Коррекционно-образовательная деятельность (КОД) в подготовительной группе по лексической теме "Профессии" для детей с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту.

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная.

Форма организации детей: групповая.

Формы организации совместной деятельности:

  • совместные действия  педагога и детей;
  • подгрупповая работа детей;
  • индивидуальная работа детей;
  • действия по словесной инструкции;
  • действия под музыку.

Методы организации:

  • наглядные: демонстрация (презентация: «Профессия врача»);  рассматривание (Игра «Сравни профессии», «Какой головной убор принадлежит …?»).
  • словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение рассказа «Какая профессия самая главная»;
  • игровые: дидактическая игра, игровое упражнение;
  • работа с раздаточным материалом.

Компетенции (задачи)

  • Образовательные: активизировать словарный запас по теме; уточнить и систематизировать знания детей по теме; закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными; совершенствовать умение пересказывать текст по опорным картинкам; формировать творческие способности.
  • Коррекционные: совершенствовать грамматический строй речи; формировать двигательные навыки и координацию речи с движениями; формировать умение использовать в речи распространенное предложение; закрепить умение образовывать слова существительные суффиксальным способом; профилактика оптической дисграфии.
  • Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительную память; развивать подвижность мимических мышц.
  • Воспитательные: воспитывать умения ценить труд других людей; прививать навыки умения слушать товарища и не перебивать.

Оборудование и материалы:

  • демонстрационные: опорные картинки для пересказа, картинки к игре «;
  • раздаточные: линейка и картинки к игре «Чей головной убор?»; картинки к игре «Что общего и чем отличаются», картинки к игре «Кто левша?», сигнальчики  для самооценки детей;
  • средства ТСО: компьютер, пианино, аудиозапись, мультимедийная презентация «Профессия врача».

Предварительная работа: наращивание активного словаря по темам «Профессии», «Головные уборы»; знакомство с музыкальной подвижной игрой «Сапожник».

Ход код:

1. Оргмомент

– Ребята, тема нашего занятия «Какая профессия главная?». Недавно, я стала свидетелем спора двух моих знакомых – Тани и Вани.  Дети учатся в школе. Они задумались, кем станут, когда вырастут. Каждый хочет выбрать самую главную профессию. Вот и спорят – какая профессия самая главная? Их спор помогла разрешить мама. И я подумала, а сможете ли вы ответить на вопрос: «Какая профессия самая главная?» (Ответы детей).
– Да, у каждого из вас свой ответ. Ребята, а кто знает, как решаются споры? (Ответы детей).
–  Верно, чтобы решить наш спор, надо поговорить о профессиях и определить, есть ли самая главная профессия или все профессии важны. А как убедить человека в своей правоте? (Ответы детей)
– Можно не только поговорить о профессиях, но и привести пример из жизни – спор Тани и Вани. Рассказать их историю. О чем мы говорили на прошлом занятии? (Ответы детей).
–  Попробуем разобраться в ситуации?
– Хорошо. Работать мы будем по подгруппам и индивидуально. Я  предлагаю вам поиграть в игры «Подскажи словечко», «Покажи профессию», «Какой головной убор принадлежит …», узнать как появилась профессия врача, поиграть в игру «Что общего и чем отличаются», самим придумать фамилию человека, пересказать текст, поиграть в музыкальную игру «Сапожник» и определить, человек какой профессии левша. А для того, чтобы определить лучшего знатока профессий мы будем  раздавать сигнальчики. За какие ответы будем давать красный сигнальчик? Зеленый? Оранжевый? У кого будет больше красных сигнальчиков – станет лучшим знатоком и выберет большой красный сигнальчик, у кого будет больше оранжевых сигнальчиков – получит большой оранжевый сигнал, а если будет больше зеленых – большой зеленый сигнал. Ему нужно будет еще многое узнать о профессиях.
– Итак, цель нашего занятия: грамотно и последовательно пересказать рассказ близко к тексту и определить – можно ли назвать какую-либо из профессий самой главной.

2. Игра «Подскажи словечко» (Сидя на ковре с мячом)

– Сейчас, мы поиграем в игру  «Подскажи словечко». Я начинает фразу, а тот, кто догадался о ком она, поднимает руку.
Поднимает самолет и ведет его … (пилот). Каким должен быть пилот?
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Каким должен быть пастушок?
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон). Каким должен быть почтальон?
На глазах у детворы крышу красят... (маляры). Каким должен быть маляр?
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Какой должна быть медицинская сестра?
Поразвлечь детей пора. Пригласили... (артиста). Каким должен быть артист?
– Молодцы. Оцените себя. Можно сказать, что какая-то из этих профессий главная? (Ответы детей).

3. Игра «Покажи профессию» (Около стола)

– Ребята, давайте отдохнем и на некоторое время представим, что мы артисты и должны без слов показать профессию человека, который изображен на картинке.
(На столе лежат картинки. Дети по очереди подходят и берут картинку. Мимикой и жестами показывают профессию человека. «Зрители» должны угадать).
– Молодцы. Все эти профессии важны? (Ответы детей).
–  Оцените себя.

4. Игра «Какой головной убор принадлежит …».

– Подойдите к столу. Сейчас мы будем работать каждый самостоятельно. Будьте внимательны. Положите перед собой карточку полоску и картинки с головными уборами. Людям каких профессий принадлежат эти головные уборы? (Ответы детей).
– Положите первым головной убор, который принадлежит космонавту. (Дети выполняют).
– Какой головной убор принадлежит … и т.д.
–  Оцените себя.

5. Презентация

– Лада, подойди, пожалуйста, к выставки работ детей и выбери работу, на которой изображена профессия человека, которую наши артисты не показывали.
(Девочка выбирает рисунок, на котором изображен врач).
– Спасибо. Человек какой профессии здесь изображен? (Ответы детей).
– Верно. Ребята, подойдите к компьютеру и встаньте так, чтобы всем было видно. Профессия «ВРАЧ» имеет многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов – лекари. В основном они лечили лекарственными травами, настойками, которые делали из плодов и корений растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Зачастую таким врачевателям приписывали связь с колдовством. Со временем медицина становилась все более научной. У нее накапливались знания. И так, как один человек уже не мог запомнить все накопленные медицинские знания, то появились разные специальности врачей. Какие специальности вы знаете? (Ответы детей).
– У каждой специальности есть свои особенности. Вот например – хирург, должен уметь не только знать название многих болезней и лекарств,  использовать в своей работе специальные инструменты, но и уметь завязывать особенные узлы, чтобы нитки на шве не развязались. Посмотрите, как он это делает. (Просмотр на презентации).
– Чуть позже, мы с вами попробуем научиться завязывать такой узел.

6.  Игра «Что общего и чем отличаются»

– А сейчас, мы будем работать по подгруппам. (Делю детей на группы).
– Вам надо пояснить, что объединяет эти профессии и в то же время, по каким признакам они отличаются. Работаете вместе, пока звучит музыка. Будьте внимательны.
(Дети поясняют свой выбор ).
– Хорошо. Важны эти профессии? Оцените себя.

7. «Придумай фамилию»

– Ребята, а вы знаете, что имена, отчества, прозвища на Руси были давно, а вот фамилии, появились совсем недавно. Они образовывались обычно от имен и прозвищ предков, места жительства, от профессии, которой занимался человек. Какая фамилия могла появится у кузнеца (булочника, сапожника, лавочника, плотника, ткача, солдата, циркача)?
– Молодцы. Важны ли эти профессии? Оцените себя.

8. Пересказ текста

Какая профессия самая главная.

Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
– Я буду врачом, – сказала Таня, – Ведь врач – самая главная профессия, потому, что он лечит людей.
– А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы – ответил Ваня.
– Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, – сказала Таня.
– Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед, – подумав, заметил Ваня.
– А что будет, если он заболеет и не сможет продавать продукты?
– Его вылечит врач, – уверенно ответил Ваня.
– Так кто же тогда главнее? – растерянно спросила Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.
– Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям – сказала мама.

  • Чтение текста;
  • Закрепить название рассказа;
  • Работа по вопросам к тексту;

– О чем мечтали Таня и Ваня?
– Почему Таня решила стать врачом?
– Почему Ваня решил стать строителем?
– О чем думала Таня, когда решила стать поваром?
– Почему Ваня считал, что продавец главнее повара?
– Что ответил Ваня, когда Таня спросила: «А что будет, если он заболеет и не сможет продавать продукты?»?
– Как разрешила мама эту загадку?

Физминутка музыкальная игра «Сапожник»

Правила игры:
Все стоят по кругу. В центре – стул, на нем сидит «сапожник». Прослушав вступление, «сапожник» поет первое предложение, обращаясь к детям. Одновременно все идут по кругу. После окончания пения «сапожника»дошкольники останавливаются и, повернувшись в нему лицом, пропевают свой ответ. На 2 и 3 куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задаёт вопрос. Дети отвечают. После слов «Тот, кого поймаешь!», дети бегут к своим стульям, а «сапожник» ловит их. Пойманный становится «сапожником».

1. Дети, дети, вы куда идете?
– Ой, сапожник, мы идем на площадь.

2. Дети, дети, башмаки порвете!
– Ой, сапожник, ты их залатаешь!

3. Дети, дети, кто же мне заплатит?
– Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

  • Чтение текста;
  • Образец рассказа;
  • Самостоятельный пересказ детьми текста.

9. Игра «Кто левша?».

– Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вы знаете, что все люди разные. Есть люди, которым удобно все делать правой рукой такого человека называют – (если дети не называют, то называет педагог) правша. Есть те, кому удобно работать левой рукой – его называют (если дети не называют, то называет педагог) левша. Вам надо обвести в кружок человека, которого можно назвать левша.
(Дети выполняют задание, а педагог следит за гигиеной письма).

10.  Итог

– Ребята, так к какому выводу мы с вами пришли? (Ответы детей).
– Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.
Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.
Люди работают для того, чтобы ….зарабатывать деньги. 
Люди работают для того, чтобы …потом хорошо отдыхать.  И т.д.

– Что нового вы узнали?
– Что вам понравилось?
– Какие задания были самыми сложными?
– Оцените свою работу на занятии: тот, у кого …

Приложение 1

Приложение 2