Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательный.

Продолжительность: январь – апрель.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.

С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Приобщение детей к русской культуре в нашем детском саду происходит на основе интегрированного подхода. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Проект «Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении группы, зала. Это способствует социализации ребёнка, формирует его активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

  • Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
  • Активизировать речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.

Прогнозируемый результат:

  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
  • Использование детьми в речи произведений народного фольклора ( потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок);
  • Развивать у детей умение играть в русские народные игры, используя считалки;
  • Расширение у детей представления о особенностях народной росписи;
  • Знание сказок и сказочных героев;
  • Создание мультимедийных игр ( «Россия – Родина моя», «Четвёртый лишний», «Широкая масленица» и т.д.)  для формирования гражданственно – патриотического отношения и чувства сопричасности к культурному наследию нашего народа.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Формулируется проблема, определяются темы, цели, сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.

Январь

Аналитический

Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов.

Февраль

Практический

Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.
Реализуются основные совместные действия: чтение литературы, беседы, обсуждения, просмотры, участие в НОД и мероприятиях.
Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.

Январь – Апрель

Презентационный

Проводится представление продукта проектной деятельности.

Конец апреля.

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Сроки

НОД

Тема: «Городецкая роспись»
  • «Узор на тарелочке».
  • «Кони – птицы».

Тема: «Рисуем отгадки к народным загадкам»

  • «Лиса-кумушка, лиса-голубушка»
  • «Нарядные лошадки».

Тема: «Гжель»

  • «Декоративная посуда».

Январь
Февраль

 

Февраль
Март

 

Апрель

Праздники и развлечения

  • «Пришла  коляда»
  • «Широкая  Масленицу»
  • «Праздник Пасхи и весны»

Январь
Март
Апрель

Народные игры

  • «Гуси-гуси»
  • «Обыкновенные жмурки»
  • «У медведя во бору»
  • «Гори, гори ясно»
  • «Кот и мыши»

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке

Режимные моменты

Разучивание произведений устного народного творчества, чтение и использование их в режимных моментах.
(Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки)

В течение года

Работа с родителями

  • Консультация: «Русская мудрость о воспитании»
  • Консультация: «Народная культура»
  • Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках: Новый год, Рождество, Зимние святки, Масленица, Пасха  и т.д.Совместные праздники и развлечения.

Февраль
Март
В течение года

Методическая  работа педагогов

Создание мультимедийных игр:
  • «Россия – Родина моя»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Широкая масленица».

 

Январь – апрель

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4