Занимательные игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


В последнее время, все актуальнее встает проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50 % детей в дошкольном возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Ежегодно среди детей пяти-, шестилетнего возраста, посещающих ДОУ, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75 % дошкольников от общего числа детей 5-7 лет [1, с. 4].

Нарушения речи неизбежно приводят к  низкому уровню подготовки к овладению чтением и письмом, т.е. различным видам дисграфий. По высказыванию Л.Г. Парамоновой: «Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста» [3, с. 6].

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь [4, с. 47].

И. Кант, великий немецкий мыслитель, сравнивал руку с головным мозгом. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности. Опыты и обследования проводили сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Л.В. Фомина, М.М. Кольцова [5, с. 23].

Опираясь на данные исследования, педагоги (Т.С.Комарова, А.Г. Хрипкова, Е.В. Мальцева и др), считают необходимой задачей подготовки к школе, письму развитие «ручной умелости». Оно предполагает и усвоение определенных знаний, умений, навыков, которые «обслуживают и содержательную, и моторную, и двигательную стороны письма».

А.В. Антонова в книге «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи» также обращает внимание на трудности, связанные с овладением письмом: «… детям тяжело писать, появляются боль и дрожь в кистях рук. Это связано со слабым развитием тонкой координации пальцев рук» [5, с. 9-10].

Проведя анализ различных авторских методик и подходов, направленных на укрепление мелких мышц кисти, развитию гибкости и подвижности пальчиков рук, мы остановились на использовании в работе с детьми, бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно  было прикреплять  к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц,  захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице [6, с. 4].  Детям предлагаем «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слова, например:

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает [6, с. 5].

Или можно выполнить такое упражнение:  поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»

Игры с прищепками способствуют  активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять «Тематические цепочки» ряды слов. Например, составить ряд слов по теме «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик; «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка…и т.д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы.  Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные,  только зеленые либо  только синие прищепки и т.д.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различие предметов (поле, острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в 5-7 лет. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений именно в дошкольный период. Параллельно с работай по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Попросите ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун». Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т.д.).  Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над березой, около пня и т.д.)  и располагать прищепки на соответствующих  картинках.

Дети с удовольствием выкладывают определенный сюжет (по инструкции педагога), по которому можно составить рассказ или пересказать текст. А в старшем дошкольном возрасте могут сами придумать определенный сюжет и составить по нему рассказ. Используя сказочных персонажей из прищепок,  можно превратить рассказывание сказки в игру-драматизацию. Такие задания развивают творческие способности у детей.

При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями» или «Солнышко и тучка». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Работая над дифференциацией аппозиционных звуков, педагог, предлагает ребенку «украшать» дерево (тучку и солнышко) прищепками двух цветов. При работе над автоматизацией звука  подбираем шаблоны животных, в названии которых, слышится этот звук. Например [Л]: Лось, воЛк, беЛка, козёЛ, Лошадь и т.д. Параллельно ведётся работа по лексической теме: «Дикие и домашние животные». Просим ребёнка,  назвать животное и сказать к какому виду оно относится. Или например: автоматизация звука [Р]: коРова, жиРаф, носоРог, баРан, бобёР. А когда будет идти работа над дифференциацией звуков [Л-Р], можно объединить две эти группы.

Можно предложить детям поиграть в игру «Чья цепочка длиннее?», «Где спрятался звук?», выполнить звуковой анализ слова с помощью прищепок.

Упражнения с прищепками вполне приемлемы в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте. Подобные упражнения помогают не только разнообразить работу, но и действительно ускоряет процесс автоматизации звука в спонтанной речи. Например, при проговаривании текста ребенок выполняет определенные манипуляции с прищепками. Данный процесс довольно сложный, но в тоже время увлекательный.

Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.

Перед тем, как перейти к заучиванию текста, ребенок рассматривает картинку, «дорисовывает» сюжет, а затем, переходит к непосредственному проговариванию текста.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

  1. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений в играх с  мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
  2. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О.А.. // Логопед  – 2012. – № 10. – С. 47-49.
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Приложение 1