За четыре года работы по ФГОС нами накоплен определенный опыт работы, получены первые результаты и сделаны первые выводы.

Сегодня мы готовы поделиться своими наработками по теме «Адаптация первоклассников к процессу обучения в свете требований ФГОС», так как в настоящее время актуальна проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. 
Обучение первоклассников в школе начинается с адаптационного периода, к организации которого сегодня также предъявляются новые требования в соответствии с ФГОС и СанПином. 

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. 
В этом учебном году всего принято в 1 класс 102 учащихся, которые обучаются в 4-х классах: 1А– 25, 1Б – 23, 1В – 25, 1Г – 22. Из них 59 девочек и 43 мальчика. Почти все посещали детский сад. Не посещали – 15. В этом учебном году пришли в лицей дети из 16 различных детских садов города, но больше всех из «Топотушек» (22) и «Ручейка» – (13). Ходили заниматься в школу «Будущий первоклассник» 60 учащихся, это 59%.  Все классы обучаются по единой программе «Перспективная начальная школа».
В лицее созданы психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению по следующим направлениям:

  • организация режима школьной жизни первоклассников;
  • организация оздоровительно-профилактической работы;
  • организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
  • организация внеурочной деятельности первоклассников;
  • изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Все первые классы учатся в первую смену. Для лучшей адаптации детей в 1-ых классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. А со второго полугодия – по 40 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.         
В первые дни периода адаптации в основном учебные занятия проводятся в игровой форме, в форме экскурсии, обучающего маршрута и т.д. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации первоклассников в лицее составлено расписание уроков. С учётом того, что умственная работоспособность учащихся в разные дни недели неодинаковая. Во всех кабинетах, где занимаются первоклассники, выполняются санитарно-гигиенические требования.  Все первоклассники питаются в столовой, питание хорошее, витаминизированное, горячее. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителями физкультуры, психологом, родителями учащихся. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, памятки), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.

Для учащихся оздоровительно-профилактическая работа проводится по следующим направлениям:

  • классные часы по темам: «Здоровое питание», «Режим дня первоклассника», «В здоровом теле здоровый дух» и т.д.;
  • проведение физкультминуток на уроках;
  • организация подвижных игр и динамических пауз на переменах;
  • организация четвертых уроков в форме различных экскурсий, игровых соревнований и т.д.;
  • организация Дней здоровья, спортивных праздников.

Кроме уроков по новым стандартам предусмотрена с 1-го класса внеурочная деятельность, которая проходит по пяти направлениям: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. В каждом классе по 10 часов внеурочной деятельности в неделю.  Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому организации внеурочной деятельности детей уделено большое внимание. С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам. По новым требованиям к учебному процессу, который называется федеральный государственный стандарт, действующий уже 4 года, после уроков предусмотрена внеурочная деятельность. Это посещение учащимися кружков:

  • спортивно-оздоровительное (программа «Здоровейка», плавание);
  • духовно-нравственное  («Юный краевед», «Азбука нравственности», «Земля – наш дом»);
  • социальное («Школа мастеров», «Мой мир», «Ступени совершенства»);
  • общеинтеллектуальное («Развитие познавательных способностей», «Учимся проектировать» и «Эрудит»);
  • общекультурное («Ты и мир вокруг тебя», «Палитра детских голосов», «Развитие речи посредством театра»).

Внеурочные занятия позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, развивают у учащихся мышление, вовлекают младших школьников в активный процесс обучения и воспитания.

С первых школьных дней ребята учатся оценивать свои умения и навыки, приобретенные в детском саду, ставить цели своей учебной деятельности. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений в свете требований ФГОС стал Портфель достижений ученика. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в школе, так и за ее пределами. В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов, мы включили:

1.      Выборки детских работ
2.      Результаты диагностик
3.      Материалы текущей оценки
4.      Результаты и материалы тематических работ
5.      Результаты и материалы итогового контроля
6.      Достижения во внеурочной деятельности.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком», –  писал Л.С. Выготский.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве и развития умственных способностей ребёнка. Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на партнёрских позициях. Давайте же бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЁНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.