Методические рекомендации для педагогов и родителей. ОБЖ дошкольника

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранение жизни и здоровья детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, с правилами поведения на воде, в лесу, лифте, готовить ребенка к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Дошкольник любознателен в своих разнообразных играх, он повторяет поступки и действия взрослого, и чтобы сохранить жизнь и здоровье ребенка для взрослого важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных ситуациях. Подобранный материал будет полезен для использования воспитателями в детском саду, а так же родителями.

Тема 1: “Виды опасностей для детей дошкольного возраста”

Задачи:

1.Освоение знаний по ОБЖ. Развитие качеств личности необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

2.Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями предвидеть потенциальную опасность и правильно действовать в случаях их наступления.

3.Использовать средства индивидуальной защиты. Расширить и систематизировать знания о правилах поведения на улице, на дороге, в транспорте, в природе, дома. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

Используемый материал: методическая литература - Стеркина Р.Б. “Основы безопасности детей”, Шорыгина Т.А. “Правила пожарной безопасности”, Храмцова Т. В. “Воспитание бережного поведения в быту”.

Чтение художественной литературы: Чуковский К. И. “Путаница” , Маршак С. Я. “Пожар”.

Рассматривание иллюстраций по картине.

Инсценировка сказок: “Кошкин дом”, “Три медведя”, “Волк и семеро козлят”.

Дидактические игры: “ Основы безопасности в доме”, “ Опасные предметы”, “Чужой”.

Экскурсии: На кухню, в прачечную.

Художественная деятельность: рисование “Ядовитые растения”, “Дорожные знаки”.

Конструктивно-модельная деятельность: “Наша улица”, “Светофор”

Тема 2: “Единые телефоны службы спасения”

Задачи:

1. Познакомить детей с телефонами экстренных служб (101-пожарная, 102-полиция,103-скорая помощь,104-служба газа,112-служба спасения).

2.Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.

3.Вызвать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Используемый материал: просмотр видео роликов с телефонами экстренных служб, просмотр детских познавательных мультфильмов по теме. Картинки с изображениями номеров телефонов спасения, элементы спецодежды и инструменты для служб спасения.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Служба спасения”.

Дидактические игры: “Напиши телефон спасения”, “Собери опасный предмет”, “Цепочка безопасностей”.

Художественная деятельность: Рисование спецтехники, бытовых приборов, экологических карточек, что можно в лесу, что нельзя.

Конструктивно-модельная деятельность: “Улицы города”, “Дорожные знаки”.

Тема 3: “Безопасность детей в детском саду”

Задача:

1.Создание условий для психологического комфорта, чтобы пребывание в группе не стало источником стресса.

2.Профилактика и устранение причин детского травматизма. Обеспечение физического здоровья детей.

Используемый материал: Чтение художественной и познавательной литературы. Просмотр видеофильмов. Подборка картинок по данной теме.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Пожарные”, “Детский сад”, “Больница”.

Дидактические игры: “Опасные предметы”, “Найди лишнее”.

Художественная деятельность: рисование схемы-маршрута с опасностями на территории детского сада.

Познавательно исследовательская деятельность: опыты с песком, водой, снегом, сосульками.

Тема 4: “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”

Задачи:

1. Закреплять и систематизировать знания о правилах дорожного движения. Вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дороге. Воспитывать в детях правильных пешеходов.

2. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.

Используемый материал: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций и карточек с дорожными знаками. Подборка видеофильмов и мультфильмов для детей.

Сюжетно-ролевые игры: “Шоферы”, “Лучший пешеход”.

Дидактические игры: “Дети и дорога”, “Найди такой же”.

Художественная деятельность: рисование “Наши друзья - дорожные знаки”, “Транспорт”. Аппликация: “Светофор”, “Улицы нашего города”.

Конструктивно модельная деятельность: “ Машины”, “Мосты”, “Переходы”.

Тема 5: “Как вести себя на улице и во дворе”

Задачи:

1. Закрепить знания о том, что передвигаться необходимо по тротуару, играть на детской площадке под присмотром взрослых; небезопасно близко подходить к качелям; необходимо соблюдать осторожность на горке.

2. Напомнить о том, что опасно гулять “под окнами” (возможно падение различных предметов из окна или с крыши дома); нельзя поднимать незнакомые предметы (опасность взрыва); подходить к люкам, местам проведения строительных и ремонтных работ.

3. Не разрешается лазить на крыши гаражей и иных строений; не подходить близко к припаркованным машинам.

4. Закрепить знания о том, что нельзя ходить с незнакомыми людьми, нельзя брать у них угощение или игрушки.

Используемый материал: видеоряд с изображениями “Опасность во дворе, на детской площадке и т.п.”, знак “Въезд/выезд во двор”.

Игры: “ Мы – веселые ребята”, футбол, вышибалы, игры со скакалкой.

Тема 6: “Безопасность на дороге”

Задачи:

1. Закрепить понимание того, что передвигаться необходимо только по тротуару, пешеходным дорожкам, не мешая прохожим, идущим позади или навстречу; опасно идти у самого края дороги.

2. Воспитывать привычку переходить улицу только в специально отведенных местах: на светофоре, пешеходный переход, подземный переход.

3. Знать, что необходимо пропускать машины со спецсигналами.

4. Во время движения необходимо держать взрослого за руку, опасно ездить на велосипеде, самокате (возможность съезда на проезжую часть дороги, сбить или наехать на других пешеходов).

5. Учить ребенка помогать пожилым, малышам и людям с ограниченными возможностями.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд по теме; макет улицы. Просмотр мультипликационных фильмов по теме.

Игры: “Светофор”, “Воробышки и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема “Правильно - неправильно” (одни дети рисуют как необходимо себя вести на дороге, другие – последствия неправильного поведения: авария, травма и т.п.).

Тема 7: “Безопасность на транспорте”

Задачи:

1.Совершенствовать знания детей о том, что, ожидая транспортное средство на остановке нельзя стоять близко к дороге, необходимо входить и выходить только из полностью остановившегося транспорта.

2. Закрепить правила поведения в общественном транспорте ( крепко держаться, не пачкать окружающих, громко не разговаривать, не выбрасывать мусор в окно, не отвлекать водителя, не общаться с незнакомцами и т.д.)

3. Дать понятие о том, как необходимо обходить общественный транспорт при переходе улицы.

4. Познакомить с правилами поведения в метро и на железно-дорожном транспорте (не стоять у края платформы, не заходить за ограничительную линию; заходя в вагон смотреть под ноги; не бегать, не прыгать по эскалатору.

Используемый материал: иллюстрации по данной теме.

Игры:

  • дидактические – “Умные машины”, “Автомобиль – целое и его части”;
  • подвижная – “Птицы и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема: “Транспорт”, “Безопасность на транспорте”.

Конструктивно - модельная деятельность: тема: “Транспорт”.

Тема 8: “Безопасность зимой”

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей, что катание на санках, снегокате, коньках, лыжах, игра в снежки опасны.

2. Напомнить, что нельзя есть сосульки, снег (микробы, переохлаждение).

3.Закрепить знания, что нельзя ходить по льду на водоемах (опасность провалиться под лед). Необходимо соблюдать осторожность в гололед (опасность получения травмы).

4. Учить детей одеваться по погоде. Объяснить, что нельзя долго находиться на улице в сильный мороз (переохлаждение и обморожение).

5. Познакомить с правилами первой помощи при первых признаках переохлаждения.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд с изображением зимних видов спорта, зимних забав и развлечений; опасности зимой.

Игры:

  • дидактическая – “Когда это бывает?”;
  • подвижные – “Два Мороза”, “Снежные круги”, “Отважные туристы”.

Художественная деятельность: по теме: “Зимние забавы”.

Тема 9: “Один дома”

Задачи:

1.Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома.

2.Познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами, лекарствами.

3.Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за свое поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Используемый материал: коробка с иголками, кружевами, тесьмой, булавками, ткань, кукла, кукольная одежда, утюг ,замки из картона, коробка с разноцветными таблетками.

Игры: дидактические - “Найди лишнее”, “Закрой все замки”, “Разговор по телефону с незнакомым человеком”.

Тема 10: “Пожар”

Задачи:

1. Довести до понимания детей, что небрежное обращение с огнеопасными предметами, несоблюдение пожарной безопасности может довести до беды.

2. Воспитывать чувство ответственности за свои действия.

Используемый материал: карточки для игры, картинки – персонажи сказок, мольберт.

Игры:

  • дидактические - “Чем украсим елку”, “Опасны ли эти предметы?”.
  • Инсценировка сказки “Как звери елку наряжали”.

Тема 11: “Безопасность на улице” (животные)

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми животными.

Используемый материал: иллюстрации животных.

Игры и развлечения: Загадки о животных; чтение стихотворения Ю. Мориц “Огромный собачий секрет”; составление правил поведения при встрече бездомных животных.

Художественная деятельность: рисование запрещающих плакатов.

Тема 12: “Массовое скопление людей”

Задачи:

1. Научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тревожных ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в жизни.

Используемый материал: телефон, иллюстрации: ребенок на катке, ребенок в кинотеатре, ребенок в общественном транспорте.

Игры и развлечения:

  • сюжетно-ролевая игра “Служба 111”;
  • чтение стихотворений А. Барто “Вовка - добрая душа”;
  • беседа об опасности петард, бенгальских огней, выставка плакатов и рисунков.

Тема 13: “Безопасность дошкольника” (похищение)

Задачи:

1. Демонстрация различных форм общения между людьми, сохранение доброго отношения к людям при наличии навыков бдительного и безопасного поведения, воспитание доверия к окружающему миру.

Используемый материал: иллюстрации по теме.

Игры и развлечения: дидактические игры - “Что если......”, “Незнакомец”, “Дорога домой”, “Вымогательство”, сюжетно-ролевая игра “Моя безопасность!”.

Тема 14: “Если ты потерялся”

Задачи:

1.Научить детей правильно вести себя, если потерялись; научить детей вести себя в людных местах, так чтобы не потеряться; подвести детей к пониманию того, для чего нужно знать домашний адрес, закрепить знание домашнего адреса.

2. Развивать умение ориентироваться в сложной ситуации; воспитывать желание не попадать в сложные ситуации; подвести детей к пониманию , что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Используемый материал: картинки с изображением ситуаций; атрибуты для обыгрывания этих ситуаций (форма полицейского, военного, продавца).

Дидактическая игра: “Можно - нельзя”

Тема 15: “Безопасность в лесу”

Задачи:

1. Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу.

2. Уметь ориентироваться в чрезвычайной ситуации; развивать внимание, мышление, память при решении проблемных ситуаций; инстинкт самосохранения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и ответственность за окружающую среду; познакомить детей со съедобными и не съедобными грибами и ягодами; научить различать и правильно их называть.

4 . Воспитывать чувство коллективизма.

Используемый материал: картинки с изображением грибов и ягод; карандаши, бумага, звуки леса.

Игры: “Съедобное – не съедобное”, “Четвертый лишний”.

Тема 16: “Безопасность на воде”

Задачи:

1. Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде; вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоема и для действия в экстремальных ситуациях.

2. Закрепить знания детей о лете, об играх детей летом; воспитывать чувство осторожности и ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Используемый материал: иллюстрации, осколки, коряги и прочий мусор.

Игровое занятие.

Тема 17: “Гроза – молния”

Задачи:

1. Дать детям элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга; а главное познакомить с правилами поведения во время грозы.

2. Продолжать учить детей анализировать, делать выводы и умозаключения.

Беседа, чтение стихотворения А. Барто “Гроза”, заучивание пословиц и народных примет о грозе, лепка на пластине “радуги”.

Тема 18: Итоговое занятие

Проведение тематического дня для детей старшего дошкольного возраста

“Дорожная азбука” - информация на сайте: urok.1sept.ru/articles/653444