Исследовательская работа "И дум высокое стремленье…" (героической судьбе декабристов посвящается)

Разделы: Литература


ВВЕДЕНИЕ

Мы живём во время, когда утверждение нового мышления связано с переоценкой всех жизненных ценностей. В свете происходящих событий в стране отнюдь не случаен интерес молодого поколения к героической истории своего народа. Мы должны обратиться к нашим национальным и культурным корням, чтобы возродить былое величие России.

19 век - золотой век в истории России, век побед и исканий образованной и романтически настроенной молодёжи. Отечественная война 1812 года показала всему миру силу и мощь русского народа, его огромные возможности. Именно война стала причиной распространения идей отмены крепостного права. Лучшие представители передовой дворянской интеллигенции задумывались над тяжёлым положением народа и над освобождением его от тирании, красивым поэтическим словом призывали к служению своему Отечеству. Среди них были и члены тайных организаций: Рылеев, Кюхельбекер, Раевский, Бестужев, Одоевский и др. Декабристы оставили яркий след в истории России, однако по большому счёту они остаются для нас неизвестными.

Мы не претендуем на глубокое исследование судьбы декабристов, но считаем актуальным рассказ о тех, кто был своеобразным летописцем декабристского движения.

Целью данной работы является расширение знаний по истории декабризма, формирование на примере декабристов таких нравственных качеств, как чувство национальной гордости, патриотизма.

Исследовательская работа состоит из введения, основной части и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.

Основная часть “Своей судьбой гордимся мы...” посвящена раскрытию гражданского и нравственного подвига декабристов и их жён.

В заключение делается краткий вывод о значении великого нравственного примера самоотверженного служения Родине для последующих поколений.

В ночь на 13 июля 1826 года на кронверк Петропавловской крепости были выведены...

Павел Иванович Пестель, Кондратий Фёдорович Рылеев, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Пётр Григорьевич Каховский. Все они были казнены. К числу казнённых надо прибавить насмерть запоротых солдат-декабристов, иные из которых были прогнаны сквозь строй 12 раз, а значит, получили 12 тысяч шпицрутенов.

“Сказание о декабристах становится больше и больше торжественным прологом, от которого все мы считаем нашу жизнь. Нашу генеалогию...”

Так писал Александр Иванович Герцен в “Полярной звезде” в 1862  году. В этом же году в журнале “Колокол” Герцен так скажет о декабристах: “Что за титаны, что за гиганты, и что за поэтические, что за сочувственные личности!”

“Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение... Да, это были люди!”

Павел Иванович Пестель.

Один из руководителей Южного общества. Автор программы республиканского устройства России.

“Один из самых оригинальных умов, которые я знаю”, - скажет о нём Александр Сергеевич Пушкин.

“Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно любил своё Отечество, я желал его счастья с энтузиазмом”.

Подпоручик Полтавского полка, член Южного общества Михаил Павлович Бестужев-Рюмин.

Когда его казнят, ему будет всего 23 года...

“Теперь настало время освобождения народов... Взгляните на народ, как он угнетён...”

Пётр Григорьевич Каховский.

“Я мечтал уехать в Грецию и умереть там за свободу, но я нашёл тут героев выше, чем герои Эллады”.

Сергей Иванович Муравьёв-Апостол.

Это он, сорвавшись с виселицы во время казни, восклицает: “Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют!”

Кондратий Фёдорович Рылеев.

Видный деятель Северного общества, возглавивший подготовку восстания 14 декабря в Петербурге. Замечательный поэт.

Расправа над декабристами поразила своей жестокостью современников. Полгода работал “Высочайше учреждённый Следственный комитет по изысканию соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года”.

Сотни людей были брошены в казематы Петропавловской крепости. Сам Николай 1 выступал в роли следователя и тюремщика декабристов, лично производил допросы, определяя режим заключения каждому декабристу. В списке привлечённых к следствию значится 579 имён. 121 декабрист был передан Верховному уголовному суду.

Это был невиданный для России широкий политический процесс. Уже в день восстания начали осуждённые декабристы свой 30-летний путь от Сенатской площади на каторгу.

  • Нерчинские рудники
  • Читинский каторжный острог
  • Тюрьма Петровского завода
  • Места ссылки:
  • Нарым
  • Туруханск
  • Мёртвый Кутлук
  • Якутск
  • Вилюйск
  • Верхнеколымск
  • Витим...

Сосланных декабристов было 120 человек.

И почти все они были очень молоды. Вернулись только через 30 лет, но с гордо поднятой головой. Несмотря ни на что, вернувшиеся сохранили ясность сердца и души, верность идеалам молодости, делу, которому служили. Но вернулись не все...

Расскажем о трёх декабристах, которых, на наш взгляд, объединяет, несмотря на несхожесть характеров, одно: все трое были своеобразными летописцами декабристского движения: каждый – доступными ему средствами:

МИХАИЛ ЛУНИН – своей судьбой и своими трактатами

НИКОЛАЙ БЕСТУЖЕВ – своими картинами и портретами

АЛЕКСАНДР ОДОЕВСКИЙ – своими стихами

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛУНИН

Особо выделялся среди декабристов своей колоссальной образованностью, большим авторитетом, железной волей. Его натуре было свойственно бурное стремление к сильным впечатлениям, к борьбе, подвигам.

Все любили его, и любовь эта чувствуется в отзывах друзей и товарищей по восстанию:

“Это был человек твёрдой воли, замечательного ума, всегда весёлый и бесконечно добрый”. Мария Николаевна Волконская.

“Лунин – человек замечательного, непреклонного нрава и чрезвычайной независимости”.

Иван Александрович Анненков.

“Лунин – человек гордый, непреклонной, подавляющей отваги”. Александр Иванович Герцен.

Лунин говорил одному из своих друзей: “Для меня открыта только одна карьера – карьера свободы. Мне нужна свобода мысли, свобода воли, свобода действий! Вот это настоящая жизнь!”

Лунин становится седьмым членом Союза Спасения.

16 апреля 1826 года – дата первого петербургского допроса Лунина генерал-адъютантом Чернышовым. Чернышов спрашивает, Лунин отвечает, секретарь записывает...

Где, когда и кем вы были приняты в число членов тайного общества, и какие причины побудили вас вступить в оное?

Я никем не был принят в число членов тайного общества, но сам присоединился к оному, пользуясь общим ко мне доверием членов тогда в малом числе состоящих...

Когда, где и кем начально основано было сие общество и под каким названием?

Тайное общество, известное впоследствии под наименованием “Союза благоденствия”, основано в Москве в 1816 году. Основателей же оного я не могу назвать, ибо это против моей совести и правил.

Кто были председателями, блюстителями и членами Коренной думы?

Я поставил себе неизменным правилом никого не называть по имени.

С какого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от общества ли или внушений других, или от чтения книг или сочинений в рукописях и каких именно? Кто способствовал укреплению в вас сих мыслей?

Свободный образ мыслей образовался во мне с тех пор, как я начал мыслить; к укоренению же оного способствовал естественный рассудок. Это последний ответ Лунина на следствии-суде.

Начиная с процесса декабристов, сквозь всё русское освободительное движение проходят две линии самозащиты: первая – бросить судьям “подачку”, покаяться для виду, уронить слезу, чтобы ускользнуть от наказания или хотя бы облегчить его; вторая линия – не хитрить, не дерзить, не вступать в переговоры с судьями, не ронять себя даже для вида. Представителем второй линии поведения и был Лунин.

Может быть, насмешки, проявления гордости на суде покажутся кому-то донкихотством, но во всём этом присутствует и высокая цель: заявить, пусть пока только для этих генералов, секретарей, для себя прежде всего, что нельзя трусить и каяться, что свободный образ мыслей так же естественно укоренился в одних, как самодовольство или рабство – в других.

Своё мнение о Лунине высшая власть выразила, отнеся его к очень высокому разряду, означающему политическую смерть и вечную каторгу, сокращённую впоследствии до 10-летнего срока.

Было решено: 21 октября по наступлению ночи Громницкого, Киреева, Лунина и Митькова отправить в Свеаборгскую крепость для содержания их там под строгим арестом, впредь до назначения им мест в Сибири.

Из записок Марии Волконской:

“Генерал-губернатор Закревский, посетив тюрьму по служебной обязанности, спросил Лунина, есть ли у него всё необходимое. Тюрьма была ужасная: дождь протекал сквозь потолок – так плоха была крыша. Лунин, улыбаясь, ответил: “Я вполне доволен всем, мне не хватает лишь зонтика. Эта сцена происходила в 6-ти этажной башне Выборгского замка, куда Лунина, Норова и Муханова перевели из Свеаборга”.

Впоследствии Лунин напишет: “Душевный мир, которого никто не может отнять, последовал за мной на эшафот, в темницу и в ссылку”.

Итак, он решился... Решился писать историю декабристов. По Лунину, восстание 14 декабря, как факт, имеет мало последствий, но как принцип – имеет огромное значение.

“Наша жизнь кончилась”, - сказал кто-то после приговора. “Здесь, в Сибири, наша жизнь начинается”, - ответил Лунин.

Для работы, которую он задумал, имелось 3 источника: собственные воспоминания, беседа с товарищами, официальные документы (среди них главный – “Донесения следственной комиссии”) За 2 года, кроме “Писем из Сибири”, были написаны:

  • “Розыск исторический”,
  • “Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 годы”,
  • “Разбор донесения тайной следственной комиссии в 1826 году”.

Все факты, которые приводятся в этих сочинениях, сейчас хорошо известны и изучены. Но для 18 года это был вызов, подвиг, открытие: прямо объявит, чего хотели – не “цареубийства”, а Россию без рабства, самовластья, солдатчины, военных поселений.

Он обрушился на самодержавное и крепостное право, стал, по собственному выражению, “дразнить медведя в его берлоге”.

ОТ ЛИЦА ЛУНИНА: “От людей можно отделаться, от идей – нельзя. Можно на время вовлечь в заблуждение русский ум, но русского народного чувства никто не обманет”.

Так писал Михаил Лунин, 15 лет лишённый “общественного положения, имущества, Отечества, свободы”.

“На страстной неделе в ночь от великой среды на великий четверг он был схвачен”.

Лунину велят собраться, не объясняя, что с ним сделают. Сам он полагает , что его должны казнить”.

ИЗ ПИСЬМА декабриста Якушкина Пущину:

“Жаль бедного Лунина, ему теперь, должно быть, очень худо. Его заковали и отправили сперва в Нерчинск, а потом в крепость, за полтораста вёрст от Нерчинска: страшно подумать, что эта крепость может быть Акатуйск”.

Когда на 13 день пути жандармская тройка доставила Лунина в столицу каторжного края – Нерчинский завод, горный начальник открыл конверт: “...Отправить Лунина в Акатуйскую тюрьму и, не употребляя в работу, подвергнуть его там строжайшему заключению, отдельно от других преступников”.

Позже через акатуевскую каторгу пройдут сотни людей, которые доживут до лучших времён, оставят мемуары. Но в лунинские времена оттуда не пишут писем, оттуда не выносят воспоминаний, туда не ездят купцы и не забредают странники.

Здесь Михаил Лунин проведёт 1696 дней своей жизни, и мы почти ничего не знаем о них.

Здесь настигнет его смерть, и мы почти ничего не знаем о ней.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА Лунина Сергею Волконскому:

“Здоровье моё поразительно, и если только не вздумают меня повесить или расстрелять, я способен прожить сто лет... Прощайте, мой дорогой друг, передайте мой дружеский привет всем тем, кто меня любит и понимает. Преданный вам Михаил”.

Ещё один летописец декабристского движения – НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕСТУЖЕВ, которого Герцен назвал одним из самых лучших, самых энергичных участников “великого заговора”.

Бестужев ещё в тюрьме задумал создать портретную галерею участников декабрьского восстания. Он решил сохранить для следующих поколений, “для истории”, облик русских декабристов, твёрдо веря, что настанет время, когда люди будут вспоминать имена героев 14 декабря с восхищением и благодарностью.

“Я сделал всё, чтобы меня расстреляли, я не рассчитывал на выигрыш жизни и не знаю, что с ним делать”.

“Если жить, то действовать,” - эти слова Бестужева рисуют те чувства, с которым он после двухлетнего пребывания в одиночных камерах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей переступил порог Читинского острога.

Ко времени прибытия туда Бестужева в Читинском остроге находилось 82 декабриста. Рядом с острогом поселились и жёны.

В замысле портретной галереи сказалось то высокое значение, которое придавал Бестужев восстанию. И была ещё одна причина, побудившая Николая Александровича писать портреты декабристов и их жён: желание доставить радость людям, разлучённым со своими близкими.

Несмотря на огромные трудности, Бестужев осуществил свой замысел. За 12 лет пребывания на каторге ему удалось создать акварельные портреты и товарищей по заключению, и их жён, добровольно отправившихся в Сибирь, чтобы разделить участь мужей. И прежде чем говорить о работах Бестужева, смотреть на них, необходимо представить себе, в каких условиях они создавались: не было ни помещения, ни достаточного освещения, не хватало материалов. К тому же в тюрьме приходилось писать урывками, таясь от глаз администрации, но самое главное – нельзя забывать, что большую часть портретов Бестужев писал будучи закованным в кандалы.

Когда в начале декабря 1827 года Николай Бестужев был доставлен в Читинский острог, среди заключённых находилось 14 декабристов, осуждённых по 7 разряду к одному году каторжных работ. Именно их акварельные портреты появились первыми. На каждом портрете – автограф изображённого.

Многие из портретов Бестужева являются единственными в своём роде, и только благодаря им мы сегодня можем видеть образ многих из декабристов.

Их было 11, женщин, преодолевших необыкновенные трудности, чтобы добиться разрешения царя на добровольную ссылку в Сибирь.

Николай Бестужев написал портреты всех этих прекрасных женщин:

  • Мария Николаевна Волконская
  • Екатерина Ивановна Трубецкая
  • Мария Казимировна Юшневская
  • Александра Ивановна Давыдова
  • Камилла Петровна Ивашева
  • Елизавета Петровна Нарышкина
  • Анна Васильевна Розен
  • Александра Григорьевна Муравьёва
  • Полина Егоровна Анненкова
  • Наталия Дмитриевна Фонвизина

Невозможно рассказать сейчас обо всех них. Остановимся только на одной судьбе – француженки КАМИЛЛЫ ЛЕ-ДАНТЮ...

Василий Петрович Ивашев был одним из организаторов тайного общества в Казани. По делу 14 декабря Ивашев был осуждён на 20 лет каторги в Сибири. Три года прожил в тесной камере в Петровском заводе, мёрз от холода, копал руду, его охраняли солдаты как опасного преступника. Но у него буйная голова, гордый и непримиримый характер. Ивашев решает бежать. Много дней товарищи уговаривали его не делать глупостей, но Ивашев предпочитал умереть на свободе. Назначен был день побега. Друзья уговорили подождать ещё неделю.

Но в эту неделю произошло событие, которое круто изменило дальнейшую жизнь Василия Ивашева, заставив отказаться от побега.

Друг Ивашева декабрист Басаргин вспоминал:

“...Я опять отправился к Ивашеву, и мы толковали об его намерении. Я исчислял ему все опасности, все невероятности успеха. Он настаивал на своём, как вдруг входит унтер-офицер и говорит ему, что его требует к себе комендант.... Ивашев возвратился нескоро...

Наконец приходит он, расстроенный, и в несвязных словах сообщает нам новость, которая нас поразила. Комендант прислал за ним для того, чтобы передать ему 2 письма: одно его матери, а другое матушки будущей жены его, и спросить его, согласен ли он жениться на девушке, мать которой писала это письмо. Он решился принять предложение. Разумеется, после того решения не было уже и помину о побеге...”

“Моё сердце полно верной на всю жизнь глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных, осуждённых законом – к сыну генерала Ивашева”, - так писала царю Камилла Ле-Дантю, прося разрешения отправиться в Сибирь и вступить в брак с Василием Ивашевым.

“Я его люблю почти с детства”, - и слова эти были правдой. Мать Камиллы была гувернанткой в доме Ивашевых, и дети воспитывались вместе.

Не был равнодушен к очаровательной девушке и Василий Ивашев, но слишком велика была разница в их общественном положении, чтобы дочь бедной гувернантки могла надеяться стать женой единственного сына и наследника родовитой и богатой дворянской семьи.

С новой силой разгоралось чувство Камиллы, когда она узнала об аресте Ивашева, а затем о приговоре, который гласил: “... осуждён с лишением дворянства к ссылке в каторжную работу на 20 лет...”

Долго таила Камилла от всех свои переживания, пока весной 1830 года, тяжело заболев от горя, не поведала о них сестре и матери. Ей необходимо было заручиться не только согласием матери, родных Ивашева и, конечно, согласием его самого, ей пришлось добиваться “высочайшего соизволения” на бракосочетание. 22-летней девушке удалось преодолеть все трудности, и 9 сентября 1831 года она прибыла в Петровский завод, а через 6 дней обвенчалась с Василием Ивашевым.

Поступок Камиллы вызвал восхищение декабристов.

“Это было прелестное во всех отношениях создание: жениться на ней было большим счастьем для Ивашева”, - так думала не только Мария Волконская, но и другие жёны декабристов. Первый портрет Камиллы Николай Бестужев сделал в год её приезда. Это одна из лучших работ художника. Бестужеву удалось создать образ редкого душевного благородства и чистоты, поразительной приветливости, образ глубоко лирический.

Брак Ивашевых при всей его случайности оказался очень удачным. В годовщину свадьбы, 13 сентября 1832 года, Камилла написала матери: “Год нашего союза, матушка, прошёл, как один день”.

А в начале 1834 года Камилла сообщает родным, что Бестужев заканчивает другой её портрет.

В том же 1834 году Николай Бестужев написал портрет Ивашева и сына Камиллы и Василия Сашеньки.

Третий, последний портрет Камиллы, был сделан Бестужевым не позднее 1835 года.

Художник приложил все усилия, чтобы портрет этой чудесной женщины стал одним из наиболее выразительных среди созданных им изображений декабристок.

Летом 1836 года Ивашевы уехали из Петровского завода на поселение в Туринск. Но жить им осталось уже недолго. Камилла Петровна в возрасте 31 года скончалась после рождения дочери. Сообщая о смерти жены друзьям, Ивашев писал: “Нет у меня больше моей подруги, давшей мне 8 лет счастья, преданности, любви, и какой любви! ... Чистая, как ангел, она заточила свою юность в тюрьму, чтобы разделить её со мною... Боже, пошли мне сил и терпения!”

Но Ивашев не смог справиться с этим горем: он пережил жену лишь на один год, умер в 43-летнем возрасте 28 декабря 1840 года.

Вот такую историю жизни двух замечательных людей смогли мы проследить, во многом благодаря творчеству Николая Александровича Бестужева.

В 1832-33 годах Николай Бестужев рисовал портреты декабристов, осуждённых по 4 разряду. Наиболее примечательный из них – портрет поэта Александра Ивановича Одоевского, который был, по мнению многих, выразителем настроений, дум и чаяний декабристской каторги.

О молодом Одоевском написано мало. Он не оставил воспоминаний. С бурной, счастливой целеустремлённостью Александр Одоевский посвятил жизнь свою великому делу тайного общества. И во имя этого дела он пожертвовал всем: блестящим будущим, княжескими привилегиями, богатством. 24-летний юноша с оковами на ногах и руках отправился на рудники Сибири.

Поэт Одоевский был воплощением искрящейся энергии, буйной и несокрушимой молодости. Этот человек был полностью лишён самолюбия, более того, он его отрицал. Никогда не печатал своих стихов, никогда их не записывал, сочиняя в уме и немедленно декламируя своим товарищам. С шутками и смехом отказывался записать их и тут же сочинял новые.

О нём, о поэте, все декабристы пишут с любовью, рассказывая о его смелости, весёлом характере, называя Одоевского “главный наш поэт”.

“Одоевский бегал, как запертый львёнок в своей клетке, скакал через кровать или стул, говорил громко стихи и пел романсы. Одним словом, творил такие чудеса, от которых у наших тюремщиков волосы становились дыбом. Что ему ни говорили, как ни стращали - всё напрасно. Я видел в нём молодого, пылкого человека, поэта в душе... Вся его тюремная жизнь вылилась в поэтических звуках...” - так вспоминал Михаил Бестужев.

Большой поэтический талант Одоевского раскрылся в полную силу в казематах Читы и Петровского завода. Проникновенно, подчас трагично, звучат стихи о тяжёлых лишениях, выпавших на долю каторжников-декабристов. Образы “могильной пустыни”, “стены глухой”, “мрачной темницы” переходят из одного стихотворения в другое.

После 13 лет каторжного труда в Сибири пришло царское повеление отправить Одоевского рядовым солдатом на Кавказ. Здесь произошла его встреча с соратником Герцена Николаем Огарёвым.

“Одоевский был, без сомнения, самый замечательный из декабристов, бывших в то время на Кавказе, - писал Огарёв. – Лермонтов списал его с натуры. Да, этот “блеск лазурных глаз. И детский звонкий смех, и речь живую” не забудет никто из его современников. В этих глазах выражалось спокойствие духа, скорбь не о своих страданиях, а о страданиях человека, в них выражалось милосердие... В голосе его была такая искренность и звучность, что его можно было заслушаться... И у меня в памяти осталась музыка его голоса – и только. Мне кажется, я сделал преступление, ничего не записывая, хотя бы тайком”.

Поэзия Одоевского являет собой своеобразный итог декабристской литературы, “вольности святой”.

Прав был Герцен сказав, что декабристы - это “торжественной пролог”, от которого все мы считаем нашу героическую генеалогию”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошло 190 лет со дня восстания на Сенатской площади, но высокие стремления декабристов, их благородные идеалы, героизм и самоотверженное служение Родине остаются для нас вечными ценностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

  • Беляев А.П. Воспоминания декабриста, ч.1 Спб. 1882
  • Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.-Л. 1933
  • Кюхельбекер В.К. Сочинения. Л, 1989
  • Кн. Сергей Волконский. О декабристах. По семейным воспоминаниям. Париж, 1921
  • Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984

Литература:

  • Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев. М. Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1954
  • Лебедев Н.М. Пестель – идеолог и руководитель декабристов. М. 1972
  • Повелихина А.В. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М. 1972
  • Эйдельман Н. Лунин. М. 1970
  • Эйдельман О.В. Следствие по делу декабристов. М. 2010