Инновационные формы организации урока как способ формирования повышенного интереса к изучаемому предмету

Разделы: Общепедагогические технологии


Эпиграф:

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму
 
Китайская мудрость

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. [1]

Поэтому инновационные уроки являются одним из важных средств обучения, поскольку они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. [1] Другими словами, ученик обучается сам того не замечая: ненавязчиво, без давления и наставлений. Эффективность подобных уроков гораздо выше. Ученик не отторгает новую информацию, воспринимая её легко.

Особенности инновационных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

Главный отличительный признак инновационных заданий - их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”. Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • необычные условия работы;
  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.[2]

Инновационный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру [1], т.е. это нетрадиционные, нестандартные уроки.

Типов подобных уроков довольно много, все они разнообразны и отвечают требованиям любой педагогической дисциплины:

Урок-“погружение”, к примеру, на уроке литературы даёт возможность погрузиться в сказочный мир Х.К. Андерсена или А.С. Пушкина, а деловая игра, при изучении раздела языкознания “Лексика” на уроке русского языка, предлагает поиграть в игру, например, “Я пришел устраиваться на работу”.

Уроки-соревнования, стимулируют учеников быстрее справляться с поставленной задачей: кто первый решил пример или написал упражнение, какая группа (пара или ряд) раньше справилась с заданием и т.д.

Урок пресс-конференция может стать актуальным даже при изучении физики или химии, к примеру, задайте три важных вопроса Эйнштейну, Менделееву и т.д.

Инновационных уроков множество и любой из них способен оправдать себя.

Но особенное внимание заслуживает урок-экскурсия, который имеет огромное воспитательное влияние на детей. Учителя довольно часто и практически все возят детей на экскурсии, что дает ученикам возможность немного отдохнуть, набраться сил, но и увидеть, узнать много интересного. Заслуга учителя в таком случае в том, что он организует поездку и следит за безопасностью ребят. Знания в подобных поездках дети получают, в основном, не от учителей, а от посторонних людей – экскурсоводов, актеров, мастеров. Существует возможность объединить процесс получения и освоения знаний с отдыхом.

К примеру, во время посещения Третьяковской галереи провести урок литературы, где, опираясь на полотна известных во всем мире художников, раскрыть ту или иную тему школьной программы. Взять даже “Черный квадрат” Казимира Малевича. Данная картина станет актуальной во время проведения математики или геометрии. Картин с геометрическими изображениями в галерее очень много!

Писать сочинение по картине? Не по картине, представленной в учебнике в искаженном при печатании виде. По реальной, настоящей картине, например, Валентина Серова “Девочка с персиками”.

Во время посещения Кремля, или иного исторического места, не заказывать экскурсовода, а заранее подготовиться к экскурсии, найти вместе с ребятами информацию о том или ином месте, городе, или просто дать задание ученикам – собрать историческую информацию о месте, куда планируется экскурсия. <Рисунок1> Обучающимся интереснее будет самим узнать и другим рассказать, показать те места, о которых они читали, например, в интернете. Во время выполнения совместных заданий школьники будут учиться сотрудничать между собой, делиться информацией, прислушиваться друг к другу. <Рисунок2>

Изучая Бородинское сражение на уроках истории, посетив панораму, учитель способен сам рассказать и всё наглядно показать. Эффект от такого урока будет порядком выше, чем когда неизвестный экскурсовод (не всегда хороший!) будет рассказывать обучающимся о том, что гораздо лучше знает учитель-предметник.

Инновационный урок способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков учеников; приближает школьное обучение к жизни, делая его более живым и реалистичным; предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями; искореняет негативные явления обучения и приносит радость. [3]

Многие педагоги могут вступить в полемику, доказывая, насколько стандартные виды уроков предпочтительнее. Для того чтобы повысить уровень заинтересованности учениками предметом, настоящий учитель будет работать в полную силу, предоставляя детям возможность проявить себя всесторонне.

Школе, учителю в настоящее время необходимо не столько сформировать у детей программные умения и навыки, но, главное, научить школьников творчески распоряжаться своими знаниями, применяя их на практике и в новой ситуации.

Наибольшую радость дети получают от работы, позволяющей им раскрыть себя как личность, показать свои способности, возможности. Благоприятные условия для этого создаются на уроках с инновационными формами преподавания. При их проведении выявляются и развиваются личностные качества ученика, воспитывается культура учебного труда и взаимоотношений, умение грамотно вырабатывать собственную активную позицию. [4]

С другой стороны, нужно остерегаться пресыщения, поэтому весь процесс обучения из таких уроков построить невозможно. По самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как уроки с инновационными формами преподавания обогащают опыт преподавателя в разнообразном построении методической структуры урока.

Не стоит забывать, чтобы заинтересовать детей школьным предметом, учителю самому должно быть интересно.

Презентация.

Интернет-ресурсы.

1. http://coolreferat.com

2. http://pedlib.ru/Books/1/0024/1-0024-1.shtml

3. http://www.psylist.net/pedagogika/yrok.htm

4. http://www.uchmet.ru/articles/141884/