От доброй мысли к доброму делу

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;

Задачи:

  • Обобщить полученные знания о добре и зле, учить соотносить добрые мысли с добрыми словами и делами.
  • Развивать умение анализировать ситуацию и самостоятельно делать выводы.
  • Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей 
  • Создать у детей ощущение успешно завершённой познавательной работы и пробудить их дальнейший интерес к изучению Библии.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, планшет с видеозаписей притчи “Два волка”,презентация к уроку, презентация слайдов детских работ, аудиозапись классической музыки Э.Грига “Утро”, музыка для релаксации “ Ручей”, песня “Добрым быть совсем-совсем непросто”, выставка детских книг Л.Н.Толстого и православной тематики, Библия для детей, раздаточный материал.

- Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.

- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей в обществе.

- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

I. Организационный момент.

Релаксация под музыку Э.Грига “Утро”.

Вы проснулись ранним летним утром,слышите по подоконнику стучат редкие капли дождя,в окошко светит солнышко.Вы тихонько встаете идете на крылечко или балкон и видите яркое разноцветное коромысло через все небо...

На ваших лицах улыбки,а значит у вас хорошее настроение. Вот с таким настроением мы отправляемся в волшебный мир сказки Матвеенко Валерии (слайд 2)

Презентация.

Сказка

Радужное королевство.

Далеко-далеко за морями, за лесами, за зыбучими песками есть королевство, которое называется Радужное. А названо оно так потому, что в небе над ним часто сияла ясная радуга. Все жители были приветливые, добродушные, дружные. Во дворах пышно цвели розы и беззаботно играли дети. Здесь каждый называл друг друга по имени, и все уважали своего короля Стина (слайд 3).

А в соседнем королевстве жил король Дикс, которому не давала покоя мысль о королевстве Радужное. Он завидовал королю Стину, его счастливым жителям, ведь в его королевстве царило уныние, скука, зависть, воровство и даже было, что люди часто исчезали куда-то и не возвращались назад. Придворные докладывали королю Диксу, что видели своих беглецов счастливыми в королевстве Стина.

Дикс очень разозлился, и пришел в его голову коварный план: пошел он в тайную комнату и сварил зелье ссоры, переоделся в крестьянина. Дикс отправился в городок Радужный на праздник и подлил в общую бочку кваса зелье ссоры. Жители Радужного с удовольствием пили квас, нахваливаля его.

А на утро в Радужном на улице, кроме детей, никого не было видно Взрослые начали ссориться и устраивать драки. Все повторилось, что было в королевстве Дикса. Король Дикс торжествовал.Стин очень сильно расстроился - ведь такого не было никогда со дня его правления

К вечеру в королевство Радужное вернулся пастух Добродел с отарой овец. Он не узнал своего королевства и его жителей. Король Стин бросился к нему и стал просить помочь жителям стать прежними. У Добродела была способность слышать голоса птиц, и он слышал, что недалеко в горах живет мудрый старец,который лечит всякие хвори. Добродел добрался до старца, рассказал, что произошло с жителями королевства и попросил помощи. Старец сказал, что сварит элексир, если Добродел принесёт три ингредиента: грушу воли, солнечную архидею, траву добра - мяту. Как только Добродел получил эликсир, тут же отправился обратно. Король Стин и Добродел напоили эликсиром всех жителей королевства и чудо совершилось - все жители стали как прежде добрыми и вежливыми. Они благодарили Добродела и просили прощение у своего короля. А король Дикс остался в полном одиночестве, так как все его подданные и жители королевства ушли и стали жить в новом городке, похожим на Радужное.

Учитель. Вам понравилась сказка? Какая основная тема сказки? Слайд 3) (борьба добра и зла)

  • Кто у нас создал образ добра? (Добродел, король Стин)
  • Кто создал образ зла? (король Дикс)

Учитель. Такая борьба не только в сказочном мире, но и в реальном. В жизни всегда есть 2 чаши: добра и зла.У каждого есть свой выбор, какую чашу пополнить своими поступками В каждом человеке много качеств.и по ним судят о человеке (слайд4)

У вас карточки качеств человека, распределите их на 2 цветка: розовый – добро, черный-зло.(индивидуальная работа)

сострадание, уважение, добро, зло

жестокость ненависть, ложь, грубость,

надежность, лицемерие, трудолюбие

нежность, честность, зависть, любовь

- Проверка (Слайд 5) Какие качества у доброго человека? У злого?

Отметьте галочкой те добрые качества, которые сесть в вас.

III. Учитель. (слайд 7)

1) Ребята, я предлагаю сегодня ответить на вопрос (на доске)

Что является добром для взрослого человека в настоящее время?

2) Работа в группах- обсуждение в группах

  • Благосостояние;
  • Благополучие, процветание;
  • Семья, дети;
  • Хорошая работа, карьера;
  • Хорошие друзья;
  • Добрые дела (полезные для общества);
  • Мир (спокойствие);
  • Счастье;
  • Исполнение желаний;
  • Здоровье;
  • Образование;
  • Власть;
  • Слава (известность);
  • Привязанность между людьми;
  • Долголетие...

А как сказал Господь,что такое добро для человека:

О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: (1) действовать справедливо, (2) любить дела милосердия и (3) смиренномудренно ходить пред Богом твоим”.

(отчет учеников 1 группы) слайд

Плакат. Мы представляем себе доброго человека таким:

Самый добрый, милосердный – Создатель человека- Господь Бог. Он всегда готов нам дать всякое добро. Он заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях .Он учит нас:

- не нарушать заповеди;

- делать добро другим, быть отзывчивыми;(картинки на плакате)

- быть нравственным – уважать взрослых и помогать бескорыстно им,

- дружить и не предавать друга;, защищать малышей.

- любить окружающий мир и бережно относится к ним)

- быть честным, чтобы не случилось, всегда говорить правду, в том числе и самому себе

О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: (1) действовать справедливо, (2) любить дела милосердия и (3) смиренномудренно ходить пред Богом твоим”.

Учитель. Какого человека можно назвать добрым?

Учитель Легко ли быть добрым? (тяжело, этому надо учиться).

Стр.47 Учиться добру”

. А где живет доброта? (в сердцах,душе людей)

Учитель. - А где же живет зло? (в сердцах ,в душе людей)

Учитель. - Так как же уживаются эти противоречивые качества в одном сердце или одних Бог наделил добром, а других злом с рождения?

Дети. Ребенок рождается добрым.

Учитель. Откуда берутся злые люди?

Учитель. Ответить на этот вопрос помогут притчи

На планшетах видеозапись Притча “2 волка”

Учитель. Как вы понимаете “ Побеждает тот, которого ты кормишь”

1. Работа с учебником стр.59

Учитель..Ребята,кого мучают мысли “дать сдачи” на любое, .по-вашему пониманию, зло по отношению к вам или не стоит ?

- Как себя вести, если лезут в голову злые мысли, а вы понимаете, что ничем хорошим это не закончится, как с ними справиться, чтобы стать на путь добра?

2. Работа с притчами(.в группах)Давайте поработаем с притчами, которые помогут ответить на этот вопрос

Найди ключевые слова из текста притчи, которые подсказывают путь к добру

А) Женщина жалуется:

Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?

— Доброго, — откликается женщина.

- Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: “Господи, помоги!” И ведь уходят

Б) Учебник стр 62-63

В) Притча про картошку.

Найди ключевые слова из текста притчи, которые подсказывают путь к добру

Ученик спросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

- И это всё? - недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

4 группа

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла , оно сказало: “Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”. Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло”.

Вывод Учитель. Какой же выход есть у человека , чтобы справиться с дурными мыслями? Слайд

1. Проси:“Господи, помоги!” И злые мысли уходят

2. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе камень обиды в душе.

3. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Думай ,что делаешь и говоришь.

4. Будь терпимым, милосердным, деликатным.

Учитель. Не держать в душе обиды на других,постараться простить обидчика, самому никого не обижать ни словом ,ни делом.-тогда и дурные мысли не будут бередить душу

Учитель. Истина, заключенная в этом древнем изречении, проверенном временем ,гласит: слайд

Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу” А мы все хотим для себя только хорошего

Что мы подарим нашему человека?

ДОБРЫЕ МЫСЛИ

Физминутка.

Итак, мы с вами посеяли зернышко доброй мысли.

Представьте, что .вы маленькие зернышки, вы глубоко в земле (дети сидят на корточках, голову наклонив к коленям). А сейчас мы начнем расти. :медленно, но уверенно. Один - медленно выпрямляем ноги, 2 – постепенно выпрямляем позвоночник, 3 - поднимаем руки вверх, смотрим вверх. Мы красивые стройные деревья наши листики тянутся к ласковому солнышку.И вдруг подул сильный ветер. Он раскачивает стволы деревьев:

Назад, вперед, вправо, влево.но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые стройные деревья.

Учитель. От доброй мысли один шаг к доброму слову (на доске)

Вот так злые мысли нападают на добрые Давайте рассмотрим, как от мысли мы переходим к слову

И у нас на поляне выросло волшебное дерево. Оно очень чутко реагирует на изменение в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и начинает думать о своих поступках и их последствии, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда начинают жить по нечеловеческим законам- дерево начинает терять листья. Давайте поможем дереву укрепиться и стать деревом добра

2 ГРУППА. Слово Божье.И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая,и дерево познания добра и зла. И заповедовал господь Бог человеку не есть плодов с дерева добра и зла, но человек совершил грехопадение.В результате он познал грех и его последствия - понял и оценил, чего он лишился - вечной жизни в Эдемском саду и взаимоотношений со своим творцом

Господ Бог не оставил человека, вразумлял его, обращаясь к людям говорил:

- Возлюбленный! Не подражай злу,но добру.

- Кто делает добро,тот от Бога;а делающий зло не видел Бога.

- Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

- Любящие Господа, ненавидьте зло!.

- Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех!

-...Желаем, чтоб вы были мудры на добро и просты на зло.

От доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы добрый плод, ибо всякое дерево познаётся по своему плоду, потому что не доброго сокровища своего сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста.

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои слова и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; потом, когда случилось Нет наводнение и вода напирала на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напирала на него вода, тотчас обрушился; и разрушение этого дома было великое.

Ученики 3 группы В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. (Прикрепляют ветки к дереву)

Будьте добры (форма вежливого обращения с просьбой);

Доброго здоровья (приветствие при прощании с пожеланием благополучия);

В добрый час! (Пожелание удачи);

Добрый день, вечер, доброе утро (приветствие при встрече).

Слова простые, но волшебные.Они поднимают настроение,,если горе .неудачи подбадривают,утешат,успокоят.

Говорите добрые слова!

4 группа. Мы подобрали пословицы про добрые слова

(крепится солнышко)

  • Доброе слово лучше мягкого хлеба....
  • Доброе слово камень растает
  • Доброе слово,что дождь в засуху....
  • Доброе слово слаще меда
  • Доброе слово и кошке приятно.....
  • Доброе слово солнышко в ненастье
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

Вывод. Но помните - в согласии с мудрыми словами должны быть не только уста,но и наши мысли, и дела

IV. Учитель. Дополните цепочку слов

Добрые мысли - добрые слова-  добрые дела

Что имеет ввиду автор учебника под “добрыми делами”?

Стр 59 чтение вслух учеником.

Учитель. Кто из вас совершил за эту неделю доброе дело? (Дети рассказывают о своих делах, выставляя на доску рисунки) Добро творить – себя веселить!

Учитель. А дела ваши на самом деле добрые?

- Давайте посмотрим сценку. Здесь известный нам герой так же занят добрым делом

СЦЕНКА

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(подходит Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: (замахивается и начинает драться)

Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло.

Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это -  бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А, для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

Учитель Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)

У вас это не так как у Незнайки произошло с добрыми делами? Я предлагаю вам сейчас сделать последнее доброе дело - на цветочках соседей написать те добрые качества, которые есть у него.

Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашего разговора о том, какого человека можно назвать добрым? (У которого добрые мысли, слова, дела)

У вас, ребята, было задание – выбрать из нашего класса самого доброго человека и вот ,результат (на экране). А теперь отметьте на шкале доброты уровень вашей доброты. У кого поднялась самооценка? А у кого совпали качества? Просто замечательно!

Итог. На этой доброй ноте я хотела бы закончить урок песней “Добрым быть совсем-совсем непросто”