Урок русского языка на тему "Перенос слов" УМК "Планета знаний". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам

Задачи:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • учить работать с книгой, доской , тетрадью, карточками;
  • учить работать коллективно, индивидуально;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать умение слушать других;
  • воспитывать заботу о своем здоровье.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: оценка своего участия в уроке;
  • познавательные: поиск информации, выбор решения, смысловое чтение, умение строить речевые высказывания, самостоятельное составление алгоритма действий, рефлексия действий;
  • коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
  • регулятивные: планирование и самопрогнозирование действий.

Соответствие содержания цели и задачам:

  • информация (упражнения, задания, рассказывание сказки)
  • осмысление (работа над упражнениями, текстом)
  • операционность (высказывание своих мыслей)

Методы:

  • частично-поисковый
  • проблемный
  • репродуктивный
  • работа с книгой, тетрадью

Формы организации познавательной деятельности:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, пенал, карточки с заданиями, изображение теремка и зверей, мячики для тренировки мелкой моторики пальцев.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент

– Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся  с ними, покажем, чему мы научились с вами.

II. Минутка чистописания

1) – Какое сейчас время года?
– Мы отправляемся с вами в сказку. На чем бы нам зимой поехать в сказку? (На санях.)
– Покатаем волшебные мячики между ладошками, потренируем руки, покормили птичек и поехали.
– Посмотрите какой след оставили наши сани. (Показ на доске, работа в тетради.)

2) – Приехали мы в сказку, а вот в какую, нужно угадать.
– Для этого запишем на следующей строке то, что я продиктую.

Ручка на верхней рабочей строке, маленькая наклонная вниз,
возвращаемся секретно на 1/3 сверху, бугорок,
наклонная вниз до нижней строки,
секретно возвращаемся до 1/3, бугорок, наклонная ,
качалочка, крючок до середины.

/т/

Ручка на верхней рабочей строке, наклонная до 2/3 дополнительной
строки вниз, отрываем руку на 1/3 от верхней рабочей строки,
бугорок, наклонная, качалочка, крючок до середины.

/р/

Ручка на 1/3 нижней строки, качалочка, падающая клюшка до 2/3,
ломаем секрет, прячем секрет, наклонная ,
качалочка, крючок до середины, ломаем секрет,
наклонная, качалочка, крючок до середины.

/м/

Ручка на верхней рабочей строке, наклонная,
секретно вернулись до 1/2, падающая наклонная,
бугорок, оторвали ручку, на 1/2 стульчик.

/к/
3) – Здесь выпали гласные буквы. Кто догадался, что за сказка?  («Теремок»)
– Кто написал эту сказку? (Это народная сказка)
– А какие еще бывают сказки? (Авторские) (иллюстрация сказки)

III. Актуализация опорных знаний

1) – Начинается наша сказка. Возьмите карточки №1. Давайте прочитаем.
– Как можно назвать то, что мы прочитали?  (Текст)
– Докажите (Состоит из предложений, предложения связаны по смыслу)
– Какие еще признаки текста вы знаете? (Абзац, красная строка, заглавие)
– Что обозначает тире в начале строки? (Диалог)
– Что произошло дальше? (Никто не ответил, мышка поселилась в теремке)

2) – А наша мышка сможет там поселиться, если мы выполним задание. Нужно сделать звуко-буквенный анализ первого предложения , прочитайте его. (В карточках и на доске)

(разделить на слоги, ударение,
первая буква «с» обозначает звук [с],
он согл., глух., тверд, парн, синий цвет и т.д.)

3) – А теперь спишите это предложение в тетрадь, подчеркните главные члены.

Работа в паре, проверка на доске.

4) – Еще раз давайте вспомним, как мы определяли , сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

– Мышка поселилась в теремке, а мы дадим нашим глазкам отдохнуть.

IV. Физкультминутка для глаз

Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала все начни.

Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Влево-вправо и – следим.

V. Сообщение темы урока и постановка цели

1) – Наша сказка продолжается. Кто следующий прибежал к теремку? (Иллюстрация)
– У лягушки-квакушки к вам есть вопросы.
– Вот вы сейчас записали в тетрадь предложение. Докажите, что это предложение. (Состоит из слов, слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль)
– Скажите, а кто из вас сталкивался с проблемой: пишем  предложение, часть слова не помещается на строке? (поднимают руки)
2) – Какие способы вы использовали? (Перенести часть слова на другую строчку)

VI. Изучение нового материала

1) – Что значит перенести? (Написать часть слова на другой строчке, поставив тире)
– А какую часть мы можем перенести? (Учебник стр.14 правило)

2) – Лягушка наша очень хочет попасть в теремок, но сможет только тогда, когда вы разделите слово «лягушка» на слоги для переноса.  (Работа в группах, карточка № 2)
– Проверим, что вы предлагаете? (ля-гушка, лягуш-ка, показ на доске)
– Вот и лягушка поселилась в теремке.

VII. Первичное закрепление изученного

1) – Кто же дальше появился в сказке? (Заяц, иллюстрация)
– И принес он вам задания, чтобы вы помогли ему их сделать, и зайчик смог бы поселиться в теремке.
– Возьмите карточки №3 : синим кружком отмечена сложная карточка, а желтым полегче, выберите ту, с которой вы считаете, что справитесь. Ваша задача найти и подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.  /выполнение/

2) – Кто выбрал желтые карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? (Один  слог, проверка на доске)
– Кто выбрал синие карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? (Есть слова, где слог состоит из одной буквы, проверка на доске)

3) – Итак, кто сделает вывод: когда нельзя перенести слово? (Если один слог или слог состоит из одной буквы)
– Вот и зайчик поселился в теремке.

VIII. Физкультминутка

– Кто прибежал к теремку следующий? (Лиса)
– Вот она предлагает вам поиграть.

Вы , наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках..
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.

IX. Словарно-орфографическая работа

– Кто же дальше прибежал? /волк/
– Принес он вам загадку.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Всегда во рту,
А не проглотишь.

(Язык)

– Какие значения имеет это слово? (Орган , средство общения)
– Как называют такие слова ? (Многозначные)
– А написание этого слова еще и запомнить нужно. Как такое слово называется? (Словарное)
– Отметьте его в словарной карточке. Что с ним нужно сделать? (Выучить)
– Запишите это слово зеленой ручкой на следующей строке, подчеркните орфограмму.  (Показ на доске)
– А как можно перенести слово «язык»? (Нельзя перенести, слог из одной буквы)
– Вот и волк поселился в теремке.

X. Закрепление изученного материала

1) – И последним кто пришел? (Медведь, иллюстрация)
– Кто может рассказать, что же дальше произошло? (Залез на теремок и развалил его, иллюстрация)
– Ах, разбежались звери, остались без дома. Кто же разбежался? (Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь.)
– А хотите помочь зверям построить новый дом? (Да)
– Для этого на следующей строчке запишите названия зверей, разделив их для переноса. (Показ образца.)

2) – Проверим , что у вас получилось. Как разделили 1, 2, … слово?
– Почему слово «волк» нельзя перенести? (Один слог)
– Вот и построили мы новый теремок (Иллюстрация)

XI. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Что вспомнили на уроке?

Зная правила переноса,
Не останемся мы с носом.

– Дома вы разделите слова для переноса в карточке №4. Можно выбрать задание посложнее на большой карточке и полегче на маленькой карточке.

XII. Рефлексия

– На полях в тетради нарисуйте светофорчик.

Тут и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!