Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7-го года жизни на тему "Звук С. Играем со Снеговиком"

Разделы: Логопедия


Цель: формировать навык правильного произношения звука С.

Задачи:

  • Формирование фонетико-фонологической компетенции:
  • Закрепление умения правильно произносить звук С в слогах, словах, предложениях и тексте;
  • Формирование контроля за собственным произношением звука С;
  • Закрепление умения определять наличие/отсутствие звука С в слове;
  • Формирование звукового анализа слогов со звуком С;
  • Формирование умения определять первый и последний звук в слове;
  • Формирование звукового синтеза слова.
  • Формирование грамматической компетенции:
  • Обучение согласованию имен числительных с именами существительными.
  • Формирование умения составлять предложение из слов.
  • Формирование умения пересказывать рассказ с опорой на предметно-графический план.
  • Формирование психологической базы речи:
  • Развитие
    • зрительного восприятия;
    • слуховой линейной памяти;
    • устойчивости, переключения внимания;
    • формирование умения ориентироваться на плоскости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед сообщает детям, что к ним на занятие придет гость и предлагает отгадать, кто же это.

Что за снежный человек,
Нос – морковка, тело – снег.
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора?

Логопед: «Ребята, назовите первый звук в слове снеговик. (Звук С). Расскажите, как правильно произносится звук С. (Губы улыбаются, зубы сближены, широкий язычок опущен за нижние зубы). Давайте споем песенку зимней метели: «СССССССССС».

Логопед: «Ребята, посмотрите на Снеговика. Какое у него настроение? (Настроение у Снеговика грустное). Снеговик грустит без друзей. Ему не с кем играть. Давайте поиграем со Снеговиком.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Са – …
Со – …
Су – …
Сы – …
Ас – …
Ос – …
Ус – …
Ыс – …

Логопед: «Снеговик пришел из леса. Он будет называть предметы, которые видел в зимнем лесу. Вы повторяйте слова со звуком С.

Лес, куст, дерево, лиса, лось, сугроб, снежинка, белка, сосулька, волк, заяц, сова, сорока, лесник».

Игра «Измени слово»

Замените первый звук в слове на звук С:

Мало – …
Клава – …
Тоня – …
Бок – …
Дом – …
Лук – ..
Мода – …

Замените последний звук в слове на звук С:

Бак – …
Рим – …
Лев – …
Нож – …
Труд – …
Голод – …

Игровое упражнение «Угадай слово, которое задумал Снеговик»

С Ы Н
С О ЛЬ
С А ЛЬ У Т
С У М К А
У С Ы
Ф А С О ЛЬ
С Т А К А Н
С О С К А
Н А С О С

Игровое упражнение «Посчитай снежинки»

Снеговик принес вам снежинки. Он просит посчитать их. (См. Приложение). (Одна снежинка, две снежинки и т.д.).
Сколько снежинок принес Снеговик? (Снеговик принес 10 снежинок).

Игровое упражнение «Разложи картинки по порядку»

Снеговик учит цифры. А вы знаете цифры? Давайте называть картинки и раскладывать их в таблице по порядку от 1 до 9. (Суп, соль, сыр, сова, сорока, снегирь, сапоги, сандалии, кроссовки).

Игровое упражнение «Что задумал Снеговик?»

Отгадайте, какую картинку задумал Снеговик? Что находится в верхнем правом углу? (В верхнем правом углу находится сыр.) Что находится под солью? (Под солью находится снегирь.) Что находится справа от совы? (Справа от совы находится сорока.) Что находится между сапогами и супом? (Между сапогами и супом находятся сапоги.) И так далее.

Игровое упражнение «Подружи картинки»

Посмотрите на картинки. Составьте предложение по двум картинкам: Соня, ананас. (Соня моет ананас.) и так далее.

Соня – ананас
Соня – посуда
Соня – кактус
Соня – сумка
Соня – киска
Соня – сад
Соня – сандалии
Соня – бусы
Соня – собака

Игровое упражнение «Помоги Снеговику составить предложение из слов»

Снежинка, сверкать (Снежинка сверкает).
Соня, надевать, сапоги
Оксана, пить, квас
Саня, мыть, посуда
Стая, лететь, высоко
Алиса, давать, суп, собака
Стас, насыпать, совок, песок
Саня, ехать, на, самокат
На, стол, стоять, стакан
Оксана, наливать, суп, в, миска

Игровое упражнение «Снежный ком»

Запомните и повторите предложение. Каждое новое предложение будет длиннее предыдущего: будет увеличиваться, как снежный ком.

Соня пьет сок.
Соня пьет свежий сок.
Соня пьет свежий вкусный сок.
Соня пьет свежий вкусный сладкий сок.
Соня пьет свежий вкусный сладкий смородиновый сок.
Анфиса купила бусы.
Анфиса купила красные бусы.
Анфиса купила красные сверкающие бусы.
Анфиса купила красные сверкающие пластмассовые бусы.
Анфиса купила красные сверкающие пластмассовые стильные бусы.

Логопед: «Как вы думаете, как появился Снеговик? Его слепила Соня. Послушайте рассказ «Как Соня слепила Снеговика» и перескажите его с помощью картинок и стрелочек». (Картинки: Соня, сад, снег, Снеговик, санки).

Соня гуляла в саду.
В саду было много снега.
Из снега Соня сделала Снеговика.
Снеговика Соня посадила на санки.
На санках Соня катала Снеговика по саду.

Итог занятия

Логопед: «Вспомните, какое настроение было у Снеговика в начале занятия?» (У Снеговика было грустное настроение.) А какое настроение у него сейчас? (Сейчас у него веселое, радостное настроение.) Почему ему стало весело? (Мы с ним поиграли.) Как мы играли со Снеговиком, что мы делали на занятии? (Мы называли слова со звуком С, составляли слова из звуков, считали снежинки, называли и раскладывали картинки по порядку, составляли предложения из слов, запоминали и повторяли предложения, пересказывали рассказ.) Играя со Снеговиком, вы старались правильно произносить звук С. (Логопед оценивает работу детей.)